Казнить нельзя помиловать. где поставить запятую

Самая важная и интересная информация на тему: "казнить нельзя помиловать. где поставить запятую" с профессиональной точки зрения. В статье собрана и структурирована весь полезный материал по теме.

Казнить нельзя помиловать. Где поставить запятую?

ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ДНЁМ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПИСЬМЕННОСТИ

То, что 24 мая знаменуется Днём славянской культуры и письменности, известно достаточно широко: всякие там массовые акции, да новости по телику. А вот то, что на следующий день следует «продолжение банкета», – День филолога – известно уже немногим.

Филолог – он конечно, не врач, не космонавт, не полицейский. Экшена в его жизни раз, два и обчелся, но кое-какие занятности всё же встречаются, как филолог говорю, хотя бы и бывший.

Одной из таких занятностей я и хочу поздравить всё прогрессивное человечество с обоими упомянутыми праздниками.

Итак, ко Дню славянской культуры и письменности, а заодно и ко Дню филолога открываю вам одну из «страшных тайн» русского языка: в крылатом выражении «Казнить нельзя помиловать» запятую можно вообще не ставить!

Даже не так – лучше вообще не ставить! Это я еще на IV курсе усвоил: уловил краем уха на одной из лекций по русскому языку. А вот почему лучше не ставить – этого я уже не уловил. Ну разве что в общих чертах…

Однако, понимаю, без подробностей не обойтись, и потому обращаюсь за ними к признанному специалисту – человеку, который на той же лекции, что и я, усваивал материал с куда большей самоотдачей и теперь сам с успехом читает подобные лекции, будучи кандидатом филологических наук, доцентом кафедры культурологии и журналистики ВятГУ.

Засим передаю слово моему давнему товарищу Андрею Александровичу Злобину: «Одна из важнейших функций знаков препинания заключается в выявлении различных смысловых оттенков, присущих частям письменного текста: чем правильнее выбран знак, тем точнее изложенная мысль.

Что же касается сложного бессоюзного предложения «Казнить нельзя помиловать», то между его частями может быть поставлен один из трех знаков (на выбор пишущего): двоеточие, тире или запятая. Причем наиболее предпочтительными из них являются двоеточие и тире.

В случае выбора двоеточия («Казнить нельзя: помиловать» или «Казнить: нельзя помиловать») мы показываем, что во второй части предложения раскрывается причина того, о чем говорится в главной части. Иначе говоря, «Казнить нельзя, поскольку надобно помиловать» или же «Казнить, так как допустить помилования, ну, просто невозможно».

В случае выбора тире («Казнить нельзя – помиловать» или «Казнить – нельзя помиловать») мы заостряем внимание на противопоставлении первой и второй части предложения. Условно тире можно заменить союзом «а» или «но». То есть «Казнить нельзя, а надо бы помиловать» или «Казнить, но ни в коем случае не миловать».

Тире также может выступать и как выразитель причинно-следственных отношений: «Казнить нельзя, следовательно, надо помиловать» или «Казнить вследствие того, что помилование недопустимо».

В случае выбора запятой («Казнить нельзя, помиловать» или «Казнить, нельзя помиловать») смысловые отношения между частями будут выражать лишь определенную последовательность действий».

Чтобы стало понятнее, о чем ведет речь Андрей Александрович, я немного продлю эту самую «последовательность действий», лишенную каких-либо причинно-следственных отношений. Выходит нечто следующее.

1. Казнить нельзя, помиловать, подготовить постановление о реабилитации, дело сдать в архив, о компенсациях умолчать, на жалобы родственников наплевать, о премиях забыть.

2. Казнить, нельзя помиловать, исполнить до нуля часов, об исполнении доложить, дело засекретить.

Но ведь обычно, когда речь идет о выборе запятой для выражения «Казнить нельзя помиловать», простая последовательность (последовательное перечисление) действий, собственно, и не подразумевается. Иначе пришлось бы еще и вместо точки выбрать многоточие: «Казнить нельзя, помиловать…(и т.д. и т.п.)».

В общем, именно благодаря запятой мы получаем самый неинтересный вариант – сухой перечень, ноль эмоций, ничего личного, а главное никаких объяснений того, почему же надо казнить или миловать?

Казнить нельзя помиловать. Где ставим запятую?

Тест о знаменитых казнях, о палачах, об исторических фактах, когда героям удалось избежать смерти, обо всем, что связано с пытками.

Смертная казнь – старейшее в истории человечества наказание. Око за око, зуб за зуб, месть за преступление. Издевательства и пытки, прелюдии к казням тоже имеют древнейшее происхождение. Человек убивал человека, изощренно и жестоко. Что мы об этом помним?

Тест не для слабонервных.

В советском мультфильме «В стране невыученных уроков» (1969, реж. Ю. Прытков) жизнь главного героя Вити Перестукина зависела от правильной расстановки запятой в предложении.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети:

Подпишитесь на канал «ШколаЖизни.ру» в Яндекс.Дзен!

