Психология детей предупреждение проблем

Самая важная и интересная информация на тему: "психология детей предупреждение проблем" с профессиональной точки зрения. В статье собрана и структурирована весь полезный материал по теме.

Психология ребенка

Способы справиться с гневом, жестокостью, чувством вины и другими эмоциональными проблемами подростка

Трудное поведение подростка: советы родителям

Воспитание подростка никогда не дается родителям просто. Если ребенок проявляет жестокость, подвержен депрессии, употребляет алкоголь или наркотики, демонстрирует какое-либо другое деструктивное поведение – это мощный удар для родителей. Они не находят себе места, когда подросток допоздна задерживается неизвестно где, и приходят в отчаяние, когда не могут найти с ним общий язык. Родители переживают за ребенка, видя его вспыльчивость, перепады настроения и гнев. Иногда кажется, что с подростком совершенно невозможно справиться, но существуют способы облегчить переходный возраст для всей семьи. Помогая трудному подростку справиться с его эмоциональными проблемами, вы укрепите связь с ним и поможете вырасти более счастливым и успешным человеком.

Как отличить трудное поведение подростка от нормального

Когда подростки начинают стремиться к независимости и ищут свое «я», их поведение кажется родителям ненормальным и непредсказуемым. Ваш ребенок, добрый и послушный в прошлом, теперь пропадает неизвестно где и на все замечания громко хлопает дверью. К сожалению, такое поведение вполне нормально для подростка.

В случае плохого поведения подростка родители сталкиваются с большими трудностями. Особенно, если он употребляет алкоголь или наркотики. Кроме проблем, с которыми сталкивается каждый подросток, трудные дети переживают серьезные эмоциональные проблемы, трудности с поведением и обучением. Они часто подвергают себя риску, демонстрируя жестокое поведение, прогуливая школу, употребляя наркотики, вступая в сексуальные отношения, нанося себе увечья и совершая противоправные поступки. У подростков могут проявляться симптомы психических расстройств: депрессии, тревожности или расстройств пищевого поведения (анорексии, булимии). Родителям важно знать, какое поведение подростка нормально для его возраста, а какое грозит серьезными последствиями.

Изменения во внешнем виде

  • Нормальное поведение: подростки следуют моде, поэтому могут носить вызывающую одежду или красить волосы в неестественные цвета. Даже если ребенок заявляет о своем желании сделать себе тату – воздержитесь от жесткой критики, это не самое плохое, что он может сделать. Подросток поменяет взгляды, когда изменится мода.
  • Тревожные сигналы: изменения во внешнем виде должны насторожить вас в том случае, если они сопровождаются проблемами в школе или другими проявлениями плохого поведения. Обращайте особое внимание на то, нет ли на теле подростка следов порезов или других увечий, не менялся ли резко его вес в последнее время.

Постоянные споры и сопротивление

  • Нормальное поведение: стремясь получить независимость, дети часто спорят с родителями.
  • Тревожные сигналы: усиливающиеся споры, проявления жестокости дома. Ребенок ввязывается в драки и совершает противоправные поступки. Все эти признаки свидетельствуют о ненормальном поведении подростка.

Смены настроения

  • Нормальное поведение: гормональные изменения и особенности развития подростка приводят к тому, что у него часто меняется настроение, он становится раздражительным и испытывает трудности с контролем эмоций.
  • Тревожные сигналы: резкие изменения в характере, плохая успеваемость, постоянное беспокойство и грусть или проблемы со сном могут свидетельствовать о депрессии, буллинге или других эмоциональных проблемах. Отнеситесь серьезно к любым упоминаниям подростка о суициде.

Употребление алкоголя или наркотиков

  • Нормальное поведение: большинство подростков рано или поздно пробуют алкоголь и сигареты. Родителям следует честно и открыто поговорить с подростком, чтобы убедиться, что эти эксперименты не переросли в зависимость.
  • Тревожные сигналы: если случаи употребления алкоголя или наркотиков повторяются или сопровождаются проблемами в школе – существует риск алкогольной или наркотической зависимости.

