Карманные деньги для ребенка

Самая важная и интересная информация на тему: "карманные деньги для ребенка" с профессиональной точки зрения. В статье собрана и структурирована весь полезный материал по теме.

Карманные деньги, как научить ребенка правильно распоряжаться финансами

Карманные деньги! Ответ на вопрос, давать или не давать ребенку карманные деньги, является актуальным в наши дни. Конечно, надо обучать детей распоряжаться финансами. Другое дело, в каком возрасте можно доверять и какие суммы. Это зависит от многих факторов, прежде всего от характера ребенка и возможности семьи.

Дать небольшую сумму смышленому подростку, который потратит, по мнению папы, на нечто важное и необходимое, это нормально.

Но доверить крупную для ограниченного бюджета сумму человечку, который не способен еще принимать адекватных решений, когда необдуманные потери могут поставить семью в затруднительно положение, это неразумно.

И винить надо не свое чадо, совершившего растрату, а родителя, который допустил эту ситуацию. Ведь одна и та же сумма может быть равна обычным походом в кафе с подружками, или быть бюджетом на день на всю семью.

Правила и принципы

Поэтому однозначных рекомендаций быть не может. Но есть некоторые общие для всех принципы:

  1. Деньги даются на определенные расходы (не на питание, одежду, а на личные детские потребности);
  2. Сохраняется право родителей контролировать, на что они тратятся;
  3. Важно, если выдается фиксированная сумма на определенный срок (неделя, месяц);
  4. Сумма зависит от доходов семьи и может меняться в меньшую сторону, если в семье возникают финансовые сложности, чтобы ребенок учился их разделять вместе;
  5. Выданные наличные нельзя забирать обратно без веских оснований;
  6. Нельзя платить за полезную работу и помощь по дому;
  7. Можно брать взаймы у чада с обязательным возвращением; причем проценты платить не стоит. Но можно поощрить помощь по дому, подарком или денежной премией, но акцентировать, что это благодарность, а не прибыль от ссудной деятельности.

Зачем это нужно?

Основная идея в том, чтобы дети приучались распоряжаться собственными деньгами, учились копить и планировать расходы в течение времени, понимали, как легко деньги уходят и как медленно поступают вновь.

Но не надо полностью заменять семейные отношения рыночными, не надо наказывать ребенка штрафами или прекращением выплат (за исключением особых случаев). Вообще денежный вопрос должен стоять чуть в стороне от воспитания. Хотя он и имеет к нему непосредственное отношение.

Когда начинать давать наличность на карманные расходы?

  1. Несколько монеток можно давать еще маленькому малышу (5 лет), помочь купить что-то в магазине. Объяснить, что такое деньги и зачем они нам нужны, как они зарабатываются. Почему нельзя тратить сразу все. За что еще надо платить (еда, одежда, телефон, медицинские услуги, поездки и развлечения, мультики). Пояснять, что мама и папа знают, куда и сколько надо заплатить, чтобы всем хватило.
  2. Первокласснику уже придется выдавать наличность на еду в школе. Хотя она обычно организована учителями, все же иметь некоторую сумму денег на вкусности надо. Если ребенку приходится ездить в школу, то деньги на транспорт тоже будут нужны.
  3. Малышам (лет до 10, а кому-то и больше) надо объяснять, что эта сумма на автобус, другая на еду, а остальное на прочее. Или даже размещать эти деньги отдельно, чтобы не получилось так, что ребенок потратил почти все на забавы, а потом ему не хватило на обратную дорогу до дома.

Именно карманные деньги можно начинать давать тогда, когда ребенок умеет хорошо считать, ориентируется в ценах, социально адаптирован. Как правило, это возраст 10 лет (+/- 1 год).

Финансовый период

  1. На первых порах лучше выдавать не большую наличность на неделю. Так ребенку легче ориентироваться по времени.
  2. Выдавать в определенный день, который можно в шутку называть днем зарплаты, это может быть понедельник, пятница или воскресенье.
  3. Первую выдачу привязать к какому-то событию, как бы обыгрывая обряд инициации, когда ребенок переходит в мир взрослых. 1 сентября, 1 января, день рождения, или наоборот начало очередных летних каникул – вот хорошие даты для старта.

Наличие у ребенка карманных денег не означает, что теперь он все должен покупать сам. Какие-то дорогие, но достойные вещи надо помочь приобрести. Дайте чаду немного времени накопить, проявить выдержку и хозяйственность, а потом добавьте. Речь идет только о вещах для развлечений и хобби, основное содержание нельзя перекладывать на ребенка.

Инфляция и не только

В более старшем возрасте, конечно, количество денег растет. Изменяется и область расходов. Старшеклассники вполне сами уже могут покупать себе канцелярские принадлежности, подарки друзьям и родственникам на праздники. Но родители должны контролировать, на что тратятся средства, не теряет ли их ребенок, не отнимают ли их у него.

При крупных покупках желательно присутствовать, даже если ребенок платит сам. В этом нет ничего унизительного, ведь даже взрослые берут с собой кого-то при дорогостоящих приобретениях.