Подпишитесь на уведомления о новых тестах

Вам будет интересно пройти эти тесты:

Познавательный тест о животных. Считается, что 99% когда либо обитавших существ на Земле уже вымерли, однако в природе все еще существует множество удивительных животных. Большинство животных в этом тесте вам знакомы, но знаете ли вы интересные особенности каждого из них? Проверьте себя!

Пройдите тест и проверьте свои знания! Для многих из нас снег не представляет собой чего-то необычного. Однако, статистика утверждает, что более половины всех людей нашей планеты никогда в жизни не видели снег. Пробовали ли вы разглядеть снежинку? А вы знаете, из чего она состоит?

«Снег, до чего ж красивый снег!

Я по снегу, как во сне

В старый замок убегу. »

Город – это единство непохожих, сказал Сократ. Как вы относитесь к своему городу: заботитесь или загрязняете, делаете жизнь в нем интереснее или опаснее, а может, вы только гость в нем.

Тест на эрудицию. Иногда рекламные слоганы помимо нашей воли западают в память. Собственно, для этого они и создаются – для привлечения внимания к товару и формированию определенного образа у потребителей. В этом тесте мы собрали самые разные рекламные слоганы-девизы. Проверьте себя, насколько хорошо вы их знаете.

© 2000–2019 Ежедневный познавательный журнал «ШколаЖизни.ру»

Учредитель — ООО «Квантор»
Адрес учредителя: 198516 Санкт-Петербург, г. Петергоф, Санкт-Петербургский пр., д.60, лит.А, ч.п. 2-Н, оф.432, 434

ООО «МЕДИО»
Адрес издателя: 198516 Санкт-Петербург, г. Петергоф, Санкт-Петербургский пр., д.60, лит.А, ч.п. 2-Н, оф.440

Главный редактор — Тимофеева Олеся Владимировна

Стоковые изображения от

О фотографиях и других изображениях, используемых на сайте.
Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов статей.
Любая перепечатка возможна только при выполнении условий.
Несанкционированное использование материалов запрещено.
Все права защищены.

Читайте так же:  Уход за остатками пуповины

«Казнить нельзя помиловать» — НИГДЕ в этой фразе не нужна запятая!

1. Вce дyмают, русская пунктуация бeccмысленна и бecпощадн а, но это не так. В ней есть два принципа — интонационный и структурный. Так вот, первый — бессмысленен, а второй — беспощаден.

***
2. Интонационным пpинципoм пользовались русские писатели, поэтому по ним учить пунктуацию нельзя. Цвeтaева, например, творила со знаками препинания настолько чёрное, что им теперь никогда не отмыться.

***
3. Cтруктурный принцип пунктуации — это не «я художник, я так вижу», а четкое следование законам русского языка.
Закона два:
1) Разделяй подобное.
2) Выделяй незаконное.
Просто, правда? А теперь поговорим про дох*иллион правил, которые из них вытекают.

***
4. Caмый е*аный и непонятный знак — это точка с запятой (

😉 . Он загадочен, как пучины океана, и правила его постановки упираются в «ставится, когда элементы предложения сильно осложнены», что может переводиться как «суй куда хочешь, потом отбрешешься».

5. Все грамотные люди знают, что надо ставить запятые перед подчинительными союзами. Мало кто знает, что части сложных союзов могут отделяться из-за частиц или вводных слов в главной части предложения.
Примеры ниже.

***
Я люблю тебя, потому что ты смешная.
Я люблю тебя только потому, что ты смешная.
Я люблю тебя, видимо, потому, что ты смешная.

Многие люди, кстати, не в курсе, что существуют подчинительные союзы типа «несмотря на то что», «ради того чтобы» и т. д., А зря!

***
Самая странная ошибка, которую я встречал — это выделение обстоятельств в начале предложения, например:
После хорошего ужина, мне захотелось вздремнуть.
Она там не нужна, ставить ее грешно, не делайте так.

***
Есть только 4 типа выделяющихся обстоятельств:
Деепричастные обороты
Сравнительные обороты.
Уступительные обороты.
Уточняющие обстоятельства.
Все остальное — тьма и ересь.

***
«Деепричастия в тексте выделяются всегда!» — раздается крик русички на весь класс. В большинстве случаев это так, но плохо то правило, где нет исключений! Деепричастия могут не выделяться, если выполняют функцию сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу, но это бывает редко.

***
Ещё деепричастия не выделяются, если они наречие (Еду в автобусе сидя) или фразеологизм (Делаю работу спустя рукава). Это надо запоминать, но никто не хочет.

***
Если русский язык не может подчинить что-то своей воле, то он называет знак необязательным или вариативным. Это простой и действенный способ избежать жертв среди филологов.

***
К слову о вариативных знаках. Больше всего тьмы и непонятое в плане пунктуации кроется в области производных предлогов.
Так вот, только ДВА оборота с предлогами ВСЕГДА выделяются:
Несмотря на (обст. уступки)
Кроме/включая/исключая (обособленное дополнение).

***
Предлог «благодаря» выделяется по интонационному принципу, но это далеко не обязательно.
Предлог «типа» (и он пишется именно так — ТИПА) НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ВООБЩЕ.

***
Если вас успокаивает то, что вы знаете такой минимум, как запятая перед «и» в сложносочинённом предложении, то у меня для вас плохие новости: есть пять случаев, когда ее там быть не должно.