Влияние друзей

  • Нормальное поведение: для подростка друзья имеют чрезвычайно большое значение. Друзья влияют на выбор подростка. Ориентируясь на мнение сверстников, подростки в некоторой мере отдаляются от родителей. Родителей это расстраивает, но подростки всё еще нуждаются в их любви.
  • Тревожные сигналы: стоит насторожиться, если у подростка резко поменялся круг общения (особенно, если новые друзья склоняют его к плохому поведению), когда он протестует против справедливых правил и ограничений или лжет, чтобы избежать наказания. Также о каких-либо проблемах может свидетельствовать то, что подросток много времени проводит в одиночестве.

Помощь специалистов при трудном поведении

Если вы обнаружили вышеперечисленные признаки в поведении вашего ребенка, проконсультируйтесь у врача, психолога или другого специалиста по работе с подростками.

Даже если с трудным подростком уже работает специалист, это не значит, что дело сделано – впереди еще много работы. Родители в первую очередь должны восстановить близкую связь с подростком.

Ниже приведены рекомендации, которых следует придерживаться во взаимоотношениях с подростком, независимо от «вердикта» специалистов.

Еще один нюанс: подростки во всем видят проявления гнева

Подростки не могут распознавать эмоции по лицам окружающих, как это делают взрослые. У взрослых в этом процессе задействована префронтальная кора головного мозга, а у подростков – миндалевидное тело – участок мозга, отвечающий за эмоциональные реакции. Исследования показывают, что подростки часто неправильно распознают эмоции по выражению лица. В ходе эксперимента подросткам показывали фотографии лиц, выражающих различные эмоции, и большинство испытуемых интерпретировали их как гнев.

Злость и жестокость у подростков

Каждый человек имеет право на физическую безопасность. Если подросток проявляет жестокость по отношению к вам – немедленно обратитесь за помощью к родственникам, друзьям семьи или, в случае крайней необходимости, в полицию. Это не означает, что вы не любите своего ребенка – просто личная безопасность должна быть для вас на первом месте.

В подростковом возрасте гневливыми становятся не только мальчики, но и девочки. Однако они чаще всего проявляют гнев вербально, а не физически. Мальчики больше склонны разбивать вещи, хлопать дверьми или бить кулаком в стену, когда пребывают в гневе. Иногда дети выплескивают свой гнев на родителей. Без сомнения, это печалит и тревожит всех родителей, особенно матерей-одиночек. Однако не следует мириться с таким обращением подростка – это вредно как для него, так для вас.

Читайте так же:  Желатин для волос

Как себя вести с рассерженным подростком

Многим подросткам трудно справляться с гневом, и поэтому они скрывают его за различными эмоциями, такими как фрустрация, смущение, печаль, страх, стыд и т. д. Когда подросток не может справиться с чувствами, он может наброситься на оппонента, подвергая других и себя риску. В большинстве случаев подростки не могут осознать свой гнев, выразить его приемлемым способом или попросить поддержки.

Задача родителей в таком случае – помочь справиться с эмоциями и научить выражать гнев более конструктивно. Для этого следуйте таким рекомендациям:

Признаки жестокого поведения у подростков

Ни для кого не секрет, что подростковая жестокость сегодня – чрезвычайно актуальная проблема, и её масштабы постоянно растут. Кино и телевидение делают из жестокости элемент шоу, интернет-сайты часто предлагают зрителю соответствующий контент, компьютерные игры провоцируют подростков на проявление жестокости в реальной жизни. Конечно, не каждый подросток настолько подвержен данному влиянию, но группу риска составляют эмоционально неустойчивые подростки или те, кто страдает от различных психических расстройств. Последствия такого влияния могут быть трагическими. Родителям следует обращать особое внимание на следующие сигналы:

  • подросток играет с любого рода оружием;
  • подросток сильно увлечен жестокими компьютерными играми, фильмами или интернет-сайтами, которые пропагандируют жестокость;
  • подросток угрожает окружающим или замешан в буллинге;
  • подросток вслух фантазирует о том, как жестоко он бы поступил с кем-либо;
  • подросток проявляет жестокость по отношению к животным.

