Содержание
Адаптация ребенка к школе
И.А. Галкина (канд.психол.наук)
Можно выделить три вида адаптации: психологическую, социальную и физиологическую. Психологическая адаптация связана с тем, что у первоклассников происходит формирование внутренней позиции школьника, развитие новых уровней психических функций, изменение общего эмоционального состояния. Социальная адаптация связана с новой социальной ролью детей – они учатся общаться со сверстниками, учителями, иначе выстраивать свои взаимоотношения с родителями. Нагрузка на плечи ребенка ложится и на физическом плане: новый режим, усиленные нагрузки на организм. Даже личностные и эмоциональные переживания ребенка могут сказаться на его здоровье и повлиять на физиологическую адаптацию к школе. В этой статье мы дадим несколько советов родителям, которые, надеемся, облегчат процесс адаптации ребенка к школе.
Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:
Выработайте правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Желательно ложиться спать не позднее 22.00 и рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
Постарайтесь организовать прогулки не менее двух часов в день.
Оборудуйте первокласснику специальное место для занятий: во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель и правильное освещение.
Давайте ребёнку отдохнуть после уроков.
Следите за правильным рационом ребёнка, в период адаптации ему необходимо больше витаминов.
Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.
Что необходимо выполнять родителям для облегчения психологической и социальной адаптации ребенка к школе:
Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.
Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.
Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усвоения новой информации.
По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.
Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности. Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно делать, но никогда не выполняйте всё за него.
Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.
Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть при этом толерантным к мнениям других.
Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе, ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно. Сколько продлится этот сложный период — нельзя сказать однозначно. Это зависит от темперамента ребенка, уровня его готовности к школьному обучению, атмосферы в семье, педагогов, коллектива сверстников.
Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:
Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября — октября.
Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень успеваемости, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объясняет. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. Складываются хорошие взаимоотношения с учителем и многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.
Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях, часто нарушает дисциплину. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе.
1. Обучающие задачи заключаются в том, чтобы ребенок, освоив программу, имел всестороннюю гармоничную готовность к обучению в школе:
потребность в познании, самопознании и саморазвитии;
положительную я-концепцию, уверенность в себе, открытость к конструктивному общению со сверстниками и взрослыми;
интеллектуальные показатели готовности (преобладание понятийных форм мышления в познании мира и пространства);
базовые параметры нейропсихологической готовности и зрелости (сформированность произвольной регуляции психических функций, слухового и зрительного восприятия, пространственных и зрительно-пространственных представлений);
эмоционально-личностные параметры готовности, проявляющиеся в преобладании позитивного отношения к школе, одноклассникам, педагогам, жизнедеятельности.
2. Развивающие задачи заключаются в том, чтобы создать условия для:
развития потенциальных возможностей ребенка, не задействованных ранее в обучающей среде детского сада или семьи;
развития и закрепления базовых эмоциональных составляющих процесса познания и обучения таких, как радость и удивление;
3. Воспитательные задачи заключаются в том, чтобы способствовать формированию у детей уважительного отношения к школе, одноклассникам, семье и своей Родине.
От того, как пройдет адаптация ребенка в первом классе, будет зависеть его настроение, отношение к школьной жизни, желание учиться и даже физическое самочувствие. Окажите всю необходимую помощь своему ребенку в этот нелегкий период, поддержите его, и вы увидите, с какой радостью он будет ходить в школу, и как будут раскрываться его способности.
Адаптация первоклассников к школе
Первый учебный год является непростым испытанием, как для ребенка, так и для родителей. Для ребенка это связано с переходом на новый социальный уровень, сменой привычной среды, деятельности, а так же с кризисом 6-7 лет.
Для родителей это тоже трудности:
- во-первых, именно в этот период требуется максимальное участие в жизни ребенка;
- во-вторых, с началом обучения ребенка в школе становятся видны их прошлые недоработки в воспитании и обучении ребенка;
- в-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.
Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
Физиологическая адаптация
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:
- Первые 2-3 недели обучения на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
- Далее — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
- После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Продолжительность всего периода адаптации первоклассника варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения, частая смена настроения.
Будет не лишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка в лености и отлынивании от своих новых обязанностей, а также вспомнить, какие сложности со здоровьем у него имеются.