***
1) У частей ССП есть общий второстепенный член.
Весной голубеет небо и начинают зеленеть деревья.
2) Есть общая главная часть при однородном подчинении придаточных.
Тогда казалось, что мы будем вместе и никто не сможет нас разлучить.

***
3) Есть общее придаточное.
Когда я проснулся, все вокруг было серым и никуда не хотелось идти.
4) Есть общая интонация.
Ты будешь стоять спокойно или мне снова идти за лопатой?
5) Входят в состав прямого вопроса в БСП.
Есть вопрос: ты будешь слушаться или мне тебе наказать?

***
Тире и двоеточие имеют жёсткую привязку к интонации, потому что через нее передают основное значение в бессоюзном предложении. Двоеточие заменяет союзы «что» и «потому что» и выражает распространительное значение, так что с ним все просто.

***
Тире — это всратый знак. Мало того, что его путают с дефисом-шмефисом, так оно — тире! — может быть ещё и парным. В БСП же есть абсолютно невменяемое правило про выражение быстрой смены событий, которую никак определить нельзя. Это надо только чувствовать.

***
Законы русского языка гласят, что признаки объектов должны стоять только перед объектами. Именно поэтому определения, стоящие после определяемого, выделяются запятыми. И здесь вы вспомнили страшные слова «причастный оборот», но это ещё не все.

***
Кроме причастных оборотов, стоящих после главного слова, выделяются ещё и однородные определения, молодые, дерзкие и жаркие, а также сочетания с прилагательными, похожими на причастия, но ими не являющиеся.
А теперь детки, найдите в тексте с правилом примеры.

***
Как уже было сказано, в языке выделяются всякие уродства и некондишки. В отряде определений это причастный оборот, который чувствует себя обстоятельством – трансгендер от синтаксиса).

Совершенно вымотанные, пионеры решили остаться дома.

***
Определения — это признак объекта. Местоимения указывают на объекты, но не называют их. Они не могут быть вместе, это неестественно.
Именно поэтому определения, относящиеся к личным местоимениям, выделяются всегда.

Уверенный в своей правоте, он продолжал носить шёлковую ночнушку.

***
Самая е*анина в обособлении — это конструкции с союзом «как», потому что там мильон подпунктов, на каждый из которых есть своя оговорка в духе «но если вам очень хочется, то. «
Чтобы правильно ставить запятые, надо разобраться, где у вас сравнение.

***
Что такое сравнение? Это когда ЧТО-ТО выражает признак через сравнение с ЧЕМ-ТО. Логично? Если у вас только один элемент, то это не сравнение, а сказуемое.

У нее задница как у корабля.

У нее задница большая, как у корабля.

***
Ни в одном фразеологизме не нужны знаки препинания, даже если все ваше существо вопит, что они там жизненно необходимы.

Беден как церковная мышь.
Голоден как волк.
Ни рыба ни мясо (особенно больно).

***
В большинстве оборотов с «как» союз можно заменить:
КАК=В КАЧЕСТВЕ – не ставим зпт.
КАК=БУДУЧИ – ставим зпт.
КАК=любой другой сравнительный союз – смотрим, сравнение ли это.
А потом думаем.

Я, как классик литературы, ставлю запятые как хочу.

Я люблю тебя как друга.

***
По поводу «как хочу», «как угодно», «как заблагорассудится» и т.д.
Это устойчивые сочетания, запятая перед ними не нужна, но только если в предложении не пасётся слова «так».

***
Если в предложении ЕСТЬ указательное местоимение ТАК/ТАКОЙ, перед «как» автоматически вырастает запятая, ибо их сочетание даёт нам парный союз ТАК. КАК.

Читайте так же:  Применение лечебной грязи в косметологии

***
Если вы когда-нибудь скажете филологу, что вводные слова кругом всегда в запятых, вы можете быть посажены на бутылку подумать о своем нехорошем поведении.
Вводные слова не выделяются в начале и в конце обособленных оборотов.

Поеду куда-нибудь, в Питер например.

***
Рубрика «Вам не говорили об этом в школе, и слава богу».
Ряд однородных членов после обобщающего слова — двоеточие, перед — тире, но иногда бывает, что сначала двоеточие, а потом тире:
Знаки препинания: запятые, тире и прочая херня – должны ставиться правильно.

***
Самый мощный пунктуационный мутант — это запятая-тире (,—)
Даже маститые профессоры начинают невнятно мычать, когда их просят объяснить законы постановки этого знака, поэтому я не буду даже пытаться.

***
Для кого-то это секрет, но запятая в обращении после частицы «о» не нужна.

Приезжай же скорее, о женщина моей мечты!
Обращения при этом выделяются запятыми целиком.

О луна моей жизни и закат моего разума, когда ж ты приедешь с далёкой чужбины?

***
Кстати! Выделяется все незаконное, так? Так! Поэтому мы и отделяем запятыми вводные слова, обращения и эмотивные междометия, ведь они не связаны с предложением. То есть они НЕЛЕГАЛЫ.