Типичные психологические проблемы в развитии детей

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л. Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких — нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило, такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной. С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Читайте так же:  Как не позволить скандалу ухудшить отношения

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Психологические основы формирования чувств и эмоций у детей дошкольного возраста Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, который составляет в различной форме отношения человека к предметам и явлениям.

Психологические особенности детей с задержкой психического развития Психологические особенности детей с задержкой психического развития Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста Консультация для педагогов подготовительной группы. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный.

Публикация к родительскому собранию на тему «Физиологические и психологические особенности детей 6 года жизни» Выступление к родительскому собранию в старшей группе на тему: «Физиологические и психологические особенности детей 6 года жизни» Физиологические.

Родительское собрание в старшей группе «Как помочь ребенку в развитии творческих способностей и проблемы возникающие у детей» Родительское собрание в старшей группе «Как помочь ребенку в развитии творческих способностей и какие проблемы возникают у детей на занятиях.

Социально-психологические условия изучения страхов детей 5–6 лет Ребенку века «новых технологий» приходиться бороться со множеством видов страхов, которые не испытывали его ровесники прошлого века. Компьютеры,.

Типичные ошибки родителей при раннем обучении иностранному языку Типичные ошибки родителей Раннее обучение иностранному языку стало сейчас очень частым явлением. Существует большое количество программ,.

Возрастные и психологические особенности развития детей раннего возраста Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Тема нашего собрания: «Возрастные и психологические особенности развития детей раннего.

Эссе «Современный ребёнок» (взгляд на современных детей, проблемы, современные задачи воспитания, обучения и развития детей) Получив педагогическое образование в 90-х годах, я длительное время не работала по специальности. Спустя много лет, вернувшись в систему.

Психопрофилактическая работа психолога в образовании

Психологическая профилактика – это целенаправленная систематическая совместная работа психолога образования, педагогов и воспитателей, направленная на:

  • – предупреждение возможных социально-психологических и психологических проблем у учащихся разных классов;
  • – создание благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, установление правил школы, в основе которых – уважение чести и достоинства всех ее граждан;
  • – выявление детей группы риска (по различным основаниям).

Для успешного проведения психопрофилактических работ требуется признание наличия проблем (психосоциальных, медицинских) и необходимости использования новых путей и подходов. Можно привести метафорический вопрос: «Не проще ли, чем вылавливать утопающих, посмотреть, где они прыгают в воду?», отражающий общий принцип профилактической работы.

Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме экспресс-обследования всех детей школы с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей групп риска (по социально-психологическим и интеллектуальным основаниям) и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности всех учащихся школы осуществляется психологом в форме регулярных психологических тренингов, дифференцированных по проблемам и возрасту учащихся, или уроков психологии, в содержание которых включены знания, умения и навыки работы с типичными психологическими проблемами учащихся определенного возраста. Психолог образования также должен быть готов методически обеспечивать включение данной тематики в содержание других школьных предметов.

Психопрофилактическая работа проводится преимущественно преподавателями, родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личностей подросткового и юношеского возраста. Но одновременно психолог помогает классным руководителям прогнозировать и предупреждать взаимно отрицательные влияния одних групп учащихся на другие.

Технология психопрофилактики – это система психологопедагогических мер, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития ребенка, психогигиену педагогической среды [1] . Профилактика – это предупредительные меры, связанные с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Она может предусматривать решение еще не возникших проблем. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при обнаружении у ребенка пробелов в знаниях, умениях и навыках образовательного и социально-этического характера с ним проводится индивидуальная работа, предупреждающая его социально-педагогическую запущенность.

