Адаптация ребенка к школе

Самая важная и интересная информация на тему: "адаптация ребенка к школе" с профессиональной точки зрения. В статье собрана и структурирована весь полезный материал по теме.

Адаптация ребенка к школе

И.А. Галкина (канд.психол.наук)

Можно выделить три вида адаптации: психологическую, социальную и физиологическую. Психологическая адаптация связана с тем, что у первоклассников происходит формирование внутренней позиции школьника, развитие новых уровней психических функций, изменение общего эмоционального состояния. Социальная адаптация связана с новой социальной ролью детей – они учатся общаться со сверстниками, учителями, иначе выстраивать свои взаимоотношения с родителями. Нагрузка на плечи ребенка ложится и на физическом плане: новый режим, усиленные нагрузки на организм. Даже личностные и эмоциональные переживания ребенка могут сказаться на его здоровье и повлиять на физиологическую адаптацию к школе. В этой статье мы дадим несколько советов родителям, которые, надеемся, облегчат процесс адаптации ребенка к школе.

Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:

Выработайте правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Желательно ложиться спать не позднее 22.00 и рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.

Постарайтесь организовать прогулки не менее двух часов в день.

Оборудуйте первокласснику специальное место для занятий: во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель и правильное освещение.

Давайте ребёнку отдохнуть после уроков.

Следите за правильным рационом ребёнка, в период адаптации ему необходимо больше витаминов.

Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.

Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

Что необходимо выполнять родителям для облегчения психологической и социальной адаптации ребенка к школе:

Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.

Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.

Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усвоения новой информации.

По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.

Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать цели.

Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности. Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно делать, но никогда не выполняйте всё за него.

Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным.

Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.

Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть при этом толерантным к мнениям других.

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе, ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно. Сколько продлится этот сложный период — нельзя сказать однозначно. Это зависит от темперамента ребенка, уровня его готовности к школьному обучению, атмосферы в семье, педагогов, коллектива сверстников.

Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:

Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября — октября.

Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень успеваемости, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объясняет. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. Складываются хорошие взаимоотношения с учителем и многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.

Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях, часто нарушает дисциплину. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе.

Задачи программы объединяются в три категории:

1. Обучающие задачи заключаются в том, чтобы ребенок, освоив программу, имел всестороннюю гармоничную готовность к обучению в школе:

потребность в познании, самопознании и саморазвитии;

положительную я-концепцию, уверенность в себе, открытость к конструктивному общению со сверстниками и взрослыми;

интеллектуальные показатели готовности (преобладание понятийных форм мышления в познании мира и пространства);

базовые параметры нейропсихологической готовности и зрелости (сформированность произвольной регуляции психических функций, слухового и зрительного восприятия, пространственных и зрительно-пространственных представлений);

эмоционально-личностные параметры готовности, проявляющиеся в преобладании позитивного отношения к школе, одноклассникам, педагогам, жизнедеятельности.

2. Развивающие задачи заключаются в том, чтобы создать условия для:

развития потенциальных возможностей ребенка, не задействованных ранее в обучающей среде детского сада или семьи;

развития и закрепления базовых эмоциональных составляющих процесса познания и обучения таких, как радость и удивление;

  • творческого осмысления процесса познания.
  • 3. Воспитательные задачи заключаются в том, чтобы способствовать формированию у детей уважительного отношения к школе, одноклассникам, семье и своей Родине.

    По завершению программы дети легко и с удовольствием переходят к систематическому школьному обучению и быстро привыкают к новым условиям .

    Читайте так же:  Психология детей и подростков особенности и нюансы

    От того, как пройдет адаптация ребенка в первом классе, будет зависеть его настроение, отношение к школьной жизни, желание учиться и даже физическое самочувствие. Окажите всю необходимую помощь своему ребенку в этот нелегкий период, поддержите его, и вы увидите, с какой радостью он будет ходить в школу, и как будут раскрываться его способности.

    Адаптация первоклассников к школе

    Первый учебный год является непростым испытанием, как для ребенка, так и для родителей. Для ребенка это связано с переходом на новый социальный уровень, сменой привычной среды, деятельности, а так же с кризисом 6-7 лет.

    Для родителей это тоже трудности:

    • во-первых, именно в этот период требуется максимальное участие в жизни ребенка;
    • во-вторых, с началом обучения ребенка в школе становятся видны их прошлые недоработки в воспитании и обучении ребенка;
    • в-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.

    Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

    Физиологическая адаптация

    Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

    • Первые 2-3 недели обучения на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
    • Далее — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
    • После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

    Продолжительность всего периода адаптации первоклассника варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

    Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения, частая смена настроения.

    Будет не лишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка в лености и отлынивании от своих новых обязанностей, а также вспомнить, какие сложности со здоровьем у него имеются.

    Социально-психологическая адаптация

    Наблюдение за первоклассниками показало, что их социально-психологическая адаптация к школе проходит по-разному.

    Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.

    Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности.

    Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка:

    • формирование адекватного поведения;
    • установление контактов с обучающимися и учителем;
    • овладение навыками учебной деятель­ности.

    Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками — они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция — слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.

    Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т.п. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко «третируют детей», «мешают работать на уроке», их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

    Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.

    Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются и у детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с постоянным действием стресса, ограничения времени. «Перегруженные» дети не только работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх «не успеть» и в результате «жертвуют» качеством любой работы.

    Так или иначе, плохое поведение — сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.

    Такие школьники часто становятся «отверженными». Это в свою очередь рождает реакцию протеста: они «задирают» детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.

    Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности.

    Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

    Правила Симона Соловейчика для первоклассников

    1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
    2. Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
    3. Не дерись без причины.
    4. Зовут играть -— иди, не зовут — спроси разрешения играть вме­сте, это не стыдно.
    5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
    6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
    7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
    8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отме­ток не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обяза­тельно у тебя будут.
    9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
    10. Старайся быть аккуратным.
    11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
    12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповтори­мый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
    Читайте так же:  Физические упражнения для упругости груди

    Большое значение в адаптации ребенка играет режим дня. Конечно, без помощи родителей тут не обойтись. Чтобы ребенку было проще, можно вместе с ним составить план на неделю и повесить на видное место.

    Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

    И напоследок, несколько рекомендаций психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки»

    От автора: Надеюсь, что информация об особенностях протекания адаптации к школьному обучению у детей оказалась интересной и полезной для вас и вы сможете, учитывая эти сведения, облегчить привыкание своего ребенка к школе, помочь ему в трудную минуту.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Об авторе: Диана Александровна Заика, педагог-психолог, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 62 г. Краснодар. Фото: Екатерина Пашкова.

    1. Е.Н. Корнеева. Ох уж эти первоклашки. Ярославль. «Академия развития», 2000 год.
    2. А. Баркан. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Москва. «Аст-Пресс», 2000 год.
    3. М.А. Алоева. Лучшие родительские собрания в начальной школе. Ростов-на-Дону. Феникс, 2007 год.
    4. В. Зайцева 7 лет — не только начало школьной жизни. Москва. «Первое сентября», 2008 год.

    Адаптация первоклассников к обучению в школе

    Первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, старание, как можно лучше и быстрее выполнить задания. Дети очень по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год. Адаптивный период связан со стрессом, который приводит к ослаблению организм ребенка, повышению риска заболеваний и снижению эффективности обучения. Современные программы мало учитывают этот фактор, и на первоклассников ложится немалая нагрузка. Для того чтобы он с первых шагов в школе не стал отстающим, не начал испытывать отвращение или страх к учебе, нужно создать для ребенка благоприятные условия. Знакомить детей не только с традиционными уроками, но и адаптивными занятиями.

    Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Адаптация – это приспособление ребенка к новым условиям. Процесс адаптации зависит от особенностей нервной системы ребенка, его темперамента, характера, развития. Многие дети, приходя в школу, очень неуверенно и тревожно чувствуют себя в коллективе. Это связано с тем, что в отличие от предыдущих поколений, воспитанных на дворовых, коллективных играх, современные дети привыкли проводить свое свободное время один на один с телевизором или компьютером. Они не обладают элементарными навыками общения, не знают, как правильно себя вести в коллективе. На этой почве нередко возникают конфликты со сверстниками и с учителями, формирующие в сознании ребенка негативное отношение к школе и к процессу обучения в частности. Поэтому важнейшая задача родителей и учителей – помочь ребенку адаптироваться в школе. Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников занимает 4-6 недель, а у ослабленных детей 8 недель (с 1 сентября по 30 октября). Наблюдения за школьниками показало, что социально-психологическая адаптация к школе проходит по-разному. Выявлено три уровня социально-психологической адаптации к школе.

    В описании каждого уровня адаптации будут выделены возрастно-психологические особенности 6-7-летних учеников.

    1. Высокий уровень адаптации(56%) адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Первоклассник положительно относится к школе; учебный материал усваивает легко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, занимает в классе благоприятное статусное положение.