Социально-психологическая адаптация
Наблюдение за первоклассниками показало, что их социально-психологическая адаптация к школе проходит по-разному.
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности.
Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка:
- формирование адекватного поведения;
- установление контактов с обучающимися и учителем;
- овладение навыками учебной деятельности.
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками — они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция — слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.
Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т.п. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко «третируют детей», «мешают работать на уроке», их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.
Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются и у детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с постоянным действием стресса, ограничения времени. «Перегруженные» дети не только работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх «не успеть» и в результате «жертвуют» качеством любой работы.
Так или иначе, плохое поведение — сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.
Такие школьники часто становятся «отверженными». Это в свою очередь рождает реакцию протеста: они «задирают» детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.
Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.
Правила Симона Соловейчика для первоклассников
- Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
- Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть -— иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Большое значение в адаптации ребенка играет режим дня. Конечно, без помощи родителей тут не обойтись. Чтобы ребенку было проще, можно вместе с ним составить план на неделю и повесить на видное место.
Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.
И напоследок, несколько рекомендаций психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки»
От автора: Надеюсь, что информация об особенностях протекания адаптации к школьному обучению у детей оказалась интересной и полезной для вас и вы сможете, учитывая эти сведения, облегчить привыкание своего ребенка к школе, помочь ему в трудную минуту.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Об авторе: Диана Александровна Заика, педагог-психолог, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 62 г. Краснодар. Фото: Екатерина Пашкова.
- Е.Н. Корнеева. Ох уж эти первоклашки. Ярославль. «Академия развития», 2000 год.
- А. Баркан. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Москва. «Аст-Пресс», 2000 год.
- М.А. Алоева. Лучшие родительские собрания в начальной школе. Ростов-на-Дону. Феникс, 2007 год.
- В. Зайцева 7 лет — не только начало школьной жизни. Москва. «Первое сентября», 2008 год.
Адаптация первоклассников к обучению в школе
Первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, старание, как можно лучше и быстрее выполнить задания. Дети очень по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год. Адаптивный период связан со стрессом, который приводит к ослаблению организм ребенка, повышению риска заболеваний и снижению эффективности обучения. Современные программы мало учитывают этот фактор, и на первоклассников ложится немалая нагрузка. Для того чтобы он с первых шагов в школе не стал отстающим, не начал испытывать отвращение или страх к учебе, нужно создать для ребенка благоприятные условия. Знакомить детей не только с традиционными уроками, но и адаптивными занятиями.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Адаптация – это приспособление ребенка к новым условиям. Процесс адаптации зависит от особенностей нервной системы ребенка, его темперамента, характера, развития. Многие дети, приходя в школу, очень неуверенно и тревожно чувствуют себя в коллективе. Это связано с тем, что в отличие от предыдущих поколений, воспитанных на дворовых, коллективных играх, современные дети привыкли проводить свое свободное время один на один с телевизором или компьютером. Они не обладают элементарными навыками общения, не знают, как правильно себя вести в коллективе. На этой почве нередко возникают конфликты со сверстниками и с учителями, формирующие в сознании ребенка негативное отношение к школе и к процессу обучения в частности. Поэтому важнейшая задача родителей и учителей – помочь ребенку адаптироваться в школе. Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников занимает 4-6 недель, а у ослабленных детей 8 недель (с 1 сентября по 30 октября). Наблюдения за школьниками показало, что социально-психологическая адаптация к школе проходит по-разному. Выявлено три уровня социально-психологической адаптации к школе.
В описании каждого уровня адаптации будут выделены возрастно-психологические особенности 6-7-летних учеников.
1. Высокий уровень адаптации(56%) адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Первоклассник положительно относится к школе; учебный материал усваивает легко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, занимает в классе благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень адаптации(30%) имеет длительный период адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации(14%) дети у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Первоклассник отрицательно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовиться не регулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу, требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Фактически это уже показатель «школьной дезадаптации».
Таким образом, в силу возрастных особенностей первоклассники 6 летнего возраста могут достигнуть только среднего уровня адаптации к школе при отсутствии специальной организации педагогом учебного процесса и психологической поддержки.