Профилактические меры, задействованные в отношении уже возникшей проблемы, предупреждают появление новых. Например, психолог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, останавливая развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий – к специальной. Можно называть специальной профилактикой систему мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, неуспеваемости и т.п.

В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это обусловлено тем, что детство является тем периодом, в котором закладываются фундамент личности, нравственные и этические эталоны, формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. Нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению; в этом периоде он обладает повышенной внушаемостью, зависим от взрослого, а родители и педагоги – его главные авторитеты.

Выделяют три этапа в профилактической деятельности: первичная, вторичная и третичная.

Первичная профилактика – это психолого-педагогические приемы формирования позитивного поведения в ситуации, когда проблемы еще нс возникли. Первичная профилактика нацелена на здоровых людей из «группы риска», до вступления в полосу кризиса. Методы первичной профилактики обычно включают в себя обучение людей новым навыкам, которые помогают противостоять возможным негативным воздействиям и сохранять психическое здоровье, направлена на создание положительных изменений в окружающей среде как взрослого, так и ребенка.

Вторичная профилактика – методы психолого-педагогической помощи людям, склонным к отклонениям в поведении, конфликтности, людям с повышенной тревожностью и т.д. Вторичная профилактика может включать специальную организацию свободного времени, тренинги позитивного отношения и другие мероприятия.

Читайте так же:  Вторая пара в подарок после татуажа британка живет с четырьмя бровями

Третичная профилактика – организация психологической поддержки и самоподдержки тех, кто сознательно намерен выйти из порочного круга своих проблем (психологическое сопровождение).

Для проведения мероприятий первичной профилактики используется теория социального научения А. Бандуры. Основными понятиями этой теории являются понятия социального моделирования, социального подкрепления, самоэффективности. Моделирование – это процесс научения в результате наблюдения и подражания, при которых наблюдатели пытаются воспроизводить определенные мысли и поведение ролевых моделей. Главная функция наблюдения – обучение путем приобретения когнитивных навыков и новых форм поведения с помощью моделей, усиление намерения изменить свое поведение и стать более уверенными в себе благодаря усвоению нового поведения. Для многих подростков наиболее влиятельными ролевыми моделями становятся молодые люди, ровесники, которые демонстрируют реалистичные способы достижения целей или преодоления возникающих проблем, которые проходят через определенные трудности и справляются с ними. Чтобы модель начала работать и подросток реально стал применять полученные знания, должно последовать социальное подкрепление, стимулирующее к изменениям и обеспечивающее обратную связь. Положительное подкрепление более эффективно, чем отрицательное. Отрицательное более предназначено для стимулирования уже устойчивых действий.

Вторичная профилактика обусловлена наличием или проявлением проблем, желанием не дать этим проблемам полностью деформировать личность. Наиболее адекватным для вторичной профилактики является аналитико-преобразующий подход. Осуществляется он по следующей схеме.

  • 1. Диагностика психологического состояния ребенка, выявление особенностей деформации уровней психического здоровья, изучение причин деформации, определение подходов к решению проблем.
  • 2. Установление конкретных задач и сфер, в которых может быть оказано конкретное психологическое воздействие, сфер, в которых вмешательство психолога малоэффективно и не входит в область его компетенции.
  • 3. Нахождение, разработка и апробация приемов, методов и т.п., с помощью которых проводится воздействие.

Задача вторичной психопрофилактики заключается в том, чтобы не дать последствиям аномального развития разрастись до уровня патологии (вторичная профилактика близка к психолого-педагогическим задачам воспитания и коррекции личности). Для большинства пациентов психопрофилактических служб характерны психическая депривация, повышенная нервная утомляемость, минимальные мозговые дисфункции, низкая самооценка. Эти дети и подростки предоставлены сами себе, их сопровождают неудачи в школе, выпадение из школьной жизни, сомнительные компании. Для многих подростков характерны склонность к иллюзорно-компенсаторным действиям, эгоцентрическим выходкам, степень явной выраженности или латентность которых способствуют тем не менее отклоняющемуся поведению.

