О чем может рассказать детский рисунок

Самая важная и интересная информация на тему: "о чем может рассказать детский рисунок" с профессиональной точки зрения. В статье собрана и структурирована весь полезный материал по теме.

О чем говорят рисунки вашего ребенка

Маленькие дети не могут рассказать о своих чувствах и переживаниях.

Маленькие дети не могут рассказать о своих чувствах и переживаниях.

Как родителям понять, что происходит с ребенком? Он расстроен, счастлив, грустит или чего-то боится?

Психологи советуют заглянуть в детский рисунок.

Цвета.

  • Если ребенок правильно использует все цвета: трава- зеленая, небо- синее, солнце- желтое. Нет причины для волнений – ребенок чувствует себя гармонично.
  • Если на картинке преобладает красный цвет . Ребенок очень активный. Возможна гиперактивность.
  • Если для рисунка использован синий цвет. Возможно, что ребенок грустит или скучает по кому-то из близких.
  • Черный цвет и штрихи, рвущие бумагу, должны насторожить родителей, так как могут говорить о страхе и подавленности, которые испытывает ребенок.

Сюжет.

Дети рисуют то, что им интересно и что их волнует.

  • Если ребенок рисует любимых героев книг или мультфильмов . Родители могут не волноваться- ребенок чувствует себя комфортно и увлечен сюжетом.Таким детям легко обучаться чему-то новому.
  • Если ребенок любит рисовать животных . Родители могут судить о душевном состоянии ребенка по настроению животного, которого он изобразил. Дети часто передают свои переживания нарисованной зверушке.
  • Рисунок наполнен танками, самолетами, сражениями. Для мальчиков такие рисунки совершенно нормальны.Они позволяют выплеснуть ребенку природную агрессию.
  • На рисунке сцены катастроф (землетрясения, цунами), насилия. Рисунок должен вызвать у родителей тревогу и пристальное внимание. Такие сюжеты свидетельствуют о страхах и тревожности ребенка.

Портрет семьи.

  • Если ребенок изображает всех членов семьи вместе. Ребенок чувствует себя уютно и уверенно.
  • Если ребенок изображает себя отдельно или более мелким, чем другие дети в семье. Ребенок чувствует себя нелюбимым, ему не хватает родительской заботы и внимания.
  • Отсутствие члена семьи или изображение его в дальнем углу рисунка . Ребенок никогда не забывает нарисовать всех членов семьи, отсутствие родственника или отделение его свидетельствует о конфликте между ними.
  • Изображение на рисунке вымышленных персонажей (людей, животных) . Ребенку не хватает общения, он испытывает одиночество.
  • Отсутствие на рисунке самого себя. Если ребенок не нарисовал себя на семейном портрете, возможно, он не чувствует себя нужным и любимым.

Детские рисунки дают родителям бесценную информацию о мироощущении ребенка.

Психологи используют детские рисунки для выявления нарушений в развитии, нервных расстройств и корректировки поведения уже более 80 лет.

Если вы хотите понять, что происходит с вашим малышом – дайте ему карандаши и посадите рисовать!

О чем может рассказать детский рисунок?

Всегда расспрашивайте ребенка, что он нарисовал, почему именно так, что он этим хотел сказать

Рисунок малыша может многое рассказать о вашем крохе и о его внутреннем мире. Рисунок поможет понять ребенка, его переживания или эмоциональное состояние. Ведь почти каждый малыш любит рисовать. Кто-то способен часами сидеть за этим занятием, а кто-то рисует с удовольствием только по настроению.

Специалисты в детской психологии выделяют 4 основных момента в детских рисунках:
  • цветовая гамма;
  • расположение рисунка;
  • сюжет;
  • общее настроение картины.

Итак, ваше чадо нарисовало очередной шедевр. Первое, на что стоит обратить внимание, – это цвета. Когда ребенок правильно их использует (небо голубое, трава зеленая, солнце желтое и т. д.), то причин для беспокойства нет. Ребенок спокоен и гармоничен. Если композиция изображена несоответствующими цветами, то, возможно, ребенок расстроен, с чем-то не согласен. По сути, это его внутренний протест. И необязательно это означает какое-либо отклонение или банальное незнание цветов. Если весь рисунок выполнен в одном цвете, то обратите внимание на выбранный ребенком цвет. Красный свидетельствует о выраженной активности малыша, эмоциональной возбудимости. Взявшись за синий карандаш, ребенок в душе может грустить или скучать. Черный же цвет должен насторожить родителей, поскольку он может говорить о явном страхе или депрессии.

Расположение рисунка тоже может сказать о важных вещах. Если картина нарисована на весь лист или в центре, ребенок вполне в себе уверен и коммуникабелен. Но если рисунок располагается в углу листа или мелко нарисован, то это может говорить о возможных комплексах малыша, его закрытости, необщительности.

Разобравшись с цветовой гаммой, следует присмотреться к рисунку в целом и в деталях.Чаще всего дети рисуют свою семью, дом, природу, животных. Сюжет рисунка очень важен. Он дает понять, что конкретно на данный момент интересует или волнует ребенка. Например, если дети рисуют любимых героев из мультфильмов или книг, то это абсолютно нормально и свойственно растущему сознанию. Обратите внимание на настроение картины: улыбаются ли там люди, как ярко светит солнышко, не изображены ли животные злыми и т. д. Эти тонкости помогут понять эмоциональный фон вашего чада, его настроение и главное – его мировосприятие. Возможно, что малыш неправильно воспринимает окружающую действительность или отдельные вещи, что в скорейшем времени необходимо исправлять в первую очередь родителям.