    2. Средний уровень адаптации(30%) имеет длительный период адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

    3. Низкий уровень адаптации(14%) дети у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Первоклассник отрицательно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовиться не регулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу, требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Фактически это уже показатель «школьной дезадаптации».

    Таким образом, в силу возрастных особенностей первоклассники 6 летнего возраста могут достигнуть только среднего уровня адаптации к школе при отсутствии специальной организации педагогом учебного процесса и психологической поддержки.

    Читайте так же:  Может ли сода защитить кожу от прыщей

    Огромную роль в адаптации ребенка к школе и успешности его обучения играет общение. Благодаря общению ребенок с родителями, учителями, взрослыми, сверстниками происходит его психическое развитие. Только через общение ребенок может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в жизни. В начале школьного обучения для ребенка очень важно получить радостные и светлые чувства, связанные с общением. Если ребенок испытывает трудности в налаживании отношений со сверстниками, не может найти друзей, то ему нужна помощь родителей. В процессе общения ребенок познает интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую стороны общения. Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к процессу обучения в школе, родителям необходимо оказать ребенку психологическую поддержку, развивать у него желание учиться, хвалить его за малейшие успехи, настраивать его на успешные результаты. На формирование у ребенка мотивации к успешному обучению огромное влияние оказывает поведение родителей.

    Очень тяжело в тех семьях, где родители:

    1) сравнивают успехи своего ребенка с успехами других детей;
    2) осуществляется жесткий контроль;
    3) редко хвалят детей за их достижения;
    4) реагируют на неудачи ребенка раздражением и упреками;
    5) не связывают успехи ребенка с его способностями.

    Другой значимый для младшего школьника объект общения – учитель. Фигура учителя затмевает собой даже родителей. Поэтому от того, в какой манере учитель общается со школьниками младших классов, многое зависит в их успешной адаптации к школе.

    Важным условием, способствующим комфортному состоянию и успешному обучению ребенка, является режим дня. Соблюдение режима укрепляет здоровье и волю, активизирует и бодрит, позволяет полностью использовать время. На взгляд учителя родители должны создавать условия для возникновения у ребенка новых впечатлений.

    Для этого родителям нужно чаще ходить с детьми в кино, театр, музей, зоопарк, парк развлечений, на выставки, в музеи, вместе читать книги, делать домашние дела, стараться обсуждать все, чем занимались в течение дня. В семье должны соблюдаться педагогические и гигиенические требования.

    Для этого родители должны:

    1) создавать ребенку условие учиться в спокойном, постоянном месте;
    2) установить рациональный режим дня;
    3) создать условия для достаточной подвижности ребенка;
    4) создать для ребенка условия хорошо выспаться и вовремя покушать;
    5) систематически развивать внимание детей;
    6) бороться с умственной ленью;
    7) развивать веру в свои силы;
    8) регламентировать просмотр телепередач;
    9) не требовать с ребенка больше его возможностей;
    10) не перегружать ученика письменными заданиями;
    11) поощрять положительный взгляд на учебу;
    12) стараться поддерживать хорошие взаимоотношения ребенка с родителями и другими членами семьи;
    13) учить экономить и ценить время.

    Если не соблюдать все эти требования, то у ребенка могут возникнуть трудности обучения.

    Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования.

    Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни привлекают к себе внимание, а другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, с трудом вступают в контакт с учениками и учителями.

    При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых – учителя и родителей.

    Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно не знакомо для них. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения детей ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила стали привычными. Детям предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками. Часто и через полгода дети не знают имен большей части одноклассников.

    Все это замедляет процесс адаптации, так как, прежде всего адаптация заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде не знакомых условиях, незнакомой обстановке.

    Конечно, и учитель и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

    Учителю представляется возможным в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого важно дать первоклассникам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. При этом имеет смысл предоставить первоклассникам необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер. С этой целью на практике было использовано 6 занятий с первоклассниками.

    Задачи адаптационных занятий:

    1) создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников;
    2) создание доброжелательной атмосферы в классе;
    3) помощь первоклассникам в создании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
    4) создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом;
    5) организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества;
    6) создание предпосылок для групповой сплоченности;
    7) знакомство педагога с особенностями детей данного класса;

    На занятиях использовались различные формы работы с учащимися: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать пространство класса. Рассмотрим несколько адаптивных занятий.

    Занятие №1

    Тема: «Знакомство»

    Цель: знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.