Принципы, методы, условия эффективной профилактики девиантного поведения. Мероприятия по профилактике социальных рисков, девиантного поведения должны:

  • – формировать потребность в новой деятельности, осознание ее ценности;
  • – закреплять предмет деятельности в качестве мотива, т.е. мотивообразование (появление интереса, установка на его удовлетворение);
  • – преобразовывать одну деятельность в другую, менять антисоциальную деятельность на социальную.

Изменение поведения – это процесс, а не одномоментное событие. Разные подростки имеют разную степень готовности к изменению, нуждаются в разных мероприятиях. Д. Прочаска и К. Ди-Клименте приводят пять стадий изменения поведения: предобдумывание, обдумывание, принятие решения, действие (деятельность), поддержание (сохранение) новой формы поведения.

На стадии предобдумывания, когда проблема еще не осознается и у подростка нет мыслей об изменении поведения (бросить курить, воровать и т.д.), требуется информирование о целесообразности и необходимости изменения, о существовании индивидуального риска и пользе изменения.

На стадии обдумывания нужны мероприятия, способствующие формированию мотивации, подталкивающей к созданию определенных планов.

На стадии принятия решения происходит составление плана изменения. На данном этапе необходимо оказание помощи в разработке конкретных планов, постановке конкретных целей.

На стадии действия осуществляются планы специфических шагов и необходима помощь в получении обратной связи, решении проблем, обеспечении социальной поддержки и получении подкрепления.

На стадии поддержания имеет место продолжение нужных действий или периодическое повторение рекомендованных шагов. Здесь требуется помощь в преодолении трудностей, поиск альтернатив, предотвращение рецидивов. При этом люди могут оказываться на определенной стадии и уходить с нее назад, даже начинать заново цикл изменений. Таким образом, формирование новой деятельности и выбор ее конкретного содержания возможны на почве появления установки у подростка на изменение как точки отсчета, локализующей границы вмешательства психолога.

Следующая ступень – выбор конкретного предмета, мотивообразования. Факт прихода к психологу говорит о том, что подростка прежний образ жизни по каким-то причинам не устраивает.

Для всех этапов профилактической деятельности сквозной может быть деятельность группового общения в психокоррекционной группе. Критериями отбора в нее подростков служат высказываемые ими намерения, отсутствие явно выраженной деградации, сопутствующих эндогенных психических заболеваний. Группа сверстников может дать:

  • – теплоту, тесные личностные связи и общение;
  • – общее объединяющее дело;
  • – повышение собственной значимости в группе атрибутов взрослости;
  • – элементы «особости».

При этом подростки закрепляются в группе, претерпевая вместе с ней изменения в сторону просоциальности. В процессе профилактической работы параллельно с профессиональной работой осуществляется главная задача – нравственное воспитание, привитие чувства собственного достоинства, собственной активности.

Третичная профилактика – этап лечения и исправления положения (реабилитация, сопровождение). Психолог должен способствовать оптимизации отношений личности с окружающими и созданию условий для развертывания «сущностных сил», даже в том случае, если человек оступился, совершил проступок или преступление. Профилактическая и реабилитационная работа использует комплекс методов, нацеленных на изменение не только поведения личности, но и состояния социальной среды и формирование вокруг человека позитивно отражающегося социального поля.

Когда речь идет о детях, еще не больных, но уже и не здоровых, о начинающих складываться формах невротического реагирования и дезадаптивного поведения – то применяются методы профилактики неврозов – психокоррекция.

Взаимодействие психолога и педагога в ходе решения задач психопрофилактики. Психопрофилактическая работа невозможна без сотрудничества педагога и психолога. Именно педагог зачастую является заказчиком психологической работы; именно педагог первым видит проблемные области, требующие профилактической деятельности.