Если же в портрете семьи нарисованы все ее члены, в том числе и сам ребенок, то волноваться нет смысла – малыш чувствует себя защищенным. Если на картине кого-то нет, то это свидетельствует о наличии конфликта или явно выраженной антипатии. Если сам себя ребенок рисует отдельно или значительно меньше, чем всех остальных, то, возможно, он видит себя одиноким или нелюбимым. В рисунке семьи несложно проследить и привязанность к одному или нескольким членам семьи: кого он выделил, держит за руку, нарисовал нарядным и прочее.

По такому же принципу рассматриваются и другие сюжеты. Если, к примеру, в нарисованном доме закрыта дверь, стоит забор, мало окон – это говорит о замкнутости ребенка. Когда же, наоборот, рядом изображены многочисленные цветочки, птички, люди, дорожки, ведущие к дому – это все признаки общительности и активности.

В любом случае всегда необходимо расспрашивать ребенка о том, что он нарисовал, почему именно так, что он этим хотел сказать. Разговор должен быть доверительным, с улыбкой и с неподдельным интересом. Неважно, насторожил ли родителей рисунок или, наоборот, порадовал. Таким образом, будет формироваться разговорные аналитические и логические способности малыша, умение доносить свои мысли и вести диалог.

«О чем расскажет детский рисунок?»
консультация на тему

О чем может рассказать взрослым детский рисунок

Вложение Размер
o_chem_rasskazhet_detskiy_risunok.doc 25 КБ o_chem_rasskazhet_detskiy_risunok.doc 25 КБ

Предварительный просмотр:

О ЧЕМ РАССКАЖЕТ ДЕТСКИЙ РИСУНОК?

Уже на протяжении многих лет психологи пользуются рисуночными тестами, чтобы лучше узнать ребенка. Если Вам, дорогие родители, это интересно, то дайте своему ребенку цветные карандаши и лист бумаги, попросив что- нибудь нарисовать. А потом попытайтесь расшифровать. Обратите внимание на цвета.

Если все цвета соответствуют действительности (небо голубое, трава зеленая), то это говорит о том, что ребенок находится в полном душевном равновесии и в согласии с собой.

Если в рисунке преобладает красный цвет , то ребенок чем-то взволнован или агрессивен. Может, его кто-то обидел?

Читайте так же:  Питательные маски для лица

Преобладание синего цвета говорит о том, что настроение у ребенка снижено, и он очень скучает по кому-то из близких.

Черный цвет и сильный нажим до разрыва бумаги должен насторожить взрослых. Это знак того, что ребенок чего-то боится или находится в подавленном состоянии.

Сюжет тоже может сказать о многом. Например, ребенок рисует героев мультфильмов, сказок или девочки принцесс, цветочки, а мальчики самолеты, машины или танки, то это хорошо. Дети чувствуют себя комфортно и готовы к усвоению знаний. Им легко и интересно узнавать все новое.

Если ребенок рисует животных, то по их внешнему виду можно судить об эмоциональном состоянии ребенка. Ели животное доброе и пушистое, то повода для беспокойства нет. А если с животным что-то не так, то имейте в виду что это перенос проблем ребенка на рисунок. Присмотритесь повнимательнее.

Ну а если в рисунках постоянно повторяются различные катастрофы, пожары, землетрясения и т.п., то это должно насторожить родителей. Это говорит о том, что у ребенка излишняя тревога и страхи.

Если вы попросили нарисовать портрет семьи, то обратите внимание прежде всего на то, насколько ребенок хочет это делать. Если категорически отказывается, значит что-то в его отношениях с близкими людьми не так. А когда портрет готов, то наличие на нем всех членов семьи говорит о том, что ребенок чувствует себя хорошо и уверенно в своей семье.

Обратите внимание на размер самого ребенка на рисунке. Если ребенок изобразил себя очень мелким или отдельно от других или вообще себя не нарисовал, то ему не хватает внимания или даже любви. Он сомневается в своей нужности. Если малыш не нарисовал кого-то из членов семьи, то значит, у него нет доверия к этому человеку. Или у него с ним конфликт. Изображение на рисунке несуществующих на самом деле персонажей(например, кошек или собак или вымышленных людей, героев мультфильмов) свидетельствует о недостатке общения и одиночестве.

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди будьте более внимательны к своим детям и тогда ваши дети ответят вам взаимностью и не будут «одиноки».

Предварительный просмотр:

О ЧЕМ РАССКАЖЕТ ДЕТСКИЙ РИСУНОК?

Уже на протяжении многих лет психологи пользуются рисуночными тестами, чтобы лучше узнать ребенка. Если Вам, дорогие родители, это интересно, то дайте своему ребенку цветные карандаши и лист бумаги, попросив что- нибудь нарисовать. А потом попытайтесь расшифровать. Обратите внимание на цвета.

Если все цвета соответствуют действительности (небо голубое, трава зеленая), то это говорит о том, что ребенок находится в полном душевном равновесии и в согласии с собой.

Если в рисунке преобладает красный цвет , то ребенок чем-то взволнован или агрессивен. Может, его кто-то обидел?