***
В сложных предложениях часто попадается запятая на стыке союзов.
Мне сказали, что(,) если все получится, мы зашибем бабла.
Так вот, если вы видите в предложении ТО или НО, зпт вам на стыке не нужна.
Также она не нужна в начале предложения.

Но когда меня спросили, я не ответил.

***
Все знают, что в сложном предложении запятая ставится перед союзом и РАЗДЕЛЯЕТ (запятые в русском ничего не соединяют!), но это не работает с определительными придаточными.

Иду мимо дома, обшарпанные стены которого скоро падут.

Зпт в таких предложениях стоит ПОСЛЕ ГЛАВНОГО СЛОВА!

***
Средством связи в СПП могут быть не только союзы и союзные слова, но и частицы. Обычно используются частицы ЛИ (в вопросительных) и НИ (в уступительных). Запятые ставятся на границе частей.

Хочу спросить, можешь ли ты мне помочь?
Сколь бы ты ни ныл, ты все равно во френдзоне.

***
Не все инфинитивные конструкции в предложениях выделяются. Ваш ориентир для запятой — союз «чтобы».

Мы пошли в бар нае*ениться — обстоятельство цели выражено инфинитивом.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Мы пошли в бар, чтобы нае*ениться — обособленное обстоятельство цели.

***
Если вам когда-нибудь напишут что-то вроде «Ты ох*ел чтоли», то вот на что вам надо указать относительно вопросительной частицы «что ли»:
1) Пишется раздельно.
2) Всегда выделяется запятой.
3) Всегда образует вопросительное предложение и требует «?»

Ты неграмотный, что ли?

***
Пришла пора разрушить ваши детские иллюзии по поводу фразы «Казнить нельзя помиловать».
НИГДЕ в этой фразе не нужна запятая!
Казнить: нельзя помиловать ( двоеточие=потому что).
Казнить нельзя – помиловать (тире=поэтому).
Да, вам лгали все детство, живите с этим.

***
В этих ваших интернетах точка в конце предложения считается даже не анахронизмом – дурным предзнаменованием, и ее опускают
А некоторые особо радостные лепят сотни восклицательных знаков. В каждом предложении.
В реальной жизни так делать НИНАДА!

***
Помните следующее: при общении в интернете разница между понятиями «заносчивый говнюк» и «вежливый человек» заключается зачастую в постановке вопросительного знака.

«Встретимся» — утверждение говнюка.
«Встретимся?» — вопрос человека.

***
ЧТО ПО НОРМАМ СТАВИТСЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ:
В повествовании ставится точка. Или, если мы у мамы томные, троеточие.
Мы задаём вопрос? Может, с восклицанием?! Или мы снова томные.
Когда восклицаем, то ставим ОДИН знак! А при недосказанности и томлении.

***
Междометия — это внесистемный элемент языка из области вечной тьмы и первородного хаоса. С их выделением возникают вопросы, потому что не все лингвисты не могут до конца ответить на вопрос «Что ты такое, тварь?!»

***
В тексте выделяются эмотивные междометия: ух, ох, ой, б*ять, ё* твою мать и прочие.
Ух, какая у нее жопа!
Но! В сочетании с вопросительными местоимениями они могут приобретать обстоятельственное значение и становиться наречиями.

У нее ух какая жопа!

***
Про тире в простом предложении. Оно может не ставиться между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено местоимением.
Вы молодцы и умницы.
Вы – молодцы и умницы.
Второй случай, ясное дело, более выразителен».

Коварство фразы «Казнить нельзя помиловать»

Выражение «Казнить нельзя помиловать» чрезвычайно любопытно в плане совмещения в одной фразе двух взаимоисключающих вероятностей, наступление которых возможно варьировать всего лишь постановкой знаков препинания.

Откуда фраза «Казнить нельзя помиловать» и в чём её коварство

Эти ставшие классикой слова представляют собой одну из разновидностей амфиболии – выражения, имеющего двоякий смысл, в зависимости от расположения знаков препинания, употребления в разных контекстах. С возникновением двусмысленных выражений вида «Казнить нельзя помиловать» связывались имена разных исторических деятелей: от одной из английских королев в XIV веке («Edvardum occidere nolite timere bonum est» – «Эдуарда убить не смейте выказывать страх») до русского императора Александра III в веке XIX («Pardon impossible to be sent to Siberia» – «Помиловать нельзя сослать в Сибирь»).

Из какой сказки (мультика)

В России фраза «Казнить нельзя помиловать» стала популярной после выхода на экран замечательного советского мультфильма «В стране невыученных уроков», снятого по одноимённому произведению Л. Гераскиной. В нём лентяй Виктор Перестукин на своей собственной персоне понимает не номинальную, а совершенно реальную важность правильной расстановки знаков препинания, от которой зависит понимание смысла написанного. Попытавшись сначала поставить запятую как попало, он чуть было не получил приговор без права обжалования «Казнить, нельзя помиловать». И только подумав и переставив запятую на место после слова «нельзя», он смог избежать страшной участи, изменив тем самым смысл на спасительное «Казнить нельзя, помиловать». Впоследствии эти слова использовались и в не менее любимом многими мультфильме «Двенадцать месяцев», в котором эту же коварную задачу решала юная и не очень грамотная королева. В данном случае урок грамматики стал одновременно и уроком внутренней политики.