Читайте так же:  Красота и здоровье сухие углекислые ванны

Основания эффективности профилактической деятельности психолога:

  • – личность является продуктом значимых отношений (без семьи, других значимых взрослых, в том числе педагогов, коррекционная работа с ребенком невозможна);
  • – необходимо воздействовать на ведущую деятельность ребенка и через нее на развитие самого ребенка;
  • – необходима практика новых социальных отношений. Именно в отношениях, в со-бытийной общности наиболее эффективно формируются новые ценности и убеждения ребенка, подростка.

Основные принципы диагностики факторов риска:

  • – комплексность (так как в большинстве случаев характер факторов риска комплексный, необходимо изучать различные стороны психики, свойства, качества, деятельность; наиболее благоприятен естественный эксперимент);
  • – включение семьи и школы;
  • – активность самих испытуемых в рамках задач профилактической деятельности (так, лучший способ убеждения подростка в важности здорового образа жизни – участие его в агитации на эту тему перед младшими учениками);
  • – одновременность диагностики и коррекции.

Часто педагогические программы по профилактике, проводимые без учета психологических особенностей учащихся и психологической специфики детей группы риска, приводят к обратному эффекту. Рассказ некурящим подросткам о том, почему курить вредно, или про опасность раннего начала сексуальной жизни может привести к противоположному результату за счет увеличения любопытства к неизведанному и опасному.

Таким образом, взаимодействие педагога, как профессионала в убеждении и как значимого Взрослого, и психолога, знающего «подводные камни» профилактической деятельности, – залог эффективности профилактической деятельности обоих специалистов.

Актуальные проблемы профилактики жестокого обращения с детьми

2230

Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними рассмотрена через призму представлений о динамике данного явления и структуре его психологических последствий. Авторами статьи сопоставлены различные подходы к классификации последствий жестокого обращения и превентивных мер, предложена трехступенчатая система профилактической работы. Первичная профилактика представлена как предупреждение всех видов насилия и пренебрежения нуждами ребенка; при этом особое внимание уделено проблеме критериев отнесения семьи к группе особого внимания. Вторичную профилактику авторы адресуют семьям, в которых зафиксированы отдельные проявления жестокого обращения. Наконец, меры третичной профилактики рекомендуется использовать в наиболее опасных случаях, когда ставится под сомнение возможность дальнейшего пребывания ребенка в семье. Подчеркивается значимость совершенствования существующих форм и методов диагностической работы с ребенком и взрослыми членами семьи в случаях возможного или зафиксированного жестокого обращения.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Современное состояние обсуждаемой проблемы характеризуется нечеткостью критериев идентификации и оценки последствий жестокого обращения, несовершенством межведомственного взаимодействия в процессе оказания помощи детям и информационно-аналитического обеспечения соответствующей деятельности. Сохраняет остроту и вопрос формирования адекватных компетенций у представителей профессионального сообщества. Среди обозначенных проблем, каждая из которых заслуживает самостоятельного обсуждения, особую тревогу вызывает проблема профилактики жестокого обращения. Опишем его психологические последствия, понимание которых важно для успешного планирования и осуществления превентивной работы.

Комплексная профилактика нарушений развития детей раннего возраста

В течение последних десятилетий нарастают негативные явления в состоянии здоровья детей. При аномалиях развития, при длительных заболеваниях раннего возраста могут возникнуть выраженные нарушения, которые приводят к ограничению жизненных и социальных функций, в наиболее тяжелых случаях приводящие к социальной недостаточности. В литературе отмечена высокая распространенность нарушений развития у детей. Этот процент без существенных изменений отмечается по всей протяженности раннего и дошкольного возраста – в среднем по всем параметрам – 65%. Расстройства развития у детей раннего возраста влияют на дальнейшее психическое и интеллектуальное формирование, и проблема приобретает не только медицинскую и педагогическую, но и социальную значимость. Проблема интеграции детей с расстройствами развития в общеразвивающую среду ставит перед специалистами задачу – поиск новых, целостных форм ранней профилактики, одновременно предупреждающей усугубление общего недоразвития и способствующей формированию развивающейся личности человека во всех проявлениях[7].

