Психология детей и подростков особенности и нюансы

Самая важная и интересная информация на тему: "психология детей и подростков особенности и нюансы" с профессиональной точки зрения. В статье собрана и структурирована весь полезный материал по теме.

Психология подростков и особенности подросткового возраста, что важно в психологии этих детей

Подростковый период считается сложным возрастом детей, хотя далеко не все родители испытывают серьезные сложности в воспитании ребенка и общении с ним. На подростка влияют как чисто физические факторы, связанные с изменениями его внешности, ростом тела и формированием вторичных половых признаков, так и определенные характерологические сдвиги, связанные с психологическими особенностями этого возрастного отрезка. Психология подросткового возраста прицельно изучается специалистами, ею активно интересуются сами родители, что помогает найти общий язык и точки соприкосновения, нормализовать общение.

Психология подросткового возраста: нюансы

Во взрослении ребенок проходит определенные этапы, во время которых меняется не только внешность и функционирование организма, но и мышление, эмоции и поведение ребенка. Примерно в 11-13 лет дети вступают в ранний этап подросткового периода, и постепенно, параллельно с внешними телесными изменениями начинаются определенные сдвиги в плане общения, некоторые специфические черты, присущие психологии подросткового возраста. Сам подросток понимает, он взрослеет, о чем достаточно ярко ему говорит отражение в зеркале, но при этом его мысли и ощущения, интересы и поведение еще во многом детские. Такой диссонанс приносит много сложностей и ему самому, и его родственникам, которым нужно также перестраиваться на иное отношение к ребенку. Затем наступает период своеобразного перехода – в 13-15 лет, когда практически взрослое тело крайне диссонирует с «детской» головой и еще не окончательно зрелым мышлением. Завершающим этапом становится старшая подростковая группа – юношество, после 15-16 лет, когда оформляется уже практически взрослый человек.

Нюансы подростковой психологии

Есть определенные психологические особенности подростка, связанные с формированием его эмоциональности и мышления, поведения и поступков. Они разделены на условные группы, которые касаются ключевых моментов. Подробно мы писали об этом в материале https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/psikhologiya_detey/#psikhologiya-detey-podrostki, но, пожалуй, основным является изменение концепции собственного «Я». У ребенка меняется отношение к самому себе как личности, переоцениваются собственные поступки, характерологические черты, эмоции. Постепенно развивается и оформляется общее представление о самом себе, своих стремлениях и желаниях, привязанностях и эмоциях, определенной манере поведения. И не всегда подобное мнение совпадает в этот период с родительским представлением о ребенке и его характере.

Психология подростков в основных линиях

Важно знать основные линии изменений в психологии подростков, чтобы внимательно контролировать происходящее и мягко, ненавязчиво проводить своевременную коррекцию поведения или гасить конфликты. Подростки проходит период изменения самооценки, и порой очень критический, когда их не устраивает многое во внешности, смущения и уязвимости, острого отношения к определенным дефектам, пусть и мнимым. Если это проблемы, связанные с состоянием здоровья (худоба, ожирение, прыщи, кожные болезни), родителям вместе с ребенком важно заняться их лечением, чтобы уменьшить степень выраженности раздражающего фактора и помочь обрести уверенность в себе, стремление к достижению определенных целей. Контроль за своим здоровьем, педантичное лечение те же прыщей – это закладка определенных позитивных качеств подростка. Кроме того, ненавязчивое участие родителей дает ему понятие того, что они не все равно, они озадачены проблемами ребенка и готовы ему помочь и подержать. В этот период, когда у ребенка много комплексов – это очень важный момент.

Психология воспитания детей 10-13 лет

Вне семьи, особенно в семьях своих друзей, эти дети могут выглядеть совсем иначе -дружелюбными, благовоспитанными и жизнерадостными. В школе отмечается наибольшая неровность в усердии и успешности, самый низкий уровень внимательности, чрезвычайная непоседливость, отвлекаемость, забывчивость, взрывчатость и уход в фантазии, «сны наяву». Не случайно учителя, работающие с этой возрастной группой, зачастую чувствуют себя укротителями или служителями зверинца.

Ребёнок в этом возрасте испытывает тщательно скрываемую от взрослых, но очень сильную потребность в одобрении и поддержке. В этом возрасте психологи отмечают наиболее низкую самооценку детей, нередкое неприятие самих себя, низкая ценность самих себя для себя.

Если в начальной школе ведущей для ребёнка деятельностью было учение, и всё, что касалось школьных дел было в центре интересов ребёнка, то теперь ситуация постепенно меняется. До этого возраста ребёнок связывал оценку себя со своей учёбой. Хорошо учится — значит хороший. Одноклассники также оценивали его по успехам в учении.