Кадр из знаменитого мультфильма о нерадивом школьнике

Где найти похожие выражения

В русском языке существуют и другие примеры амфиболии, например, фраза, приписываемая Петру I: «Строить нельзя сносить». Однако ставшая крылатой «Казнить нельзя помиловать» привлекает внимание своей эффектностью и наглядностью примера. Именно этими словами предпочитают иллюстрировать объяснение правил грамматики школьные учителя.

Амфиболия – явление интернациональное, и фразы, характеризующиеся двусмысленностью, существуют во многих языках. Например, в английском языке был проведён небольшой грамматический опыт, отличающийся любопытными, с точки зрения гендерной социологии, выводами. Фраза «A woman without her man is nothing» была предложена студентам на предмет правильной расстановки знаков препинания. Мужчины придали выражению смысл: «A woman, without her man, is nothing» – «Женщина без своего мужчины ничто». Женщины: «A woman: without her, man is nothing» – «Женщина: мужчина без неё – ничто».

В современных условиях такие фразы, подобные «Казнить нельзя помиловать», подразумевающие возможность двусмысленного толкования, часто приводят как пример, где хотят заострить внимание на том, что иногда от мелочи может зависеть что-то очень важное, в том числе, и жизнь.

Читайте так же:  Как преобрести красивый загар, не выходя из дома

«Казнить нельзя помиловать». Какие есть аналогичные фразы о пунктуации?

Пунктуационные двусмысленности являются частным случаем лексической амфиболии (неясности, двусмысленности),

являющейся одним из основных источников интеллектуального юмора. В пунктуационной амфиболии смысл меняется от места паузы (запятой)в произносимой фразе, а в качестве примеров кроме разнообразных вариаций типа «Варить нельзя выкидывать» можно привести и другие:

Казнить нельзя помиловать

Однажды довелось мне на подмосковной стройке обедать с бригадой плотников. Я привез материал для будущей печки, а они свою работу закончили и на следующий день собирались отправляться домой, куда-то в Костромскую область.

Когда разгрузил кирпич, плотники как раз садились за стол. Пригласили и меня. Отказываться не стал, сел, похлебал с мужиками наваристого грибного супа. Слово за слово – разговорились. Чуть-чуть рассказал о себе – откуда сам, чего собираюсь строить, много ли зарабатываю. Обычные в такой ситуации разговоры. Потом речь плавно перешла на грибы. Для деревенского человека – тема неисчерпаемая. Я уже приготовился было слушать традиционные байки про «два ведра белых» и прочее грибное счастье. Но в тот раз прозвучало нечто куда более интересное и важное, о чем я до сих пор не могу забыть.

Рассказывать взялся самый старший из плотников. На вид было ему уже лет за семьдесят. В таком возрасте топором много не намашешь. Но по тому, как внимательно все его слушали, чувствовалось, что авторитет у него в бригаде большой.

– На каждый гриб – свой подход нужен. Например, за опятами я иначе, как с мешком не хожу. Не будет удачи, так пустой мешок не утянет. Зато, уж если повезет – наберу, сколько на себе смогу унести. Как-то прошлой осенью наткнулся я в лесу на небольшую просеку. Видно, кто-то на баню себе осины рубил. Пеньки высокие, чуть не по метру. И на каждом опята, будто виноград – гроздьями. Набил мешок свой под завязку, а на пнях еще на пять мешков таких осталось. Ну да чего ж… Хотя бы это унести.

Вышел из лесу на проселок. До деревни еще километра три. Топаю и чувствую – не по плечу уже ноша-то. А выкидывать жалко. Кое-как иду, покряхтываю. А тут еще как нарочно дождь пошел. Мешок мой намок, отяжелел. Совсем дело худо. Вдруг слышу – машина сзади шумит. Оглянулся – «Москвичок» красный. Ну, думаю, слава Богу!

Мешок поставил на обочину, рукой машу. Водитель остановился, окошко опустил. Крепкий парень такой, куртка кожаная. Говорю: «Мил человек, подвези до деревни, подустал я». А он посмотрел на меня, на мешок мой: «Ты чего дед? Ты ж мокрый весь, как швабра. Сиденья мне намочишь». Окно закрыл и – по газам. Что поделать… И такие люди на свете бывают. Опять я мешок на плечо – топ да топ… С передышками помаленьку добрел. Иду уже по деревне. Смотрю, стоит тот самый красный “Москвичок” посреди дороги, прямо напротив моего дома. Подошел, спрашиваю у знакомца своего – что, мол, случилось?

– Да вот, – говорит, – батя, видишь, бензин кончился. Не знаешь, у кого здесь разжиться можно? Мне хотя бы литра три.

– Чего ж не знать, – отвечаю. – У меня есть бензин. Сейчас принесу.

Мешок с грибами у калитки скинул, пошел в гараж. Налил из канистры трехлитровую банку, понес бедолаге.