Эти «игры» с финансами подготовят юного гражданина к взрослой жизни, бережному и хозяйственному отношению к деньгам.

Карманные деньги для ребёнка: когда и сколько?

Нужно ли давать ребенку деньги на карманные расходы? Если да, то в каком количестве? Во сколько лет стоит давать ребенку карманные деньги? А главное, как правильно это делать, чтобы не разбаловать свое чадо? Этими вопросами задаются многие родители. Найти ответы на них поможет эта статья.

Во многих странах права детей на карманные деньги прописаны законодательно. Выдача хоть небольшой суммы денег на мелкие расходы — это обязанность многих иностранных граждан. В нашей стране родители сами делают выбор, как поступать. Существуют общие правила, и если следовать им, то данная задача по поводу личных средств для ребенка легко решаема. Какие же правила мы знаем?

Психологи единодушны в том, что карманные деньги у детей должны быть в обязательном порядке. Таким образом дети смогут научиться финансовой самостоятельности. Получая средства от родителей, они приобретают своду выбора, принимая различные решения. Регулярные денежные поступления смогут позволить вашему ребёнку насобирать нужную сумму денег на то, что ему хочется.

Когда у детей имеются свои сбережения, они видят разницу между бездумными тратами на всякие безделушки и важным приобретением. Средства, даже малые, позволят владельцу быть более уверенным в том или ином обществе. Ваш ребенок сможет сам угощать друзей или позвать в кино девочку, которая нравится. У него появится ответственность за сделанный выбор, он начнет понимать, что родители не всегда имеют возможность приобретать то, что хочется, что нужно жить по имеющимся средствам.

Читайте так же:  Почему термолак для ногтей так популярен

Вам стоит определиться с суммой, которую у вас получится давать своим детям еженедельно. Если у вас нет уверенности в своих финансовых возможностях, то не обнадеживайте детей. Расчет суммы не должен быть связан с успеваемостью в школе. Даже если ваш ребенок не самый умный в классе, он не должен быть ущемлен в финансовом отношении. Средства, которые вы будете выдавать — не мотивация для учебы и не наказание за проступки. Ваш ребенок должен иметь уверенность в завтрашнем дне, чтобы спланировать свои расходы. Пусть он точно знает, что, что бы ни случилось, определенная сумма денег у него всегда будет.

Выдаваемую сумму увеличивайте по мере взросления. Подросток будет иметь больше потребностей, чем ученик младших классов. Не нужно требовать отчет о потраченных средствах, лучше незаметно сами наблюдайте, на что тратятся деньги, какие новые приобретения появляются у вашего отпрыска.

Таким образом, вы сможете избежать ненужных ссор и скандалов. Пусть ваш ребёнок чувствует свою самостоятельность. Доверяйте ему и дайте свободу выбора, так он скорее станет самостоятельным и ответственным.

Карманные деньги

Вот варианты о зарабатывании карманных денег детьми, хотя и довольно распространены в современном обществе, для меня лично кажутся совершенно неприемлемыми.

1. Продажа личных вещей или старых (надоевших) игрушек.

Во-первых, все вещи куплены на родительские деньги, и уж если их кто-то захочет продать, то никак не дети, а родители. Игрушки в большинстве своем являются подарками — подарки, даже ненужные или не понравившиеся, не хотелось бы продавать. Уж лучше просто отдать кому-то.

2. Бизнес на домашних животных.

Я воспринимаю любое домашнее животное для ребенка как друга или члена семьи. В мое мировоззрение не укладывается торговля ни теми, ни другими. В комментариях был аргумент — зарабатывать компенсацию за ухаживание. Извините, бывают варианты? То есть, девочке подарили кролика, и она за ним не ухаживает? Мама почистила клетку, и девочка пошла торговать кроликом в парке?

По-моему, уход за своим животным не входит в раздел заслуг. Это нормально и не рассматривается как нечто, достойное награды. Более того, я считаю это условием заведения животного в доме. У нашей дочки «буйное помешательство» на кошках. Она хотела «кису», мы взяли котенка. Ее обязанности: накладывать коту еду ложкой в миску из кастрюли (кастрюлю я держу), смотреть, есть ли водичка и докладывать мне, если кончилась, помогать мне чистить лоток, искать его игрушки, если он их куда-то заныкал. Будет старше — моя роль в уходе за ее кисой сойдет на нет.

Еще один аргумент — в зверинцах ведь взимают плату за «погладить». Мне думается, между владельцем зверинца и мальчиком, которому родители подарили щенка на день рожденья, должна быть разница.

Единственный, на мой взгляд, приемлемый вариант, связанный с заработком и домашними животными — дрессировка и выступление. В таком случае ребенок со зверем — команда, и работают вместе.

3. Плата за учебу.

На мой взгляд, это самое абсурдное «зарабатывание». Таким образом родители внушают ребенку способ их шантажировать.