Огромную роль в адаптации ребенка к школе и успешности его обучения играет общение. Благодаря общению ребенок с родителями, учителями, взрослыми, сверстниками происходит его психическое развитие. Только через общение ребенок может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в жизни. В начале школьного обучения для ребенка очень важно получить радостные и светлые чувства, связанные с общением. Если ребенок испытывает трудности в налаживании отношений со сверстниками, не может найти друзей, то ему нужна помощь родителей. В процессе общения ребенок познает интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую стороны общения. Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к процессу обучения в школе, родителям необходимо оказать ребенку психологическую поддержку, развивать у него желание учиться, хвалить его за малейшие успехи, настраивать его на успешные результаты. На формирование у ребенка мотивации к успешному обучению огромное влияние оказывает поведение родителей.
Очень тяжело в тех семьях, где родители:
1) сравнивают успехи своего ребенка с успехами других детей;
2) осуществляется жесткий контроль;
3) редко хвалят детей за их достижения;
4) реагируют на неудачи ребенка раздражением и упреками;
5) не связывают успехи ребенка с его способностями.
Другой значимый для младшего школьника объект общения – учитель. Фигура учителя затмевает собой даже родителей. Поэтому от того, в какой манере учитель общается со школьниками младших классов, многое зависит в их успешной адаптации к школе.
Важным условием, способствующим комфортному состоянию и успешному обучению ребенка, является режим дня. Соблюдение режима укрепляет здоровье и волю, активизирует и бодрит, позволяет полностью использовать время. На взгляд учителя родители должны создавать условия для возникновения у ребенка новых впечатлений.
Для этого родителям нужно чаще ходить с детьми в кино, театр, музей, зоопарк, парк развлечений, на выставки, в музеи, вместе читать книги, делать домашние дела, стараться обсуждать все, чем занимались в течение дня. В семье должны соблюдаться педагогические и гигиенические требования.
Для этого родители должны:
1) создавать ребенку условие учиться в спокойном, постоянном месте;
2) установить рациональный режим дня;
3) создать условия для достаточной подвижности ребенка;
4) создать для ребенка условия хорошо выспаться и вовремя покушать;
5) систематически развивать внимание детей;
6) бороться с умственной ленью;
7) развивать веру в свои силы;
8) регламентировать просмотр телепередач;
9) не требовать с ребенка больше его возможностей;
10) не перегружать ученика письменными заданиями;
11) поощрять положительный взгляд на учебу;
12) стараться поддерживать хорошие взаимоотношения ребенка с родителями и другими членами семьи;
13) учить экономить и ценить время.
Если не соблюдать все эти требования, то у ребенка могут возникнуть трудности обучения.
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования.
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни привлекают к себе внимание, а другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, с трудом вступают в контакт с учениками и учителями.
При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых – учителя и родителей.
Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно не знакомо для них. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения детей ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила стали привычными. Детям предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками. Часто и через полгода дети не знают имен большей части одноклассников.
Все это замедляет процесс адаптации, так как, прежде всего адаптация заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде не знакомых условиях, незнакомой обстановке.
Конечно, и учитель и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
Учителю представляется возможным в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого важно дать первоклассникам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. При этом имеет смысл предоставить первоклассникам необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер. С этой целью на практике было использовано 6 занятий с первоклассниками.
Задачи адаптационных занятий:
1) создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников;
2) создание доброжелательной атмосферы в классе;
3) помощь первоклассникам в создании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
4) создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом;
5) организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества;
6) создание предпосылок для групповой сплоченности;
7) знакомство педагога с особенностями детей данного класса;
На занятиях использовались различные формы работы с учащимися: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать пространство класса. Рассмотрим несколько адаптивных занятий.
Занятие №1
Тема: «Знакомство»
Цель: знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.
Задачи:
- предоставление детям возможности назвать свои имена и создание условий для запоминания имен других детей;
- знакомство учащихся со школьным правилом: «Говорить по очереди»;
- формирование у детей отношения друг к другу как к целостной группе – «класс»;
- знакомство с пространством класса.
Учитель приветствует детей, здоровается с ними. Начинает знакомиться с детьми, называет имя и прикрепляет на доску лист клена, вырезанный из цветной бумаги, на котором написано имя учителя.
Дети одновременно произносят свои имена сначала громко, а потом тихо.