В этом месте старик сделал паузу. Ясно было, что вот-вот наступит развязка, прозвучит та самая фраза, ради которой и был весь рассказ. И мы узнаем, о чем он был – о христианском ли незлобии и умении отвечать на зло добром или же об изощренной мести. «Казнить нельзя помиловать» уже написано. Осталось лишь поставить запятую.

– Ох, и обрадовался же он. Только что танцевать возле своей машины не начал. – Батя, – кричит, – ну молодец! Вот выручил, так выручил!

А я улыбаюсь в ответ:

– Чего, ж тут… Люди помогать друг другу должны. На том мир держится, – и банку ему протягиваю. Он только взять ее хотел, а я руки-то и разжал. Банка вдребезги. – Ой, прости, дорогой, – говорю, – не удержал.

Я разочарованно вздохнул. Фраза прозвучала. «Запятая» в этой истории оказалась поставлена совсем не там, где я надеялся ее увидеть. А старик тем временем оставил благостный тон. Глаза у него как-то вдруг помолодели и теперь гневно сверкали из-под седых бровей:

– Он мне такой: “Дед, да ведь ты ж нарочно ее разбил”. Я ему в ответ: “А ты меня, деда старого, с мешком на дороге мокнуть оставил разве не нарочно? Вот теперь и получи от меня подарочек по заслугам своим”. Он, было, на меня с кулаками, да тут из дому на шум сын с внуком вышли. Забоялся он. Махнул рукой, закрыл машину и пошел куда-никуда по деревне, бензин добывать. Вот так оно в жизни бывает. Сделал другому зло – жди, когда оно к тебе вернется.

Старик закончил и обвел всех взглядом, ожидая реакции на свою поучительную историю. Но плотники молчали. Неловкая пауза повисла над столом. И в этом молчании увиделось мне куда больше мудрости, чем в рассказе старика. «Казнить нельзя помиловать» – задачка вроде бы детская. Вот только запятую в ней приходится ставить то тут, то там до самой старости. А жизнь, она ведь быстро проходит. Оглянуться не успеешь, как вместо запятых пора уже ставить точку.

На заставке фрагмент фото Nom & Malc

Нас обманывали всю жизнь!

Помните же знаменитое:

Казнить нельзя помиловать

И даже Википедия врёт как сивый мерин! Про знаменитую запятую.

Казнить нельзя помиловать — распространённое крылатое выражение для описания двух взаимоисключающих возможностей, один из известных примеров амфиболии. Смысл фразы в отсутствующей запятой, перестановка которой меняет смысл фразы на противоположный:

Казнить, нельзя помиловать — (казнить).

Казнить нельзя, помиловать — (пощадить).

Но всё трагически не так.

Читайте так же:  Отличный подарок - букет цветов!

Русский язык – реально сложнейшая вещь, недаром мы всю школу изучаем его, но все остаются троечниками или хорошистами. Отличниками становятся единицы, и они вымирают, ибо их гнездо было – «техническая редактура». А сегодня там царит Word от Мелкософта. Тыц на клавишу, и через секунду текст проверен. Но там точно есть засада – знаки препинания. Там программа плавает. Я даже не говорю про самое загадочное и для меня – знак точка с запятой ( ; ). Он загадочен, как пучины океана, и правила его постановки упираются в «ставится, когда элементы предложения сильно осложнены», что может переводиться как «суй куда хочешь, потом отбрешешься».

Так вот самое кошмарное, что нам все и всегда врали об этой фразе из мультика «В стране не выученных уроков»! Пора узнать правду.

Пришла пора разрушить ваши детские иллюзии по поводу фразы «Казнить нельзя помиловать».

НИГДЕ в этой фразе не нужна запятая!

Казнить: нельзя помиловать ( двоеточие=потому что).
Казнить нельзя – помиловать (тире=поэтому).

Да, вам лгали все детство, живите с этим.

А для меня всегда была засада с запятой перед как. Ставить-то когда надо?

«В большинстве оборотов с «как» союз можно заменить:

КАК=В КАЧЕСТВЕ – не ставим зпт.

КАК=БУДУЧИ – ставим зпт.

КАК=любой другой сравнительный союз – смотрим, сравнение ли это. А потом думаем.

Я, как классик литературы, ставлю запятые как хочу.

Я люблю тебя как друга.

И в заключение – гениальное правило, причём я всегда жил именно по первому:

Все думают, русская пунктуация бессмысленна и беспощадна, но это не так. В ней есть два принципа — интонационный и структурный. Так вот, первый — бессмысленен, а второй — беспощаден.

Парень, не глупи — медленно положи русский язык на пол и отойди на два шага назад. (с)

. Казнить нельзя помиловать? Только казнить! Еще раз о правописании

Еще раз о раздражающих вещах в правописании. Хотя я уже одну заметочку написала, но вижу, что мало, мало!

Повторенье — мать ученья! Пункт первый.

Совершенно не потерял актуальности вопрос о написании «Вы» с заглавной. Все почему-то уверены, что написание «вы» с маленькой — признак неуважения. Господа! Очнитесь! Вспомните элементарное — обращение «на вы» в русском языке САМО ПО СЕБЕ уже есть вежливая форма! Для невежливой, а также фамильярной и родственной у нас есть местоимение ТЫ!
Опять и опять читаем Розенталя:

С прописной буквы пишутся местоимения Вы, Ваш, как форма выражения вежливости при обращении к одному лицу в письмах, официальных документах, например: Сообщаем Вам; На Ваш запрос отвечаем …; Поздравляем Вас (Д.Э.Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке). Во всех остальных случаях вы безусловно пишется со строчной буквы.