У меня однажды учился одиннадцатилетний мальчик. Довольно неровно, оценки просто «прыгали». Вызываю папу, тот говорит: «У меня все просто: за «двойки» — ремень, за «пятерки» — деньги». Отгадаете, кто был папа по профессии? Учитель.

Плата за домашние поручения.

Я, признаться, не понимаю финансовых расчетов в семье. То есть, муж дает жене деньги в постели, что ли? У каждого человека в семье, независимо от возраста, есть какие-то обязанности. И он их выполняет не потому, что его наградят за выполнение или накажут за невыполнение, а потому, что он живет в этой семье и в этом доме. И участвует в заботе о своей семье в меру собственных возможностей. Даже если он выполняет работу, на которую пришлось бы приглашать наемного рабочего.

Мама может готовить-убирать сама, может нанимать домработницу, которой платят. Но если мама приготовит обед — ей заплатят? С младшим может посидеть няня (за деньги), а может старший. Я не понимаю, почему старшему нужно платить в этом случае. Няня или домработница приходят в эту семью, чтобы заработать, а ребенок «пришел» в эту семью, чтобы стать ее частью.

Если платить ребенку за домашние поручения, это самый лучший способ объяснить ему, что он в доме чужой, и показать неприятие. Если тебе платят за домашнюю работу — значит, это не твой дом. Потому что любовь не покупается, и все, что мы делаем друг для друга в семье, мы делаем исключительно из добрых отношений, а не расчета.

Когда у нас еще был телевизор, видела передачу какую-то про увольнения. Показывают семью — мама и папа попали под сокращения, больше года не могут найти порядочную работу, залезли в долги, в общем, мрак полный. Мама жалуется, что самое сложное — дети (трое) постоянно что-то просят и не могут понять, почему им не покупают такое как у других, и требуют без конца.

Я уж представила себе троих карапузов. Показывают детей: младшему 12, старшему 17. Стоит бугай такой усатый. «Да на тебе пахать надо!». Ну, знаете ли! Этот детинушка уже в состоянии содержать всю семью, а не канючить новую игрушечку, как у соседа, срочно! Кстати, почему ребенок в том возрасте, в котором способен требовать «как у других», не способен понять, почему этого купить нельзя (или временно нельзя)?

Какие способы добывания карманных денег детьми кажутся мне приемлемыми:

1. Родители дарят деньги.
Дарят или выдают — просто так. Ни за что. Для того, чтобы ребенок их истратил по своему усмотрению (карманные деньги, с учетом возраста, разовые подарки и регулярные фиксированные мелкие суммы).
На мой взгляд, в эту категорию не входит оставление сдачи с покупок — это очень похоже на чаевые для официанта. И по-моему, это унизительно для семейных отношений.

2. Дети их зарабатывают собственным трудом.
Здесь есть несколько условий:

  • они их зарабатывают не за счет своей семьи. То есть, если ребенок ушел зарабатывать деньги, а не прибрал за собой, не выполнил своих дел, это более чем странно.
  • это честный бизнес. Не вижу ничего перспективного в умении «делать деньги из воздуха».
  • это продукт собственного труда. Пусть ребенок строгает, клеит, лепит, рисует, показывает фокусы. САМ. Вот тогда он имеет право это продавать. Я согласна обеспечивать его сырьем и платить за это больше, чем он выручит за свои поделки, но процесс и результат того стоят, на мой взгляд.
  • доходы всех, кто зарабатывает деньги, хотя бы частично вкладываются в семью. Это прекрасно, если мальчик заработал себе на модные кроссовки, которые родителям не по карману. Но хорошо бы, чтобы он мог по собственной инициативе и на собственные деньги купить всей семье к ужину чего-нибудь вкусненького.
Читайте так же:  Лазерная шлифовка лица молодость и здоровье кожи

Карманные деньги для детей

Многие современные родители обеспокоены тем, стоит ли давать своему ребенку карманные деньги и как определить оптимальный размер. Эта статья будет интересна в первую очередь родителям, у которых дети достигли возраста 7 лет, так как она покажет, каким образом лучше всего привить ребенку грамотное обращение с деньгами и сделать этот процесс полезным и продуктивным для него.

Деньги для детей на личные расходы и что о них нужно знать

Самое главное, что следует понимать родителям — это то, что ребенок имеет право сам и по своему усмотрению распоряжаться теми денежными средствами, которые он от Вас получает, он может тратить их так, как захочет, самостоятельно расставляя приоритеты в потребностях.

Постарайтесь сделать шаг в сторону от достаточно типичного родительского желания контролировать действия детей и в частности — решать за них, что им сейчас нужно и на что необходимо потратить деньги. Могу сказать Вам, что настоящая правда о карманных деньгах заключается в следующем: чаще всего они тратятся на такие вещи, для приобретения которых многим родителям было бы жалко их выделять. То есть предоставляемые Вами материальные средства позволят ребенку самому решать, обладателем каких конкретно привлекательных для себя вещей он хочет стать. Именно это позволит ему подготовить себя к взрослой жизни, в которой предстоит планирование и распределение бюджета.