Преобладание синего цвета говорит о том, что настроение у ребенка снижено, и он очень скучает по кому-то из близких.

Черный цвет и сильный нажим до разрыва бумаги должен насторожить взрослых. Это знак того, что ребенок чего-то боится или находится в подавленном состоянии.

Сюжет тоже может сказать о многом. Например, ребенок рисует героев мультфильмов, сказок или девочки принцесс, цветочки, а мальчики самолеты, машины или танки, то это хорошо. Дети чувствуют себя комфортно и готовы к усвоению знаний. Им легко и интересно узнавать все новое.

Если ребенок рисует животных, то по их внешнему виду можно судить об эмоциональном состоянии ребенка. Ели животное доброе и пушистое, то повода для беспокойства нет. А если с животным что-то не так, то имейте в виду что это перенос проблем ребенка на рисунок. Присмотритесь повнимательнее.

Ну а если в рисунках постоянно повторяются различные катастрофы, пожары, землетрясения и т.п., то это должно насторожить родителей. Это говорит о том, что у ребенка излишняя тревога и страхи.

Если вы попросили нарисовать портрет семьи, то обратите внимание прежде всего на то, насколько ребенок хочет это делать. Если категорически отказывается, значит что-то в его отношениях с близкими людьми не так. А когда портрет готов, то наличие на нем всех членов семьи говорит о том, что ребенок чувствует себя хорошо и уверенно в своей семье.

Обратите внимание на размер самого ребенка на рисунке. Если ребенок изобразил себя очень мелким или отдельно от других или вообще себя не нарисовал, то ему не хватает внимания или даже любви. Он сомневается в своей нужности. Если малыш не нарисовал кого-то из членов семьи, то значит, у него нет доверия к этому человеку. Или у него с ним конфликт. Изображение на рисунке несуществующих на самом деле персонажей(например, кошек или собак или вымышленных людей, героев мультфильмов) свидетельствует о недостатке общения и одиночестве.

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди будьте более внимательны к своим детям и тогда ваши дети ответят вам взаимностью и не будут «одиноки».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей представлений о природных явлениях, о дожде.

Рисунки — это уникальный способ многое узнать о человеке. Существуют психологические тесты, когда по рисунку можно составить портрет.

Любой рисунок в той или иной мере отражает внутренний мир его автора.

Консультация для родителей. Как цвет и размер нарисованных предметов помогут узнать внутреннее состояние ребенка.

Конспект НОД «О чем расскажет музыка».

Как часто, глядя на своего ребенка, мы хотим знать, что же в этой маленькой головке творится, о чем наш малыш думает и что его беспокоит. На эти вопросы можно ответить, «прочитав» детски.

консультация для родителей и педагогов «О чем расскажет детский рисунок».

Детки рисуют, а мы расшифровываем. О чем расскажут детские рисунки?

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Все дети рисуют, много или раз от разу, хорошо или не очень, но рисуют. Мы любуемся на детское художество, получая эстетическое удовольствие. А ведь расшифровка детского рисунка может о многом рассказать. Для людей, изучающих душу, творчество детей – это кладезь информации об эмоциях на альбомном листе, тайные рассказы о проблемах в цвете.

Дети, особенно маленькие, можно сказать, даже не рисуют, — они говорят на языке рисования. Зачем каждый раз бежать за разъяснениями к специалисту? Предлагаю научиться понимать язык детской художественной кисти самим.

Цветовая гамма

Многие психологические тесты основаны на значении цветов. Они отталкиваются от специального теста Люшера, который по цветовым предпочтениям определяет характер. Дети рано подбирают для себя цвет, пользуясь своим настроением и мироощущением. Такой выбор меняется с возрастом.

Как правило, в стандартном наборе юного художника 5-6 цветовых оттенков, что «выдаёт» нормальное эмоциональное развитие. Если гамма цветов значительно шире, можно говорить, что перед Вами натура чувствительная, богатая на эмоции.

В психологии цветовые оттенки несут в себе разный смысл:

  • преобладание синего связано с необходимостью сконцентрироваться на своих внутренних проблемах, желанием уйти от суеты в себя;
  • зелёным рисуют больше независимые, упрямые и одновременно уравновешенные;
  • фиолетовый стараются выбирать те, кто дружит с фантазией, ещё интеллектуально и эмоционально не созревшие (вот почему его можно часто найти на детских рисунках);
  • когда на рисунке много красного, это значит, что художник агрессивен и возбудим, в нём есть сила воли и повышена активность;
  • жёлтый и оранжевый любят оптимистичные, любознательные, настроенные позитивно;
  • в коричневых красках мир у тех, кто столкнулся с физическим дискомфортом, полон отрицательных переживаний, медлителен в своих действиях;
  • чёрным дети протестуют, стараясь разрушить то, что им не нравится, показывают своё подавленное состояние, требуя перемен;
  • серый цвет – ни о чём, это безразличное отношение, желание скрыться от всех проблем и не замечать тревог.
Читайте так же:  Календула против прыщей

Так что, цвет в детском рисунке – это важно. Но не стоит забывать, что преобладание чёрного – это не обязательно депрессия, а красный фон не обязательно значит агрессивный настрой против всех. Ведь это может быть «выбор одного дня», когда что-то не получилось или пошло не так, как хотелось бы.