Существует ровно три случая, когда допускается использование архаичной формы обращения.
1. В письме, которое вы вкладываете в конверт (Дорогой Иван Петрович, поздравляем Вас с…).
2. В официальном документе, напечатанном на листе формата А4 (Компания предлагает Вам как представителю ответчика…).
3. В тексте e-mail’а — письма, посланного электронной почтой (Рады приветствовать Вас в качестве нового участника нашей баннерной сети!).

Вот частные случаи, когда буква в должна быть маленькой, несмотря на то, что во всех названных случаях обращение идет к одному читающему:
* В телевизионной, щитовой рекламе, буклетах, проспектах, рекламе в метро.
* В газетных публикациях (открытое письмо, риторическое обращение, интервью).
* В литературных произведениях, стихах (диалог, прямая речь, личное обращение).
* На web-странице.

Выканье есть явление того же порядка, что и отставление мизинца при чаепитии: галантерейное обхождение человека, который преувеличенно ДЕМОНСТРИРУЕТ свою воспитанность. Я бы сказала, что Вы — это обращение церемонно-вежливое.
Опять же есть понятие уместности. Если разговор вполне бытовой и непринужденный, то отношение (уважение там, неуважение ) определяется всем общением, а не грамматическими реверансами. И если одна жизнешкольница спрашивает у другой, кладет ли та в котлеты жареный лук — эти эфиопские церемонии попросту неуместны! В обычном разговоре (а форумы и комментарии это обычный разговор) — это не нужно и является преувеличенной манерностью, если только это не обращение к персоне особо (особо!) уважаемой и к тому же сильно СТАРШЕ говорящего. А в простых форумных и блоговых разговорах — это манерничанье. И аргумент «уж я так привыкла» — не аргумент. Неправильно привыкли, значит!

На деле бывает и обратное, когда собеседники уже черт знает чего друг на друга наговорили, а все равно «Выкают», потому что «в русском языке обращение второго лица ед.ч. вообще всегда с большой пишется». Так и пишут: Вы дурак, а Вы сами невежа, сударь, и я Вас в упор не вижу… (тут фантазия сильно разыгрывается, но я это опускаю, а то редакция зарубит).

Так вот — это НЕВЕРНО. Нет такого правила! Никто мне так и не ответил — Татьяна что, не уважала Онегина? Герои «Войны и мира» тоже все поголовно друг друга «не уважали»? Или Толстой грамоте не знал? И Гоголь заодно?

— Чего бы такого поесть мне, Пульхерия Ивановна?
— Чего же бы такого? — говорила Пульхерия Ивановна, — разве я пойду скажу, чтобы вам принесли вареников с ягодами, которых приказала я нарочно для вас оставить?
— И то добре, — отвечал Афанасий Иванович.
— Или, может быть, вы съели бы киселику?
Иногда Афанасий Иванович, ходя по комнате, стонал. Тогда Пульхерия Ивановна спрашивала:
— Чего вы стонете, Афанасий Иванович?
— Бог его знает, Пульхерия Ивановна, так, как будто немного живот болит, — говорил Афанасий Иванович.
— А не лучше ли вам чего-нибудь съесть, Афанасий Иванович?

А уж в рекламе — выверты типа «Наша фирма предоставит Вам самые лучшие клизмы и клистиры» — это просто издевательство и больше ничего.

Пункт второй. Раздражаемся дальше.

Но и это еще не самое противное. Вторым пунктом значатся ненужные кавычки. Мы тут уже немного поспорили об этом, и я вижу, что вопрос в некотором роде зыбкий. Не всегда ясный. Но, в общем-то, и тут правило есть:
давайте заглянем на Грамоту ру.

В современном русском языке кавычки выполняют следующие функции:
1. Выделение безабзацной прямой речи и цитат.
2. Выделение условных (собственных) наименований.
3. Выделение слов, которые употребляются в необычном, ироническом, особом значении.

Вот и все. В большинстве случаев (за редкими исключениями) для употребления кавычек такой необходимости нет. Мне кажется пренебрежением к умственным способностям читателя, когда пишут, например, такое: пылинки весело «танцевали» в лучах Солнца. Или: погода испортилась, и небо мрачно «нахмурилось». Дескать, читатель без кавычек не сообразит, что пылинки не могут танцевать, а небо не имеет лица и потому не может нахмуриться. Этак всю литературу придется переписать:
Художник нам нарисовал
Глубокий «обморок» сирени

— ну ведь не падает же сирень в обморок? Закавычим!

Читайте так же:  Как избавиться от шипицы на ноге и почему она появляется

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы «резвяся» и «играя»,
Грохочет в небе голубом!
Ты скажешь: «ветреная» Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий «кубок» с неба,
Смеясь, на землю «пролила».