Сколько денег нужно ребенку?

Постарайтесь определить такую сумму, которую Вы будете выдавать детям, например, раз в неделю или месяц. Лучше не делать ее очень большой, так как будет соблазн тратить деньги налево и направо. Но и не делайте лимит слишком маленьким. Вы можете обговорить условия, при которых размер суммы может увеличится — поощрения, похвала за какие-то успехи ( в учебе, в секциях и кружках, в выполнении домашних дел).

И наконец — помните, что выделение карманных средств на нужды детей — это не одолжение с Вашей стороны, а признание Вами их способности к самостоятельным шагам, которое непременно подпитает уверенность любого ребенка в себе!

Смысл жизни — как найти и сохранить

Любой человек в тот или иной момент задумывается над вопросом “А в чем смысл моей жизни?”. И далеко не каждый в действительности может ответить себе на него. И если Вы чувствуете, что не знаете, для …

У каждого ребенка свой темперамент

Родители иногда удивляются, почему их ребенок молчалив и тих, тогда как у кого-то другого такой активный, энергичный, разговорчивый малыш. Дело в том, что у каждого ребенка свой личный темперамент, ко…

Адаптационные сложности у детей в садах и школах

Многие родители очень гордятся тем фактом, что их дети отправляются в различные учебно-воспитательные заведения: детские сады и школы. Но в большинстве случаев у родителей при этом еще и возникают опа…

Как понять, что у меня «синдром отличницы»

Все мы “родом из детства”, а это значит, что, даже становясь взрослым человеком, люди часто продолжают жить прошлыми идеалами и попытками соответствовать ожиданиям — родителей, учителей, взрослых вооб…

Азы обращения с карманными деньгами для детей: важные правила

Давать или не давать карманные деньги ребенку? В каком возрасте можно их доверить и сколько? Контролировать траты или нет? Над этими вопросами рано или поздно начинают задумываться все родители.

Психологи абсолютно уверены, что ребенку для полноценного ощущения себя личностью важно научиться обращаться с деньгами. Это один из моментов воспитания и обучения ответственности, а значит, карманные деньги ребенку необходимы.

Знаете какую роль для ребенка играют финансы? Карманные деньги выступают в качестве сильного материального стимулятора, который также является частью психологического воспитания детей. С ними дети чувствуют себя более независимыми, самостоятельными и свободными от родителей. Благодаря карманным деньгам подрастающие личности учатся обращаться с ними, тратить их по назначению и с умом. Также это умение подсчитывать и рассчитывать, сберегать и накапливать свои денежные средства.

Правильно выдаём карманные деньги

  1. Рекомендации психологов — раньше школьного возраста ребенку не стоит распоряжаться деньгами – только с этого периода дети готовы к началу ответственности.
  2. Сумму карманных денег для ребенка нужно определить заранее, учитывая при этом доход семьи, возраст ребенка и цели трат. Правильно будет, если вы обговорите этот момент со всеми домочадцами на семейном совете, в том числе и ребенком.
  3. Режим выдачи денег – важный момент. Выдавайте деньги в какой-нибудь обычный день, среди недели, это нужно для того, чтоб у ребенка выдача денег не ассоциировалась с успехами по учебе (с подведением итогов учебы, поведением за неделю и т.п.). Для детей начального школьного возраста выдавайте деньги раз за неделю. Для более старших детей — раз за месяц.
  4. Нужно контролировать направление потраченных ребенком денег – ежедневно спрашивайте, что он кушал, что покупал и так далее. Лучше это делать в подробностях, так как тогда дети не смогут быстро придумать варианты отговорок для обмана. Это нужно для того чтобы убедиться, что выданные деньги не потратились на алкоголь, табак и другие вредные гадости.
  5. Деньги не должны быть средством воздействия. Учеба и домашняя работа – обязанность ребенка, поэтому не следует поощрять или наказывать ребенка посредством карманных денег. Сумма карманных денег не должна зависеть от настроения родителей, поведения ребенка, его успехов в учебе и так далее. За нарушение дисциплины и других моментов должно быть наказание, не связанное с деньгами.
  6. Не выдавайте деньги сверх оговоренной суммы.