Остановитесь на минутку, если вдруг в детском художестве Вы увидели много красного либо серо-чёрного. Не спешите бежать к психологу. На состояние детской психики указывают и многие другие детали.

Манера рисования

Не меньше, чем цвет, скажет и композиция детского рисунка. Это зеркало детских мыслей. Здесь нам стоит посмотреть на нажим карандаша и целостность линий, размер и расположение рисунка на листе.

Зная технику художественного рисования, взрослые могут возразить, что нажим карандаша – это специальный приём. Согласна, но только не в этом случае. В отношении с детьми, малообладающими техникой рисования, сила пользования карандашом – это показатель тонуса.

  • Так, когда художник рисует с неуверенным, слабеньким нажимом, едва заметными линиями, можно говорить о робости и пассивности. Иногда весь рисунок либо его большая часть состоит из лёгких штрихов, и это указывает на имеющуюся тревожность.
  • О неустойчивых эмоциях подскажут частые стирания. Когда же лёгкие эскизные штрихи затем выделяются жирно, то можно это расценивать, как попытку взять себя в руки, контролируя тревоги.
  • Небрежные рисунки, часто кинутые на полпути и не дорисованные до конца, принадлежат тем, кто слишком импульсивен. Бывает, что дети настолько жирно чертят контуры, что аж бумага рвётся. Это признаки напряжённости и конфликтности, агрессивности и возможной гиперактивности.

Имеет значение. Здесь будем ориентироваться на установленные в психологии нормы: размер самого крупного объекта на листе А4 должен быть не более 2/3. Что значит, если художник «не влезает» в общепринятое правило?

  • Когда человек или животное на листе значительно больше, чем надо, занимает всё пространство и даже не вмещается в каких-то частях, задумайтесь о детских тревогах и стрессах.
  • Если рисунок настолько малюсенький, что еле видно его, — это признак заниженной самооценки.
  • Эгоиста «сдаст» автопортрет на всё полотно, а «аватаром» одиночки станет маленькое изображение.

Расположение

Нередко дети рисуют, ориентируясь не на весь лист, а предпочитая центр бумаги либо один из краёв. Это тоже имеет своё психологическое объяснение.

  • По центру у ребёнка всегда «живут» самые важные в его жизни люди, а вот самый высокий – значит, самый влиятельный в семье.
  • Хорошо, если в середине рисунка нашли место мама и папа, можно о благополучии в семье не беспокоиться, а вот когда центральное место рисунка занимают неодушевлённые предметы, — значит, у ребёнка есть зацикленность на материальных благах, родители где-то переборщили с материальными поощрениями.
  • Пустота в центре – признак внутренней опустошённости и низкой самооценки.
  • Нашедшим себя по уголкам рисунка родителям психологи советуют больше уделять времени ребёнку, а если вас совсем нет – это повод для беспокойства, так как вычеркнув какого-то человека из своего рисунка, ребёнок таким образом пытается вычеркнуть его из всей своей жизни.
  • Про детей с завышенным чувством собственного достоинства скажут рисунки, стремящиеся к верхней части, но это также может быть признаком «витания в облаках».
  • Дети с неблагополучным эмоциональным состоянием, одинокие, рисуют обычно мелкие изображения внизу листа.

Отдельные детали композиций

Некоторые тонкости могут подсказать, что переживает ваш ребёнок, вырисовывая карандашом объекты на альбомном листе. Вот часто встречающиеся особенности детских рисунков:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

  • когда дерево или дом «летают» без твёрдой поверхности, поздравляем! Ваш художник – настоящий фантазёр, без пяти минут Мюнхгаузен.
  • неуверенные в собственных силах усиленно чертят себе линию земли;
  • соединенные вместе руки в цепочке «мама-папа-дети», иногда даже с лапами кошек и собак, говорят о близких и доверительных отношениях в семье;
  • ручки-ножки, словно тоненькие веточки, – ребёнка беспокоит его физическая слабость;
  • большущая голова – не признак большого ума, а предвестник ушедшего в себя художника;
  • куча украшений, декоров и прочих нарядностей подскажет, что ребёнку очень важна оценка и внимание окружающих.

Подробные рисунки, с деталями, чаще рисуют личности творческие, с живым воображением.

Тревожные звоночки

Давайте обратим внимание на то, что больше всего ребёнок любит рисовать. Эти, иногда пропущенные, детали могут стать тревожными звоночками имеющихся проблем. Итак,

  • если на всех изображениях у людей почему-то большущие глаза, это не символ удивления, это больше указывает на скрытые детские страхи;
  • если у нарисованных животных часто есть клыки и когти, стоит задуматься, что внутри сидит подавленная взрослыми агрессия, которая может не вовремя вырваться наружу;
  • если все домочадцы рисуются на альбомном листе в одной стороне, а сам ребёнок предпочитает «жить» в другой, задумайтесь: вы теряете к себе детское доверие;
  • если на детских рисунках чаще фантастические эльфы и неземные жители, не стоит умиляться, это повод поискать причины дискомфорта существования ребёнка в реальном мире, ему проще «с розовыми очками» да в сказках;
  • если ребёнок «забывает» нарисовать себе рот или уши, у него, возможно, есть трудности с общением, а вот отсутствие рта у кого-то из близких – это скрытое желание маленького художника не слышать этого человека (возможно, он ребёнка часто ругает).

Вообще, должно насторожить отсутствие любой части, которая есть на рисунке у всех остальных.