И политические статьи тоже: На политическом «горизонте» «сгустились» «тучи» — ведь нет ни туч, ни собственно горизонта? И познавательные заметки: О чем «рассказал» древний манускрипт? — ведь читатель не знает, что у манускрипта нет рта? А в строчке «Пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед» — вообще будет больше кавычек, чем слов?

Пункт третий. Топаем ногами.

Но даже и это еще не самое противное. Уж не знаю даже, относится ли это к правописанию, потому что не существует никаких правил насчет написания заглавных букв в середине слов. Это вообще абсурд. А встречается сплошь и рядом. Пишут, например, такое: «Ожидание любимой — это такая сладкая мУка!» — ну как же? Читатель в очередной раз идиот, он не в состоянии разобраться, где мука в смысле страдания, а где продукт из молотого зерна? Другой пример: «Рыцарь Гвидо подскакал к башне старинного зАмка» — ну куда ж тут без ударения? А что-нибудь вроде «Не стОит огорчаться, в следующий раз все получится» — это ж уму непостижимо, что творилось в голове у того, кто думал, что тут есть какая-то неясность.


Но чаще всего этот поразительный по своей тупости эффект встречается в слове… писать. Вам не приходилось видеть конструкции типа «как я уже писАл в этом форуме…» — что это? Признание форумных односельчан уже не идиотами, а какими-то полными имбецилами или сбрендившими с ума извращенцами? Неужели КТО-ТО может понять это как-то иначе.
Воображаю себе написанное по традициям этих форумных Митрофанушек, например, такое:

Я к Вам пишу, чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь я знаю — в Вашей воле
Меня презреньем «наказать»…
…Вы мне писАли! Не «отпирайтесь», я прочел!

И, как говорится, инда страх берет! Уж я не говорю о Ленском:
Так он писАл — темно и вяло…
Батюшки! Как же современники-то Пушкина разбирались, чего именно Ленский делал темно и вяло…

И что мы видим на этой интересной картинке?
Что все эти сомнительные, неприятные или излишне манерные отклонения от простого и ясного, чистого и прозрачного правописания — происходят от желания что-то кому-то показать, или опасения чего-то надуманного. Излишнее «Вы» в простом бытовом разговоре — из опасения «ах, как бы не подумали, что я невежлив». Нелепые кавычки — из опасения, как бы недоумистый читатель не подумал, что в самом деле в небе кубки кипят, манускрипты болтают А уж про выделения ударений в совершенно ясных случаях я и сказать боюсь.
Какой же можно вывод-то сделать? А просто — самому быть проще, и других идиотами не считать. Мы все тут умные, разумные и догадливые.

Запятая, тире… точка. Казнить нельзя помиловать? (Дина Амирова)

Нужно ли обращать внимание на такую мелочь, как запятая?

Любой первокурсник филфака в ответ на подобный вопрос приведет известную коварную фразу «Казнить нельзя помиловать», в которой маленькая запятая решает судьбу человека. Можно вспомнить еще одну историю о решающей роли запятой. В незапамятные времена в Афинах умер некий своенравный богач, оставивший большое состояние, которое невезучие наследники так и не смогли получить. Дело в том, что хитроумный дядюшка распорядился в своем завещании, чтобы наследство получил тот из них, кто в память о нем «поставит статую золотую пику держащую». Поскольку в завещании не было знаков препинания, началась судебная тяжба. Наследники долго спорили о том, как истолковать последнюю волю капризного дядюшки: «поставить статую, золотую пику держащую» или «поставить статую золотую, пику держащую». Разумеется, первый вариант устраивал всех, второй был не по карману никому, но никто из наследничков не хотел, чтобы дядюшкины сундуки достались сопернику. Афинский суд так и не смог вынести решения.

Именно поэтому автор публикации любого объема и жанра должен точно расставлять запятые, не надеясь на корректорскую правку. Именно автор отвечает за содержание публикации и создает его всеми доступными средствами, среди которых и знаки препинания. При этом следует помнить: чем меньше текст, тем значительнее роль знаков препинания.

Еще один типичный, но менее безобидный (речь идет о посредничестве в передаче взятки) пример:

1) он дал показания, что посредниками между частными предприятиями и государственной машиной выступали частные лица, бывшие госслужащие;

2) он дал показания, что посредниками между частными предприятиями и государственной машиной выступали частные лица — бывшие госслужащие.

В зависимости от знака препинания — запятой или тире — обвинение в пособничестве в подкупе неких «винтиков» государственной машины звучит в адрес группы частных лиц и бывших госслужащих или в адрес более конкретных частных лиц, которые были когда-то на государственной службе.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Случаи, рассмотренные выше, объясняются двумя специфическими особенностями русской пунктуации: многозначностью знаков препинания и их синонимией. С одной стороны, один и тот же знак может использоваться для выражения в письменном тексте разных смысловых оттенков, а с другой — знаки препинания могут заменять друг друга при передаче одного и того же значения. Вот и получается, что в одном случае автор изложил информацию, а в другом — весьма конкретно (и некорректно) намекнул на кого-то. А подобной ситуации допускать нельзя — слово служит закону, а не распространяет слухи.

Казнить нельзя помиловать. где поставить запятую
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here