    Задачи:

    • предоставление детям возможности назвать свои имена и создание условий для запоминания имен других детей;
    • знакомство учащихся со школьным правилом: «Говорить по очереди»;
    • формирование у детей отношения друг к другу как к целостной группе – «класс»;
    • знакомство с пространством класса.
    Читайте так же:  Как убрать желтизну с волос после окрашивания

    Учитель приветствует детей, здоровается с ними. Начинает знакомиться с детьми, называет имя и прикрепляет на доску лист клена, вырезанный из цветной бумаги, на котором написано имя учителя.

    Дети одновременно произносят свои имена сначала громко, а потом тихо.
    Вместе работать хорошо, играть весело, петь здорово, а отвечать плохо, когда все сразу говорят одинаковые слова, то ничего не понять.

    Учитель подходит к каждому ребенку, до чьего плеча дотрагивается, тот громко и четко называет свое имя.
    В руке у педагога листья клена с именами детей, каждому он дает лист, который ребенок кладет на парту.
    Перед детьми лежат листья клена с их именами. Учитель просит поднимать листья тех, кого он назовет.

    Примеры заданий: «Девочки, поднимите вверх листья», «Мальчики, поднимите листья», «Поднимите листья те, чьи имена начинаются на букву…»
    Дети вместе с преподавателем прикрепляют к стволу клена листья.
    Таким образом, к доске выходят небольшие группы (2-5 человек), с помощью учителя крепят свои листья и садятся на место.
    Учитель прикрепляет на доску табличку «Наш класс».
    Учитель обращает внимание на класс, в котором учатся дети. Они получают по листу бумаги, на котором рисуют солнышко.
    Во время выполнения этого задания учитель включает музыку без слов.
    Педагог подходит к тем из детей, кто закончил рисовать, спрашивает, какое место в классе понравилось солнышку и помогает прикрепить его в выбранном ребенком месте. Учащиеся заканчивают занятие, кивком головы, поблагодарив друг друга. Встретьтесь глазами с тем, кому вы хотите сказать: «Спасибо», и молча кивните головой.
    Учитель по очереди встречается глазами с несколькими первоклассниками и благодарит кивком головы.

    Список используемой литературы:

    1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: «Просвещение», 2004.
    2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. – М.: «АСТ», 2004.
    3. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – М.: «Академический проект», 2004.
    4. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: «МГОПУ»,1999.
    5. Ефимова С.П. Как помочь первокласснику хорошо учиться. – М.: «АСТ», 2003.
    6. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 2004.
    7. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.: «Просвещение»,1990.
    8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: «СФЕРА»,1996.
    9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: «Просвещение»,2003.
    10. Ускова С.А. Психологическая готовность ребенка к школе. – М.: «СФЕРА»,1998.

    Психологические особенности адаптации ребенка к школе. Виды и уровни адаптации

    Проблема школьной адаптации не нова. Однако в силу современных условий (мобильность и глобализация мира; социальные, экономические и политические изменения) и устройства системы образования (системно-деятельностный подход; смена цели образования – «научить учиться», новые стандарты) актуальность данной проблемы возросла в разы.

    Особенности современной адаптации

    Обучение в школе, переход из одного звена в другое и само поступление всегда требует от ребенка особых затрат. Но ситуация поступления в школу заслуживает особого рассмотрения, тем более за последние несколько лет она обрела новые особенности при сохранении устоявшихся.

    • Технический прогресс и информатизация общества, а также введение образовательных стандартов усложняют процесс адаптации.
    • Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от первоклассников серьезных затрат (физических, моральных, психологических). Кроме привычных учебных знаний, умений и навыков ребенку необходимо достичь предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствовать портрету выпускника начальной школы.
    • В одночасье первоклассник оказывается в новом статусе и роли, окружении, системе обязанностей и прав. На ребенка поступает нескончаемый поток новой информации.

    Адаптация к школе является своего рода трудной жизненной ситуацией для ребенка и родителей. Вместе с тем именно первичная адаптация к школе оказывает влияние на весь дальнейший учебный, профессиональный и личностный путь индивида.

    Что такое адаптация к школе

    Проблема школьной адаптации находится на стыке ряда наук (психология, педагогика, социология, медицина). Говоря о школьной адаптации, мы будем рассматривать ее как психолого-педагогический феномен.

    • Само понятие адаптации относится к биологии и означает приспособление организма к изменяющимся окружающим условиям. По определению В. И. Долговой, адаптация – процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.
    • Для человека это процесс усвоения норм и ценностей, сменившихся условий, обязанностей и требований.