Самым тревожным звоночком, который никак нельзя пропускать мимо родительских глаз, психология считает отсутствие самого юного художника в собственном рисунке семьи. Такая картинка – предвестник того, что ребёнку не нашлось достойного места дома среди вас.

Все эти приёмчики, позволяющие раскрыть тайну детского рисунка, тогда правильно используются, когда:

  1. дано максимальное количество цветов на выбор;
  2. предоставлен бумажный лист большого размера;
  3. карандаши дают возможность проанализировать нажим;
  4. художник рисует свой мир так, как его видит он, без назойливых подсказок взрослых.

Пользуйтесь расшифровкой детского рисунка как лакмусовой бумажкой, и не забывайте решать детские проблемы сразу по мере их появления, а не спустя, когда бывает поздновато. Ну что, пойдёмте, порисуем!

Не забудьте добавиться в нашу группу «ВКонтакте» и подписаться на новости блога, чтобы точно не пропустить ничего важного и интересного!

О чём расскажет детский рисунок

  • О чём расскажет детский рисунок
  • Как определить характер по рисунку
  • Как провести диагностику в детском саду
Читайте так же:  Как понять, что мужчина влюбился

Подробно о психологии детского рисунка можно прочитать в трудах Дж. Дилео, А. Л. Венгера, М. Люшера. Здесь же представлены общие критерии оценки детского рисунка. Во-первых, чтобы правильно оценить рисунок, предоставьте ребенку полную свободу творчества: дайте несколько листов бумаги, много разноцветных карандашей, не ограничивайте его во времени, и не подсказывайте, что и как лучше нарисовать. Во-вторых, один рисунок может сказать лишь о сиюминутном состоянии его автора; чтобы сделать выводы об общем состоянии ребенка, необходимо проанализировать несколько работ, нарисованных в разное время.

На что же следует обратить внимание при оценке рисунка? Вот небольшой список основных критериев.

Цветовая гамма. Это наиболее важный фактор, который оценивается в первую очередь.

Нажим карандаша — свидетельствует о психомоторном состоянии ребёнка. Например, робкие дети делают очень слабый нажим, а импульсивные, наоборот, нажимают на карандаш чересчур сильно. Гиперактивные и конфликтные дети рисуют так, что карандаш может даже порвать лист.

Размер рисунка. Рисунок не должен быть слишком маленьким, или не помещаться на листе.

Расположение рисунка. Если ребенок эгоистичен, с высокой самооценкой, то и рисовать он будет только в верхней части листа. А если изображены маленькие предметы внизу, или в углу листа, то это говорит об эмоциональном неблагополучии.

Детализированность изображения. Творческие дети очень детально и подробно все прорисовывают.

Темп работы. Пассивные дети рисуют медленно и неохотно. Если же быстро и неаккуратно, то это говорит о гиперактивности автора.

Разговаривает ли ребёнок во время рисования. Хорошо, если ребенок комментирует и с удовольствием объясняет, что он рисует. Если же он совсем не хочет рисовать, значит, он устал или чем-то эмоционально подавлен.

В конечном счете выводы об эмоциональной нестабильности, или депрессивном состоянии малыша можно делать только после анализа нескольких рисунков, и то, если в них встречается сразу несколько тревожных факторов.

О чем могут рассказать рисунки

Детские рисунки — хороший тест на эмоциональное состояние ребенка, мы его часто используем в своей работе. Родители тоже могут воспользоваться этим инструментом. Для этого родителю не обязательно быть специалистам в области толкований. Здесь я предлагаю подробнее разобраться в этом вопросе и привожу некоторые аспекты, на которые необходимо обращать внимание.

В психологии при анализе рисунков существует тенденция чаще обращать внимание на патологические характеристики, чем на здоровые, чаще уделяют внимание тому, что нездорово. Интерпретации часто базируются на том, что не так, на неправильном в ущерб нормальному, здоровому, правильному. Но лучше все же начинать с того, что принято считать здоровым.

Люди, отличающиеся психическим здоровьем, – это люди, у которых жизнь хорошо организована. Они:

— способны идентифицировать, воспринимать точно и адекватно свои психологические потребности;
— имеют позитивное отношение к самому себе;
— не боятся выразить себя, свои мысли и эмоции;
— точны и адекватны в своих восприятиях;
— сами управляют своей жизнью и могут внести необходимые изменения в её ход;
— владеют психологическим «инструментарием» для успешного решения конфликтов и жизненных проблем.

Все эти психологические особенности находят своё отражение в рисунках и представлены следующими характеристиками:

В первую очередь обратите внимание, какой отклик у вас вызывает рисунок — нравится ли, какое впечатление оставляет — гармоничное, хаотичное, радостное или тревожное. Не обязательно так же спрашивать у своего чада, почему он воспользовался именно этим цветом, выбор цвета в отдельном рисунке свидетельствует только о сиюминутном переживании и состоянии. Но если один и тот же цвет, например серый, белый или черный, повторяется на протяжении серии рисунков, тогда можно предположить, что ребенок видит мир именно в таких красках. В принципе не следует задавать вопросы «почему». Лучше спросите, где папа, если его нет в рисунке семьи. Так вы получите информацию о том, как ситуацию воспринимает ребенок. Чтобы малыш не заподозрил, что проводится эксперимент и не начал «работать на зрителя», можно организовать такое семейное рисование на определенную тему, а затем совместно обсудите получившийся результат. Уверена, вы узнаете много нового о своей семье! Только ни в коем случае не подвергайте критике рисунки, не обвиняйте ребенка в том, что ВАМ не нравится то, что он нарисовал.