Почва финансового воспитания – учим детей грамотно управлять деньгами

  1. Не советуйте навязчиво и не распоряжайтесь деньгами ребенка. Выдавая детям деньги раз в неделю или месяц, объясните ему, что эту сумму нужно «растянуть» на весь указанный период. И больше не углубляйтесь в ситуацию, даже если малыш потратил всё за несколько дней. Ему нужно самостоятельно учиться распоряжаться ими, и в случае бездумных трат перенести на себе этот опыт до следующей «зарплаты».
  2. Если с первым пунктом у ребенка всё плохо (он старается разумно обращаться с финансами, но у него не получается и когда первая эйфория пройдет и несколько первых «зарплат» будут потрачены бездумно), то пусть он записывает каждую трату в тетрадь или блокнот, чтобы видеть, куда уходят деньги.
  3. Чтобы дети понимали важность, значимость и ценность денег, доверьте им мелкие покупки. Поручите ребенку оплачивать из карманных денег что-то важное, но не дорогое. Путь ребенок для себя покупает, например, канцелярию и т.п.
  4. Со временем вам нужно будет увеличить сумму карманных денег для ребенка по мере его взросления, потому что его потребности будут расти (но важно каждый раз оговаривая причину увеличения и время между выдачами). Так вы научите ребенка разумно распоряжаться финансами, тратить их не только на свои развлечения, сладости и игрушки, но и оплачивать транспортные расходы, завтраки в школе, билеты в кино и на концерты, обеспечивать себя канцелярией и книгами, покупать подарки друзьям и т.д. Очень важно, ведь таким образом ребенок учится разумно подходить к тратам.
Читайте так же:  Димексид от морщин, действительно ли помогает

Правила безопасности

Деньги для карманных расходов – это не только самостоятельность и некая независимость, и не только возможность что-то покупать. Это также ответственность и некоторая опасность, связанная с их ношением и хранением. Деньги можно потерять, их могут отнять или украсть. Чтобы у ребенка не случались подобные моменты, расскажите ему о следующих правилах:

  1. Нельзя показывать деньги посторонним (детям или взрослым), хвалиться своими деньгами.
  2. Лучше хранить деньги дома в определенном месте (копилке), не стоит носить все свои сбережения с собой, деньги на текущие расходы не нужно носить или оставлять в карманах верхней одежды (купите ребенку кошелек).
  3. Предупредите своё чадо о том, что в случае, если ему будут угрожать и требовать от него денег (незнакомые дети или взрослые), то пусть он их без сопротивления отдаст. Здоровье и жизнь ребенка гораздо дороже, чем какие-то купюры. Да что там дороже – она бесценна.
  4. Еще напомните ребенку, что категорически нельзя брать деньги в долг у незнакомых взрослых или давать свои в обмен на обещание скоро отдать.

Помните, что деньги для карманных расходов ребенка – это возможность его обучения распоряжаться ими. Так он сможет ознакомиться с ценностью людского труда, планировать, контролировать расходы и просто грамотно обращаться с финансами.

Читаем также:

Опыт семьи Бровченко. С какого возраста давать детям карманные деньги и нужно ли

С какого возраста, по сколько и зачем давать детям карманные деньги. Могут ли дети сами зарабатывать себе финансы:

Как научить ребенка распоряжаться деньгами

Яна Вуева рассказывает о том, как привить ребенку ощущение бюджета и ощущение стабильности, а также умение распоряжаться деньгами и понимать, что что-то можно, а чего-то нельзя. Как научить ребенка пользоваться карманными деньгами?

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Карманные деньги для ребенка

Правило первое: Давать ребенку карманные деньги

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Карманные деньги – важная психологическая основа финансового воспитания детей. Наличие «своих» средств формирует адекватное к ним отношение – деньги не будут вызывать у ребенка эйфории, побуждать в нем желания купить все, потратив все деньги сразу. Так ребенок учится самостоятельно и ответственно планировать свои расходы, рассчитывать и сберегать средства. Если денег ребенку не давать – есть риск, что он начнет «заимствовать» их. В этой связи важно чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным в кругу своих друзей. Деньги не должны вызывать у него чувство зависти и жадности.

С какого возраста давать деньги ребенку? Только родители могут понять, когда ребенок психологически готов принимать обдуманные решения, отвечать за свои действия. Чаще всего этот период совпадает с возрастом поступления в школу, но могут быть отклонения как в сторону более раннего, так и более позднего возраста.

Еще один принципиальный момент, связанный с выделением ребенку карманных денег. Важно чтобы ребенок осознавал ограниченность этого ресурса, понимал, что деньги – результат человеческого труда. Поэтому нужно объяснять детям происхождение денег в семье, почему можно потратить только такую сумму, не стесняться отказывать ребенку в увеличении карманных денег, поясняя причину отказа.

Правило второе: Выдавать карманные деньги нужно регулярно

Лучше это делать не ежедневно, а на какой-то более продолжительный срок: ученикам младших классов – раз в неделю, ученикам средних и старших классов – раз в месяц. Это необходимо, чтобы ребенок ответственнее относился к расходованию денежных средств, научился распределять личный бюджет. Если ребенок получает деньги ежедневно, он знает, что завтра утром ему дадут деньги, у него нет необходимости сегодня их экономить и можно потратить на любые покупки, используя не всегда рационально. А если давать деньги на более продолжительный срок, ребенок начинает осознавать, что до следующей выдачи денег у него их не будет и необходимо распределять средства во времени так, чтобы их хватало на весь период.

Правило третье: Отслеживать расходование карманных денег

Речь не о тотальном контроле, поскольку это приведет лишь подростковому протесту и обманам. Следует с помощью нейтральных вопросов (сколько денег осталось, что купил и пр.) выяснить направления использования средств. Но важно не ругать, не наказывать, не насмехаться над ребенком за допущенные ошибки. Гораздо эффективнее объяснить ему его ошибки. Осознание ребенком глупой траты денег – гораздо более важный результат.