    Школьная адаптация – процесс принятия и усвоения ребенком социальной ситуации школьного обучения, своего нового статуса (школьник) и новых систем взаимодействия («ребенок – учитель», «ребенок – сверстник»); выработки новых средств поведения.

    С точки зрения психологии школьную адаптацию можно охарактеризовать 4 специфическими критериями:

    • Освоение ребенком новой социальной ситуации в единстве ее компонентов.
    • Принятие новой социальной позиции и статуса, отражающегося во внутренней позиции школьника.
    • Освоение новых форм и средств социального взаимодействия в возникших системах «ученик – учитель», «ученик – ученик».
    • Дифференциация отношений «ребенок – взрослый», целенаправленная перестройка всего жизненного уклада ребенка (инициатор и управляющий – взрослый).

    Период адаптации к школе может длиться от 2-3 месяцев до года. Поэтому именно первый класс считается самым сложным и важным.

    Структура и виды адаптации

    Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

    • ориентировочную фазу (2-3 недели);
    • неустойчивое приспособление (2-3 недели);
    • относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

    На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

    Социальная адаптация

    • слушать;
    • реагировать на учителя;
    • самостоятельно выполнять задания;
    • организовывать и анализировать их выполнение.

    Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

    Читайте так же:  Сладенькие ножки, или шугаринг в домашних условиях

    Физиологическая адаптация

    Предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

    Психологическая адаптация

    Зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

    • желание учиться и выполнять задания;
    • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

    Важна развитая способность к запоминанию и переработке информации. Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Готов ли ребенок к школе: способы проверки, рекомендации родителям».

    Влияние адаптации

    Из описанного выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить 3 основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

    1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
    2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физические проявления стресса.
    3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

    Это можно отслеживать (таблица ниже).

    Компоненты адаптации Критерии Показатели
    Когнитивный Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа
    Эмоциональный Самооценка, уровень притязаний Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний
    Поведенческий Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

    Критерии и показатели адаптации ребенка к школе (по В. В. Гагай)

    Признаки успешной адаптации к школе

    1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
    2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий; адекватное поведение.
    3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками; установившийся контакт.

    Уровни адаптации

    А. Л. Венгер выделил 3 уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе (смотрите таблицу ниже).

    Уровень адаптации Характеристика ученика
    Низкий Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам
    Средний Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками
    Высокий Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

    Уровни школьной адаптации (А. Л. Венгер)

    Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

    Факторы успеха адаптации

    Успешность адаптации к школе зависит от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации.

    • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
    • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

    Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. До конца сей вопрос не изучен. Но многие психологи и педагоги (С. Н. Верейкина, Г. Ф. Ушамирская, С. И. Самыгин, Т. С. Копосова, М. С. Голубь, В. И. Долгова) сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

    Роль семьи в адаптации

    В. И. Долгова называет детско-родительские отношение главным фактором адаптации ребенка. Автор в своем исследовании по выявлению влияния стиля семейного воспитания на школьную адаптацию опиралась на 2 показателя успешности адаптации: тревожность и учебная мотивация. Результаты исследования показали следующее:

    • в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;
    • высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;
    • снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

    Лучшая позиция (стиль) в семье при адаптации первоклассника – признание ребенка активным субъектом семейных отношений; адекватный контроль в виде эмоционального принятия ребенка и объемных, четких, посильных, последовательных требований.

    Дети из таких семей хорошо приспосабливаются к школе. Они:

    • активны (социально, физически и коммуникативно);
    • инициативны;
    • независимы;
    • эмпатийны и доброжелательны.

    Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка.

    Послесловие

    Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций. Обучение в первом классе совпадает с кризисом 7 лет. Это еще больше усложняет процесс адаптации. Период школьной адаптации можно назвать противоречивым периодом трансформации дошкольника в школьника.

    При готовности ребенка к школе, поддержке семьи и педагога школьная адаптация может пройти за 2-3 месяца. В противном случае процесс может растянуться на год и сопровождаться проблемами или вылиться в дезадаптацию (неспособность ребенка психологически и физически принять новый уклад жизни).

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Благоприятно на развитие ребенка и его адаптацию к любым условиям влияет демократический стиль воспитания. Детско-родительские отношения, в которых каждый член семьи выступает активным субъектом, интересуется делами других, поддерживает, сопричастен ко всему происходящему и ждет того же от других.

    Адаптация ребенка к школе
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here