При интерпретации детских рисунков очень важно учитывать возрастные особенности и возможности, проявляющиеся на разных стадиях развития.

Первая стадия – марание, каракули, как бы игра карандашом по бумаге. Ребенка привлекает то, что он что-то создает, что-то созидает. Так оформляются основы творчества, приобретается самостоятельность. На этой стадии ребенок просто подражает взрослым, не пытаясь еще выразить что-то конкретное. Это можно сравнить с гулением.

Вторая стадия – стадия примитивных изображений. Появляется что-то похожее на образ, изображение чего-то или кого-то. Овладение графическими формами происходит медленнее, чем развитие словесного творчества. Приходит умение рисовать некоторые формы, многоугольНики, круги. Затем появляются головоноги.

Двухлетний ребенок обычно рисует каракули, если ему дают лист бумаги и карандаш. Его движения хаотичны и случайны. Он может рисовать точки и чёрточки, заполняя пустые места пространства, передвигаться по листу. Трехлетний ребенок уже рисует круги, петли, арки и линии. Пожалуй, это самая ранняя попытка изобразить знакомые ему объекты, но на листе это выражается в неузнаваемых формах, и он их может назвать — «мама», «папа». Четырёхлетний ребенок способен организовать петли и кружки в горизонтальной плоскости. Он может также добавлять линии к кружочкам, изображая ими руки или ноги человека. Ребёнку четырёх лет доступна только ориентация слева направо на листе.

С пятого года жизни начинается третья стадия – стадия схематических изображений. Пятилетний ребенок комбинирует круги, арки, линии для создания известных объектов. В этом возрасте большинство детей уже могут рисовать перекрёсты, т.е. пересекать горизонтальные линии вертикальными.
К шести годам ребенок уже способен к интегрированному рисунку и имеет отличный контроль над движениями (для того чтобы достаточно точно изобразить видимый мир). Он может строить изображения в наклонной плоскости, «выстраивать» вертикальные серии, а также с успехом ставить точки, которые не являются кругами. Как правило, лишь к 7-8 годам ребенок начинает хорошо предвидеть соотношения элементов для того, чтобы отображать движение в рисунке. До этого возраста рисунки, как правило, статичны, и фигуры не имеют никакого отношения друг к другу.

После 7 лет ребенок способен выполнять хорошо интегрированную картинку. К этому возрасту у него уже развита в достаточной мере образная и моторная регуляция, что позволяет ему перенести на бумагу образ, который у него есть в воображении.

А теперь намного о патологических особенностях рисунка:

  1. Предпочтение графики как формы выражения (карандаш, тушь, перо) Линии тонкие, аккуратные, изящные.
  2. Набивка рисунка, когда не остаеся пустого незаполненного пространства. Рисунок выглядит чересчур усложненным, вычурным.
  3. Застревание, постоянные повторы, навязчивость, вязкость в темах, формах. навязчивое использование сложных орнаментов
  4. Смешение в рисунке живого и неживого (стул с глазами, дерево с руками)
  5. Частое рисование неуместных по содержанию глаз
  6. Любимые темы – пустой безжизненный дом, одинокое засохшее дерево, химеры, монстры, всякие существа
  7. Застревание в цвете – например, все нарисовано красным
  8. Хаотичные, рваные резкие линии
  9. Частое рисование аур у людей, предметов, животных.
Читайте так же:  Уход за телом в бане

Напоследок самое главное правило — любой рисунок, особенно их серия, может предоставлять диагностический материал, но не может отдельно служить материалом для постановки диагноза.

Расшифровываем детские рисунки

Здравствуйте, мамы и папы!

Психологами давно установлен тот факт, что при помощи рисунка можно ответить на многие вопросы. Составить конкретный психологический портрет автора, рассказать о чертах характера, его потребностях и желаниях, а так же выявить слабые стороны и тревоги.

Зачем нужно анализировать детские рисунки?

Что нам дает анализ детского рисунка? Психологи довольно часто используют рисование в психологических работах с маленькими детками. Посредством рисунка вы узнаете о том, чего никогда не услышите от самого ребенка.

В силу своего возраста он может не идти на контакт, не может правильно сформулировать свои мысли и дать правильную оценку, как ситуации в целом, так и объяснить, что его тревожит и с чем связаны его опасения, надежды, мечты и желания.

Подсознание маленького человека хранит все ответы на поставленные вопросы и поможет нам достать эти ответы именно рисунок. Дети чаще всего редко задумываются над смыслом нарисованного.

Рисуют интуитивно, эмоционально, они все в рисунке, в той жизни, которую творят на бумаге. Это их фантазия, их мир, их волшебство. Здесь и кроется ключ к детскому подсознанию, к детской душе.

Безусловно, полнейший анализ детского рисунка, его интерпретация как отдельных деталей, так и картины в целом и рекомендации для родителей, вам даст только опытный психолог. Но знать основы шифрования детского творчества никому не помешает, тем более маме, желающей только всего наилучшего для своего малыша.