Правило четвертое: Научить ребенка правилам безопасности

Ребенок должен понимать, что деньги всегда вызывают интерес недобросовестных граждан. Поэтому следует соблюдать ряд простых правил: не хвастаться денежными средствами, не носить все деньги с собой, не оставлять деньги без присмотра, в кармане, не давать в долг крупные деньги, не одалживать незнакомым и т.д.

Чулпан Шавалеева, член

проекта «Финансовое здоровье» к.э.н., доцент кафедры финансов Казанского федерального университета

12 правил выдачи детям карманных денег (личный опыт). Плюс видео консультации специалистов

Когда наши дети были маленькими, деньги им были не нужны. Все изменилось, когда первый ребенок начал ходить в школу. С этого момента мы начали выдавать ему небольшие суммы, чтобы заплатить за проезд, купить еду.

Ни для кого не секрет, что многие дети тратят выданные деньги не по назначению. С такой проблемой столкнулись и мы. Оказалось, ребенок отказывается от обедов в школьной столовой, а потом покупает то, что ему хочется. Поэтому мы решили разделить суммы: одни направлять на питание, проезд и на обеспечение других ежедневных нужд, а другими позволить ребенку распоряжаться самостоятельно. Позже мы стали выдавать карманные деньги только по вечерам в воскресенье — один раз на всю неделю. Сумма менялась в зависимости от прилежности, с которой ребенок выполнял работу по дому.

Методом проб и ошибок мы с родителями и сестрой создали правила выдачи карманных денег детям в наших семьях. Главное из них: деньги не получают просто так, а зарабатывают своим трудом. Их нужно уметь получать и грамотно тратить. Суммы, которые достаются ребенку легко, он не ценит, поэтому спускает на очередную бесполезную вещь.

Читайте так же:  Как выбрать письменный стол для школьника

1. Установка минимальной суммы

Дети в нашей семье. конечно, не всегда слушаются, получают хорошие отметки в школе и старательно убираются в своих комнатах. Однако мы задали минимальную сумму денег, на которую ребенок может рассчитывать при любых обстоятельствах. Это что-то наподобие оклада, который получает взрослый человек, даже если продуктивность его работы падает.

2. Повышение лимита со временем

Когда ребенок взрослеет, его расходы увеличиваются. Нашим первоклашкам хватало 50-100 рублей в неделю без учета питания и проезда (это было давно, а сейчас расходы уже совсем другие). Однако 16-летнему подростку требуется больше карманных денег, потому что его потребности возрастают. Старшеклассники в нашей семье получают около 1000 рублей в неделю, хотя эта сумма во многом зависит от текущего материального положения.

3. Лишение денег — строгое наказание

Система наказаний — важная часть воспитательного процесса. Однако неправильно полностью лишать ребенка карманных денег за малейшую провинность. Такую меру мы решили применять только в тех случаях, когда дети совершают очень серьезные проступки.

4. Оплата домашней работы

Когда ребенок в нашей семье выполняет больше работы по дому, он получает больше карманных денег. Однако он должен знать, что у него есть базовый набор обязанностей. Поэтому мы не обещаем ребенку деньги за то, что он заправит кровать, уберется в своей комнате, помоет за собой посуду, сложит в шкаф разбросанную одежду, сходит в магазин за хлебом. Все, что не входит в этот перечень, оплачивается отдельно. Так у ребенка появляется стимул помогать маме по хозяйству — например, мыть пол и протирать пыль во всей квартире.

5. Трудная работа стоит дороже

Как любящие родители, мы стараемся быть справедливыми по отношению к детям: чем более трудоемкую работу по дому ребенок выполняет, тем больше денег он должен получать. Протирание пыли, поливка цветов, развешивание постиранной одежды, чистка ковров пылесосом — самые простые задания, поэтому оплата за них низкая. Более высокую «ставку» мы назначили за глажку белья, выхлопывание ковриков. Еще больше денег ребенок получает, если соглашается помыть машину или всю грязную посуду, которая осталась после гостей.

Мы заранее обсуждаем с детьми стоимость работ. Если договорились — соблюдаем свое обещание. Еще у нас действует система штрафов, чтобы ребенок всегда старался выполнить задание хорошо. Если качество работы низкое, снижаем оплату за нее. Если все приходится переделывать, ребенок не получает никаких денег.

6. Хорошие оценки не оплачиваются

Деньги — неправильная мотивация для обучения. Для обучения у ребенка должна быть иная мотивация, нежели материальное вознаграждение. Поэтому мы отбросили эту идею, но ввели дополнительные штрафы. При неуспеваемости или частых жалобах учителей на поведение ребенка мы приостанавливаем выдачу карманных денег до того момента, когда ситуация исправится.