Вместе работать хорошо, играть весело, петь здорово, а отвечать плохо, когда все сразу говорят одинаковые слова, то ничего не понять.
Учитель подходит к каждому ребенку, до чьего плеча дотрагивается, тот громко и четко называет свое имя.
В руке у педагога листья клена с именами детей, каждому он дает лист, который ребенок кладет на парту.
Перед детьми лежат листья клена с их именами. Учитель просит поднимать листья тех, кого он назовет.
Примеры заданий: «Девочки, поднимите вверх листья», «Мальчики, поднимите листья», «Поднимите листья те, чьи имена начинаются на букву…»
Дети вместе с преподавателем прикрепляют к стволу клена листья.
Таким образом, к доске выходят небольшие группы (2-5 человек), с помощью учителя крепят свои листья и садятся на место.
Учитель прикрепляет на доску табличку «Наш класс».
Учитель обращает внимание на класс, в котором учатся дети. Они получают по листу бумаги, на котором рисуют солнышко.
Во время выполнения этого задания учитель включает музыку без слов.
Педагог подходит к тем из детей, кто закончил рисовать, спрашивает, какое место в классе понравилось солнышку и помогает прикрепить его в выбранном ребенком месте. Учащиеся заканчивают занятие, кивком головы, поблагодарив друг друга. Встретьтесь глазами с тем, кому вы хотите сказать: «Спасибо», и молча кивните головой.
Учитель по очереди встречается глазами с несколькими первоклассниками и благодарит кивком головы.
Список используемой литературы:
1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: «Просвещение», 2004.
2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. – М.: «АСТ», 2004.
3. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – М.: «Академический проект», 2004.
4. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: «МГОПУ»,1999.
5. Ефимова С.П. Как помочь первокласснику хорошо учиться. – М.: «АСТ», 2003.
6. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 2004.
7. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.: «Просвещение»,1990.
8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: «СФЕРА»,1996.
9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: «Просвещение»,2003.
10. Ускова С.А. Психологическая готовность ребенка к школе. – М.: «СФЕРА»,1998.
Психологические особенности адаптации ребенка к школе. Виды и уровни адаптации
Проблема школьной адаптации не нова. Однако в силу современных условий (мобильность и глобализация мира; социальные, экономические и политические изменения) и устройства системы образования (системно-деятельностный подход; смена цели образования – «научить учиться», новые стандарты) актуальность данной проблемы возросла в разы.
Особенности современной адаптации
Обучение в школе, переход из одного звена в другое и само поступление всегда требует от ребенка особых затрат. Но ситуация поступления в школу заслуживает особого рассмотрения, тем более за последние несколько лет она обрела новые особенности при сохранении устоявшихся.
- Технический прогресс и информатизация общества, а также введение образовательных стандартов усложняют процесс адаптации.
- Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от первоклассников серьезных затрат (физических, моральных, психологических). Кроме привычных учебных знаний, умений и навыков ребенку необходимо достичь предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствовать портрету выпускника начальной школы.
- В одночасье первоклассник оказывается в новом статусе и роли, окружении, системе обязанностей и прав. На ребенка поступает нескончаемый поток новой информации.
Адаптация к школе является своего рода трудной жизненной ситуацией для ребенка и родителей. Вместе с тем именно первичная адаптация к школе оказывает влияние на весь дальнейший учебный, профессиональный и личностный путь индивида.
Что такое адаптация к школе
Проблема школьной адаптации находится на стыке ряда наук (психология, педагогика, социология, медицина). Говоря о школьной адаптации, мы будем рассматривать ее как психолого-педагогический феномен.
- Само понятие адаптации относится к биологии и означает приспособление организма к изменяющимся окружающим условиям. По определению В. И. Долговой, адаптация – процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.
- Для человека это процесс усвоения норм и ценностей, сменившихся условий, обязанностей и требований.
Школьная адаптация – процесс принятия и усвоения ребенком социальной ситуации школьного обучения, своего нового статуса (школьник) и новых систем взаимодействия («ребенок – учитель», «ребенок – сверстник»); выработки новых средств поведения.
С точки зрения психологии школьную адаптацию можно охарактеризовать 4 специфическими критериями:
- Освоение ребенком новой социальной ситуации в единстве ее компонентов.