Для маленького ребенка, от 3 лет, вы можете уже делать небольшие выводы. В этом возрасте дети уже начинают более сознательно относиться к изобразительному искусству, они могут нарисовать что-то конкретное, присутствует сюжет и определенные персонажи.

Но серьезно анализировать детские творения можно только после 4 лет. Благодаря всему, что можно узнать из рисунка, можно скорректировать поведение ребенка, его успеваемость, что позволить поправить ситуацию в положительную сторону.

Цвета в детском рисунке

Цвета, которыми ребенок наполняет свое произведение, играет главную и самую значимую роль. Да, ребенок может использовать в своих работах многие цвета, но как правило, дети тяготеют изначально к какому-то одному цвету, какой-то один все равно ближе всех других. Так сказать любимый цвет, на него стоит обратить внимание. Подробнее о любимом цвете ребенка здесь.

Если ребенок в своих рисунках использует много цветов, это может говорить о разносторонней личности, о цепкой хватке, что ребенка ничего не беспокоит в данный момент. Нежели, когда используется один — два цвета из всего обилия предложенных. Это говорит об обратном, что есть что-то конкретное, что его беспокоит.

Детали и элементы рисунка

Вообще, посмотрев на детский рисунок можно понять его интуитивно, какие чувства и эмоции испытывает автор, сразу можно отследить, что у него не все благополучно. Об этом могут рассказать определенные элементы и конкретные детали рисунка:

  • Обычно дети рисуют пейзажи или людей на них, домики, поля и просторы, горы, цветы, деревья, луга, друзей, семью. Все это нормально. Но если, ребенок начинает рисовать кота с когтями, или тигра зубастого.

Вообще, страшных зверей, реальных или выдуманных, это может говорить о внутреннем дискомфорте, переживаниях, страхе, скрытой агрессии. Иногда такое произведение можно получить после похода в цирк или зоопарк, а также после просмотра мультика, в этом случае ребенок получил яркое впечатление и отразил его на бумаге.

  • Самого значимого персонажа ребенок обязательно разместит в центре своей картины. Это касается не только людей, но и животных или предметов.

Рекомендации для родителей

Если вас что-то насторожило в рисунке ребенка не торопитесь с выводами. Один рисунок еще не дает повода для беспокойства, возможно это сиюминутный порыв, который отразился на бумаге. Важно пронаблюдать серию рисунков за определенный период. Например, если в течение месяца малыш использует одно и тоже.

На что рекомендуется обратить внимание или первые тревожные звоночки:

  1. Если ребенок рисует своим героям непропорционально большие глаза, это означает, что ребенок чего-то боится.
  2. Если кого-то из близких ребенок никогда не рисует, или рисует в стороне, это связано с недоверием ребенка к этому человеку.
  3. Ребенок не рисует себя, значит он не может найти себя, считает себя лишним.
  4. Все члены семьи находятся поодаль друг от друга, да еще и между ними нарисованы различные предметы, это говорит о дисбалансе отношений в семье, возможны ссоры и недопонимание.
  5. Обилие коричневого цвета, обратите внимание на здоровье вашего ребенка.

Рисуйте и будьте счастливы!

Буду рада увидеть в комментариях обсуждения рисунков ваших деток.

Психология детского рисунка

Все люди рисуют. Кто-то больше, кто-то меньше, но, тем не менее, все. Изображая что-либо, они не просто рисуют, а делают это каким-то своим способом. Если попросить человека нарисовать, например, машину или дерево, то вряд ли можно будет увидеть идентичные рисунки. Похожие – да, но не идентичные. Рисунок очень много может рассказать о своем художнике: это отражение нашего мира, который живет внутри нас и влияет на всю жизнь. Очень часто этот мир не осознается. Рисунки помогают знакомиться с этим миром. Особенно любят рисовать дети, и неудивительно, ведь для них рисование – это не искусство, а средство общения, речь. Ребенку бывает крайне трудно понять, что с ним происходит, выразить свои мысли и переживания словами. А с помощью бумаги и карандашей можно выразить все, что накопилось в душе. Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — писал К.Д. Ушинский, призывая учителей опираться на эти особенности детского мышления». Изобразительная работа – безопасный и естественный для ребенка вид деятельности. Независимо от культуры, в которой воспитывается маленький человек, где бы он ни жил, ребенок выражает свое раннее восприятие окружающих людей и предметов посредством рисунка.

О пользе творчества

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству – желание получить результат, создать определенное изображение. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Рисование вместе с ребенком – это отличный способ не только поднять настроение, но и провести время с пользой — посмотреть на мир другими глазами, открыть в себе новые возможности, и даже вспомнить себя!

Ребенок начинает рисовать с того самого момента, как научается держать в руке карандаш или кисточку. В возрасте до трех лет (примерно) это будут каляки-маляки. Однако даже в них можно заметить особенности данного конкретного ребенка, наблюдая, в каком темпе малыш двигает рукой, с каким нажимом рисует, какие выбирает цвета, заполняет все пространство листа или нет. Как только ребенок достигает трехлетнего возраста, в динамике его рисунков – каракулей появляется и становится все более очевидной тенденция к изображению окружностей. Сначала они могут быть непрерывными, но вскоре они превращаются в отдельные кружки и тогда ребенок обнаруживает, что он нарисовал, например, голову. Это его крупное достижение. Фактически круг – это самый простой рисунок, повсеместно выбранный образец и самая распространенная фигура в природе. Пытаясь рисовать, ребенок не старается изобразить предмет так, как он выглядит, а изображает основную идею, внутреннюю модель. Итак, предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество изображаемых деталей. Дошкольники в подавляющем большинстве случаев не задаются целью передать реальную форму изображаемого объекта.