Вместе с тем, положительные результаты комплексного коррекционного воздействия непосредственно связаны с правильной организацией коррекционного воздействия в домашних условиях. В первую очередь – это налаживание под руководством специалистов партнерских отношений: врач – родители, коррекционный педагог – родители, психолог – родители, с целью активного участия родителей в активизации психического и общего развития ребенка. Во-вторых, комплексность и целостность воздействия позволяют стимулировать, «наблюдать» и направлять развитие ребенка не только в организованной форме, но и в естественных, домашних условиях. Разработанная, апробированная в различных организационных формах система и методологические подходы разрешают не только получать адекватную адаптацию, коррекционный эффект, но, что особенно важно – устранять диагностические ошибки в оценках познавательной деятельности, приводящие к ограничению социальной перспективы ребенка и его семьи. При этом фармакологическое воздействие и психотерапевтическая поддержка, – необходимые звенья общей коррекционной программы, способствующей восстановлению или улучшению состояния речевой деятельности, коммуникативной сферы, нервно-психических процессов, эмоциональных и поведенческих реакций.

В свою очередь, оригинальная коррекционно-педагогическая программа структурно включает две части: 1 – подготовка родителей к сотрудничеству со специалистами; 2 – непосредственные (с коррекционным педагогом) и опосредованные (с родителями) занятия с ребенком.

Работа с родителями условно делится на пропедевтический и основной периоды. Цель пропедевтического периода не только в подготовке ребенка к новым формам воспитания, обучения и интеграции (полной, неполной или частичной) в социальную среду, но и адаптация родителей к состоянию ребенка. Воздействие родителей на ребенка в основной период может иметь опережающий, параллельный и закрепляющий характер. В связи с этим разработка содержания программы комплексного медико-психолого-педагогического воздействия включает моделирование адекватного социального и ролевого поведения, как взрослого, так и ребенка; обучение новому модусу интрапсихических, межличностных и коммуникативных взаимоотношений. Оригинальность программы заключается в том, что вся жизнедеятельность ребенка с отклоняющимся развитием охвачена стимулированием появления речи, развитием развернутого высказывания, языкового чутья, языковой компетенции, формирования творческих форм речевой и познавательной деятельности. Важная особенность программы – стимулирование появления речи у детей путем обучения чтению.

Читайте так же:  Подростковый возраст, основные трудности

Программа построена из взаимодополняющих методических блоков, построенных по концентрическому принципу. Содержание блоков динамично, что позволяет включать не только постепенное усложнение материала, но и учитывать индивидуальные особенности ребенка и когнитивный стиль восприятия, осознания и усвоения информации. Каждый блок предполагает параллельность работы логопеда, других специалистов и родителей. Эффективность и оптимальность применения предложенных подходов подтверждена положительными результатами нашей работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями развития: расстройствами развития экспрессивной и импрессивной речи, задержками темпов речевого и интеллектуального развития, задержками психического развития[7].

Для предупреждения нарушений развития у детей специалистам и осо­бенно будущим родителям следует знать основные направления профи­лактики данного феномена.

При планировании семьи полезны генетические консультации. Такие консультации необходимы родителям, входящим в так называемые группы риска. Факторы, обуславливающие риск:

— наследственные заболевания у родителей или у членов их семей;

— врожденная умственная отсталость;

— врожденные нарушения слуха или зрения;

— нарушения физического разви­тия: деформации костей, изменения подвижности суставов;

— первичное бесплодие или амено­рея (отсутствие месячных);

— два или больше выкидышей;

— хотя бы одна беременность была прервана из-за нарушения развития плода;

— внезапная смерть младенца из-за неясных причин;

— возраст матери свыше 35 лет;

— кровные браки и др.