- Принятие новой социальной позиции и статуса, отражающегося во внутренней позиции школьника.
- Освоение новых форм и средств социального взаимодействия в возникших системах «ученик – учитель», «ученик – ученик».
- Дифференциация отношений «ребенок – взрослый», целенаправленная перестройка всего жизненного уклада ребенка (инициатор и управляющий – взрослый).
Период адаптации к школе может длиться от 2-3 месяцев до года. Поэтому именно первый класс считается самым сложным и важным.
Структура и виды адаптации
Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:
- ориентировочную фазу (2-3 недели);
- неустойчивое приспособление (2-3 недели);
- относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).
На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.
Социальная адаптация
- слушать;
- реагировать на учителя;
- самостоятельно выполнять задания;
- организовывать и анализировать их выполнение.
Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.
Физиологическая адаптация
Предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.
Психологическая адаптация
Зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:
- желание учиться и выполнять задания;
- стремление к их успешному выполнению и пониманию.
Важна развитая способность к запоминанию и переработке информации. Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Готов ли ребенок к школе: способы проверки, рекомендации родителям».
Влияние адаптации
Из описанного выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить 3 основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:
- Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
- Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физические проявления стресса.
- Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.
Это можно отслеживать (таблица ниже).
Компоненты адаптации | Критерии | Показатели |
Когнитивный | Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе | Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа |
Эмоциональный | Самооценка, уровень притязаний | Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний |
Поведенческий | Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми | Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение |
Критерии и показатели адаптации ребенка к школе (по В. В. Гагай)
Признаки успешной адаптации к школе
- Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
- Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий; адекватное поведение.
- Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками; установившийся контакт.
Уровни адаптации
А. Л. Венгер выделил 3 уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе (смотрите таблицу ниже).
Уровень адаптации | Характеристика ученика |
Низкий | Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам |
Средний | Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками |
Высокий | Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса |
Уровни школьной адаптации (А. Л. Венгер)
Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.
Факторы успеха адаптации
Успешность адаптации к школе зависит от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации.
- К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
- К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.
Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. До конца сей вопрос не изучен. Но многие психологи и педагоги (С. Н. Верейкина, Г. Ф. Ушамирская, С. И. Самыгин, Т. С. Копосова, М. С. Голубь, В. И. Долгова) сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.
Роль семьи в адаптации
В. И. Долгова называет детско-родительские отношение главным фактором адаптации ребенка. Автор в своем исследовании по выявлению влияния стиля семейного воспитания на школьную адаптацию опиралась на 2 показателя успешности адаптации: тревожность и учебная мотивация. Результаты исследования показали следующее:
- в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;
- высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;
- снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.
Лучшая позиция (стиль) в семье при адаптации первоклассника – признание ребенка активным субъектом семейных отношений; адекватный контроль в виде эмоционального принятия ребенка и объемных, четких, посильных, последовательных требований.
Дети из таких семей хорошо приспосабливаются к школе. Они:
- активны (социально, физически и коммуникативно);
- инициативны;
- независимы;
- эмпатийны и доброжелательны.
Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка.
Послесловие
Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций. Обучение в первом классе совпадает с кризисом 7 лет. Это еще больше усложняет процесс адаптации. Период школьной адаптации можно назвать противоречивым периодом трансформации дошкольника в школьника.
При готовности ребенка к школе, поддержке семьи и педагога школьная адаптация может пройти за 2-3 месяца. В противном случае процесс может растянуться на год и сопровождаться проблемами или вылиться в дезадаптацию (неспособность ребенка психологически и физически принять новый уклад жизни).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Благоприятно на развитие ребенка и его адаптацию к любым условиям влияет демократический стиль воспитания. Детско-родительские отношения, в которых каждый член семьи выступает активным субъектом, интересуется делами других, поддерживает, сопричастен ко всему происходящему и ждет того же от других.
Позвольте представиться. Меня зовут Валерия. Вот уже 5 лет как я работаю косметологом в собственном салоне . Исходя из этого опыта, решила собрать воедино все мои знания и секреты женской красоты и счастья. В данный момент ресурс содержит более 1000 различных методик и рецептов.
Перед применением любой информации нужна консультация с профессионалами.