7. Не выдавать деньги раньше срока

Поначалу наши дети легко спускали за один день всю сумму, которую получали на неделю, а потом приходили просить еще. Тогда мы твердо решили не оказывать внеплановую материальную помощь ребенку. Пусть он обходится без денег до очередной «получки». Этот метод учит контролировать свои расходы.

8. Отчет о тратах

Конечно, младшеклассников мы заставляли отчитываться о том, как и на что они тратили карманные деньги. Однако мы решили, что с возраста 13-14 лет уже можно дать ребенку свободу распоряжаться своими финансами, как он считает нужным. Исключение — если сын или дочка долго копит деньги на какую-то крупную покупку. Такие решения мы обсуждаем на семейном совете.

9. Поощрение накоплений

Дети часто клянчат у нас какие-то гаджеты, модную одежду и другие вещи. В таких случаях мы объясняем, что можно самостоятельно накопить на покупку, если перестать тратиться на ненужные мелочи и начать откладывать деньги. Однако мы всегда помогаем ребенку «заработать» недостающую сумму, предоставляя внеочередную работу — например, проведение генеральной уборки.

10. Карманные деньги — часть общего семейного бюджета

Во всех семьях возникают финансовые трудности, наша — не исключение. В таких ситуациях приходится урезать суммы, которые дети получают на ежедневные расходы, а это вызывает обиды и негодование. Поэтому мы всегда доходчиво объясняем ребенку, что его карманные деньги являются частью семейного бюджета, а временно сократить свои траты придется всем. Как только материальное положение выправляется, мы сразу же восстанавливаем прежние суммы карманных денег.

11. Обсуждение суммы карманных денег с другими родителями

По возможности мы обсуждаем вопрос карманных денег с родителями друзей и одноклассников наших детей. Логика такова: если ребенок будет получать одинаковые суммы со своими сверстниками, он не станет завидовать или задаваться перед ними.

12. Дневник расходов

Когда дети начали получать карманные деньги, мы попросили их завести дневники и подробно описывать в них, сколько и на что было потрачено. В будущем это станет хорошей привычкой, которая поможет контролировать свои расходы и аккуратнее относиться к финансам.

Первые месяцы мы заглядывали в такие дневники. Однако потом мы позволили детям самостоятельно вести учет расходов. Нам только нужно было удостовериться, что записи ведутся аккуратно. Позже это помогает ребенку оценивать собственные покупки.

Мы надеемся, эти нехитрые правила помогут и другим родителям научить детей правильно обращаться с деньгами, планировать свои расходы и создавать накопления. Такие навыки непременно пригодятся во взрослой жизни.

Читаем также:

Карманные деньги: зачем и когда давать их детям?

Должны ли родители давать детям деньги на карманные расходы? Когда начинать это делать и о каких суммах может идти речь? На эти очень непростые вопросы отвечает в программе «Розина-мать» финансовый консультант Елена Эйдельман:

Советы психолога Елены Громовой

Личное мнение еще одной мамы

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Когда и как выдавать карманные деньги для ребенка

Мы сами не всегда можем похвастаться вдумчивым отношением к финансовым вопросам, что уж говорить о детях. В возрасте примерно с 3 до 7 лет дети лишь отчасти понимают, что такое деньги и зачем они нужны. Для них все просто: им или купили то, что хочется, или не купили.

Чтобы обезопасить себя от притязаний маленького шопоголика, запросы которого растут не по дням, а по часам, как можно раньше начинайте объяснять малышу, что деньги не возникают из ниоткуда.

  • Расскажите, что такое зарплата, и почему в магазине нужно платить за продукты и игрушки.
  • Объясните, что значит «дешево» и «дорого», и какими последствиями для вашей семьи может обернуться та или иная покупка.
  • Заинтересовать ребенка деньгами можно, если с малолетства просить его помогать расплачиваться в супермаркете или набирать пин-код при снятии денег в банкомате.
  • Стройте вместе пирамидки из монеток разного достоинства, а в процессе игры объясняйте ребенку, что это за деньги и зачем они нужны.
  • Купите копилку и начните выдавать ребенку определенную сумму на карманные расходы.
Читайте так же:  Когда лучше делать татуаж зимой или летом

Почти во всех европейских странах выдача карманных денег детям – стандартная практика. В некоторых она даже регламентирована законом (например, в Германии Министерство по делам несовершеннолетних ежегодно дает родителям рекомендации, в каком возрасте какую сумму должен получать ребенок на руки). В России этот процесс до сих пор носит стихийный характер: одни родители дают детям деньги от случая к случаю, другие – за особые успехи, третьи – вообще не дают, пока их об этом не попросят.

«Зачем?» – первый вопрос, возникающий у родителей по поводу детских карманных денег. Отвечаем!

  1. Во-первых, собственные деньги для ребенка – это самостоятельность и уверенность в себе.
    Когда у него появляются карманные деньги, он чувствует себя взрослым. Проще говоря, ребенок перестает клянчить у родителей деньги «на шоколадку», «на жвачку», «на журнал», а начинает сам ими распоряжаться и думать, что купить и когда.
  2. Во-вторых, выдача карманных денег формирует реальный навык правильного обращения с ними.
    Когда сумма ограничена, это вынуждает ребенка сравнивать разные варианты ее траты и выбирать самый предпочтительный. Так оттачивается умение расставлять приоритеты.
  3. А еще карманные деньги учат ребенка считать, планировать и экономить.