Родителям из группы риска следует посещать медико-генетические кон­сультации, специалисты которых ин­формируют их о возможностях рождения детей с наследственными наруше­ниями развития, а также о рисках рож­дения детей с патологией развития.

Всем женщинам необходимо прой­ти пренатальную диагностику, которая имеет важнейшее значение для реше­ния проблемы планирования семьи.

По возможности беременным жен­щинам целесообразно посещать прена- тальные центры по психологическому сопровождению беременности.

Весьма важное значение имеет им­мунопрофилактика детей. Своевремен­ная иммунизация детей предупреждает опасные инфекционные заболевания, приводящие к нарушению развития.

Одна из немногих причин наруше­ния развития, предупреждение кото­рой прямо зависит от родителей и педа­гогов, — это травмы детей. Опасными являются все виды травм, как бытовые, так и уличные, и спортивные. Самые опасные — открытые и закрытые трав­мы головы, которые вызывают не только сотрясение мозга, но и могут быть причиной повреждения центров (зрения, речи и т.п.), из-за чего могут быть нарушены определенные функ­ции. Семьям, имеющим маленьких де­тей, мы посоветовали бы не приобре­тать двухэтажных детских кроваток. В таких кроватках не должны спать де­ти до 6 лет. Дети этого возраста еще спят неспокойно, поэтому могут упасть с кровати. Шотландские врачи-травматологи отмечают, что в течение месяцев в этой стране их пациентами стали 85 тыс. малышей, из которых лишь 85 получили легкие ушибы, остальные оказались в больнице из-за сотрясения мозга, переломов костей или других ранений. Половина по­страдавших детей были младше лет. Даже если дошкольник и не спит на втором ярусе, такая мебель остается фактором риска, так как она очень при­влекательна для игры. Даже в обыкно­венную детскую кроватку не следует класть большие игрушки и подушки, так как, встав на них, малыши могут выпасть.

Когда малыши начинают ходить, во избежание несчастных случаев, роди­телям следует продумать безопасность каждого жилого помещения, так как дети этого возраста становятся настоя­щими исследователями.

Лишь при рациональном подходе к профилактике причин нарушения раз­вития родителями и воспитателями детских учреждений удастся свести к минимуму часть приобретенных нару­шений развития у детей [3].

Заключение

Первоначальной задачей сегодняшнего дня становится задача разработки стратегии и тактики создания единой государственной системы профилактики раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.

Список используемой литературы

1. Аксёнова, Л.И., Архипов, Б.А., Белякова, Л.И. Специальная педагогика: Уч. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипова, Л.И. Белякова и др.: Под ред. Н.М. Назаровой. – 2 –е изд.,- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-400с.

2. Байденко, В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. − М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. Борытко, Н. М. Человек как предмет воспитания: современные подходы // Педагогическая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст. Материалы Межд. науч. конф. (Москва, 30 сентября–2 октября 2002 г.) / Сост. В. Г. Безрогов − М.: Изд-во УРАО, 2002. − С. 40−43.

3. Гудонис, В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. [Тест] / В.П. Гаврилов // Дефектология. – 2004. №4. – с. 16-17.

4. Сунцова, А. С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Удмуртский университет, 2013.

5. Профессиональный стандарт педагога. − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от «18» октября 2013 г.

6. Профилактика, диагностика и коррекция нарушений развития / Под ред. Лынской М.И., Покровской Ю.А. – М.: ЛОГОМАГ, 2012. – 284 с.

7. К.п.н., доцент МПГУ, Давидович, Л.Р. Комплексная профилактика нарушений развития детей раннего возраста [Текст] / Л.Р. Давидович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pik100.ucoz.ru/konf/patologia/davidovich.htm

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 2446 | Нарушение авторских прав

Психология детей предупреждение проблем
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here