Читайте так же:  Криодеструкция бородавок и папиллом

Первая форма изображения человека – это так называемый головоног, представляющий собой округлую голову и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы.

Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Он составлен из отдельных частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются то его середины. На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, то теперь ребенок рисует стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны. Для шестилетнего возраста нормальным является детализированное схематическое изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее второстепенных деталей (шея, пальцы, ступни, волосы, брови и т.д.). Один исследователь данной тематики представляет возрастную последовательность в развитии рисунка следующим образом:

После пятого года жизни туловище изображается в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника, пропорции головы и тела еще не находятся в согласии.

На шестом году жизни прибавляются такие детали, как уши, волосы, первые признаки одежды сопровождаются элементами прозрачности.

Рисунок на седьмом году характерен прежде всего уточнением пропорций.

О чем говорит рисунок

Рассматривая рисунки ребенка и наблюдая за ним в процессе рисования можно очень многое узнать о его внутреннем мире, настроении, отношении к разным людям, самооценке и многом другом.

Из самого общего можно сказать, что в первую очередь нужно обращать внимание на следующие аспекты:

  • Размер рисунка. Как правило, дети тревожные, с заниженной самооценкой рисуют в нижнем краю листа мелкие фигурки, даже после окончания работы на листе остается много свободного места. Дети с завышенной самооценкой рисуют в верхней части листа, крупные фигуры. Об эгоцентричности могут свидетельствовать слишком крупные фигуры, занимающие весь лист и, как бы, не помещающиеся в него (однако такое явление норма для детей до 3-4 лет).
  • Характер нажима. Вы, наверное, замечали, что некоторые дети рисуют так, что карандаши с бумагой прямо трещат. Чрезмерный нажим может свидетельствовать о внутреннем напряжении ребенка, он явно сдерживает много негативных эмоций. А бывает наоборот, дети еле касаются бумаги карандашом, линии у них получаются тонкие, едва заметные. Часто при рисовании у таких детей могут быть не соединены все части фигур, например, ноги только подходят к туловищу, но не касаются его. Часто так рисуют дети тревожные, у которых не все в порядке с отношениями в семье.
  • Выбираемые цвета. На самом деле, использование в рисунке ярких цветов говорит о благоприятном эмоциональном фоне, а темных – наоборот, о сниженном настроении. Показательно, например, когда ребенок рисует всех членов семьи одним цветом, а кого-то выделяет другим.

Попросите своего ребенка нарисовать что-нибудь (например, свою семью; не перечисляйте членов семьи, не помогайте, не мешайте ему) и наблюдайте: кого он нарисовал первым? – это самый значимый для него человек; кто ближе всех к нему самому? – с этими людьми он в более близких отношениях; кто дальше всех? – самые холодные отношения и т.д.

Показательным является, если ребенок пропустил кого-то из членов семьи, забыл нарисовать. Очень часто маленькие дети пропускают своих младших братьев и сестер (ревнуют), при этом, если спросить их где они, почему не нарисовал, они часто отвечают – потому что он|она гуляет на улице, спит и т.д. Бывает, дети не рисуют сами себя, это тревожный знак, как правило, это происходит когда дети не чувствуют себя в семье важными и значимыми. Если дети пропускают кото-то из родителей это можно анализировать по-разному:

  • Пропущенный член семьи уделяет очень мало внимания ребенку.
  • Ребенок боится этого родителя, психологически хочет исключить его из своего мира.
  • В период 3-6 лет у детей начинает развиваться сексуальность и они могут пропускать родителя своего пола, а себя рисовать рядом с родителем противоположного пола. Это нормально.

Важно также смотреть на сами фигуры, у всех ли есть глаза, уши, носы, рты, руки, ноги. Отсутствие рта и рук у какой-то фигуры может говорить о ее бесправности в семье. Резко очерченный рот с зубами – об агрессивности. Сильно прорисованные глаза, особенно с яркими зрачками – о страхе. Важно и нужно расспрашивать самого ребенка об особенностях рисунка. Так, например, я спросила у мальчика 8 лет, почему на его рисунке семьи у брата самые длинные руки, и он ответил – потому что он дерется.

С помощью анализа детских рисунков опытные психологи и врачи могут даже распознать какое-либо заболевание у автора, есть особенности, которые используют такие дети в рисовании, в не зависимости от возраста, культуры, расы и т.д. Например, при шизофреноподобных расстройствах дети часто рисуют разделенные на части фигуры, фигуры, в которые встроены дополнительные технические предметы и т.д. Если вы заметили что-то необычное в рисунках своего ребенка, не пугайтесь раньше времени (наверняка ваш анализ не так точен, как анализ профессионала, не спешите с выводами) стоит оценивать не только рисунки но и общее поведение и самочувствие ребенка, в этом вам всегда поможет психолог.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Все дети любят рисовать, если не ограничивать их фантазию и воображение, не упрекать, что они сделали неправильно или некрасиво, возьмите лучше в руки кисть, краски, разложите огромный лист бумаги и вперед, доставлять радость и приносить пользу и себе и детям.

О чем может рассказать детский рисунок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here