Итак, вы пришли к мысли, что деньги «в кармане» вашего ребенка всё-таки должны быть. В каком количестве? Это зависит от нескольких объективных факторов.

1) Возраст. Считается, что в 6–7 лет дети уже начинают понимать значение денег, поэтому выдавать карманные деньги психологи советуют, когда ребенок пошел в школу или немного загодя. Конечно, можно начинать и раньше. Только учтите, что запросы и потребности детей растут вместе с ними, поэтому сумму нужно будет своевременно индексировать.

2) Семейный бюджет. Даже если он четко распланирован и «свободных» денег немного, постарайтесь все-таки выделить ребенку символическую сумму – это будет лучше, чем ничего.

3) Средняя сумма, выделяемая на карманные расходы в окружении ребенка. Дети, особенно школьники, не любят сильно отличаться друг от друга, но при этом обожают хвастаться и саморекламироваться. Большое количество денег, выдаваемое родителями, может стать поводом для зависти, а слишком маленькое – для насмешек.

4) То, на что он будет тратить карманные деньги. Подумайте и решите, будут ли входить в карманные расходы, например, оплата мобильной связи, покупка дополнительных школьных обедов, ручек и тетрадок, подарков друзьям и родственникам, или вы будете компенсировать ребенку эти траты сверху.

Как правильно выдавать карманные деньги? Придерживайтесь правила: чем меньше возраст ребенка, тем чаще он должен получать «зарплату». До 6–7 лет лучше выдавать ее раз в неделю, но не раз в месяц, ведь дети по-другому воспринимают время. Если для нас рабочая неделя пролетает быстро, то для шестилетки она кажется целой вечностью. Если вы осчастливите его полной суммой месячного содержания, скорее всего, от нее ничего не останется в первые же дни, после чего ребенок вновь появится перед вами с протянутой рукой.

Переходя на выдачу карманных денег раз в месяц, объясните ребенку, что раньше срока он больше ничего не получит, и предложите спланировать расходы в специально отведенной для этого тетрадке.

  • Объясните, что такое карманные деньги, зачем и когда вы будете их ему выдавать. Определитесь с точной суммой, прикинув возможные ежедневные/еженедельные детские траты.
  • Не задерживайте выплату карманных денег и не выдавайте их от случая к случаю: получение ребенком денег не должно зависеть от вашей памяти, настроения, полученных им оценок или плохого поведения.
  • Напоминайте, что деньги – это не только приятные возможности, но и ответственность. Купюры или монеты, неаккуратно рассованные по карманам, могут отнять или украсть, а потерять их можно даже дома!
  • Поощряйте ребенка не тратить деньги просто так, а копить на более серьезную покупку.
  • Не делайте поблажек. Сорвались и накричали на малыша, а потом об этом пожалели? Ваша вина не должна искупаться денежным эквивалентом!
  • Рекомендуйте, а не контролируйте. Мягко направляйте или советуйте, тактично высказывайте свое мнение, но воздержитесь от категоричности, пытаясь убедить его не тратить деньги на ерунду. Принятие окончательного решения должно оставаться за ним самим! Скорее всего, в начале средства будут расходоваться нерационально. Смиритесь с этим. После того как эйфория от легких денег схлынет и первые несколько «зарплат» будут потрачены впустую, ребенок охотнее прислушается к вашим советам.

Обладание карманной суммой, пусть даже небольшой, очень важно для детей. Осознавая это, родители не удерживаются от того, чтобы не сделать деньги средством наказания за какую-нибудь провинность, плохое поведение или капризы. Увы, стратегия урезания или полного лишения карманных денег опасна, потому что она лишает ребенка чувства уверенности и безопасности. Кроме того, это сильно подрывает доверие ребенка к родителям. Запомните: деньги не должны являться средством ни поощрения, ни наказания! Но если вы знаете себя и не исключаете вероятность «штрафов», предупредите ребенка об этом заранее, четко проговорив, в каких случаях он может лишиться части карманных денег. Без полного лишения карманных денег лучше обойтись: вы можете сильно обидеть ребенка, а в худшем случае спровоцировать на то, что он возьмет нужную ему сумму втихаря из вашего кошелька.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Карманные деньги – вовсе не плата за то, что ребенок делает в повседневной жизни! Выдача денег (пусть даже чисто символической суммы в пять или десять рублей) «за помощь по хозяйству» или «за посещение детского сада» отучает ребенка от ответственности за свои прямые обязанности. Убирать кровать, мыть за собой посуду, помогать на кухне он должен не потому, что вы ему за это платите, а потому что является членом семьи. Но вы можете разработать свою собственную систему финансовых поощрений – например, за успехи в учебе, как это делают многие родители в западных странах.

Карманные деньги для ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here