Теперь всё будет зависеть не от того, как он учится, а от того, какими способами сумеет утвердиться среди сверстников. Ребёнок начинает борьбу за свой личностный статус в классе, во дворе. Ведущей деятельностью становится общение. Поэтому, после уроков у него находятся какие-то дела с друзьями, вечером его не загнать домой. Он кому-то звонит, куда-то пропадает и не считает нужным ставить в известность родителей о своих делах. «Как дела в школе» — «Хорошо», «Ты куда уходишь?» — «Мама, отстань, я с ребятами».

Ребенок начинает проверять границы дозволенного. И порой эти границы расширяются до статей уголовного кодекса. Поэтому, «отстань, мама», должно родителями анализироваться. И не стоит успокаиваться, что Ваш сын или дочь дружит с «хорошими» ребятами, которые плохому не научат.

Дело в том, что на ребят, которые хорошо себя ведут и прилежно учатся, рано усвоив науку конформизма, взрослые быстро перестаю обращать внимание. А что у него в душе? Какие ценности он выбирает, какие убеждения присваивает? Под влиянием каких эмоциональных переживаний ценности культуры становятся фактами сознания? Все это скрыто от взгляда взрослых. Поэтому, они искренне недоумевают, как это благополучные девочки из хороших семей зверски избили свою одноклассницу?

Те ребята, которые хорошо учатся «заучки», уже не пользуются уважением сверстников. Идёт перераспределение ролей: «лидер», «не то, ни сё», «козёл отпущения». Каждый должен самоутвердиться заново.

Основным психологическим противоречием этого возраста является одновременное стремление быть как все, иметь то, что есть у других, носить то, что носят ровесники, и потребность выделиться, быть замеченным, признанным. Мнение других ребят о нём является мотивом для работы над собой. Всё это сопровождается ещё не сформированным чувством вкуса и меры. Мальчики утверждают себя за счёт дружбы со старшими по возрасту ребятами, жаргона, курения, вызывающего внешнего вида, грубости или паясничества, дурашества, услужливости более сильному.

Читайте так же:  Криодеструкция бородавок и папиллом

Повышенная требовательность нормативного поведения может привести к инцидентам. Взрослый — уже не авторитет. Поступки взрослого анализируются с точки зрения морали референтной (значимой) для ребёнка группы. Из всех ценностей, ранее навязываемых ребёнку взрослым, он теперь начинает выбирать свои собственные. И эти, собственные, пусть пока ещё размытые ценности, ребёнок начинает отстаивать. Он пререкается со взрослыми, возражает родителям, может затеять бессмысленный, с точки зрения взрослого, спор. Дети этого возраста не особенно склонны к сотрудничеству со взрослыми.

Среднее звено школы встречает ребёнка многообразием требований, оценок, ярлыков. То, за что хвалит один учитель, может порицать другой. Да и вообще, мнение учителей и родителей постепенно уходят на задний план. Ребенок вступает на «ничейную землю» (термин Г. Цукерман) в возрастной психологии.

Период самоутверждения проходит у всех по-разному. Упрямство, настаивание на своём, пусть даже ошибочном мнении, совершение поступков, прямо противоположных требованиям взрослого — всё это имеет один смысл: ощутить собственное существование, испытать собственную независимость, познать свои возможности, их силу и пределы, утвердить своё жизненное авторство — субъективность. Из многообразия моральных требований и норм общества подросток выбирает те, которые впоследствии станут основой его личности — системой личностных смыслов.

Следует учитывать подготовленность сознания современных детей просмотром телесериалов и чтением любовных романов к возможности переживания сильных чувств по отношению к противоположному полу. В то же время, полярное расслоение интересов наблюдается у девочек сильнее, чем у мальчиков. Среди детей этого возраста невооружённым взглядом можно увидеть девочек, ещё ощущающих себя детьми, и девочек — девушек, чьи интересы уже давно вне сферы учебной деятельности. Разница между физическим и психологическим возрастом огромна. В 5-6 классе разрыв в психофизическом возрасте между девочками с ранним половым развитием и мальчиками с поздним развитием нередко достигает 6 лет. Образ ровесников, как равных, оказывается несостоятельным. Девочки ищут общения с более старшими мальчиками.

Человек в этом возрасте активно экспериментирует с самим собой. Он проверяет собственные способности в разных сферах: в общении, в любой деятельности. Проверяет свою храбрость, привлекательность, силу воли. Это бурное и весьма рискованное экспериментирование. Ребёнок поглощён постоянной оценкой самого себя. Он впервые начинает задумываться над тем, какие качества его характера помогают или мешают ему в жизни, старается исправлять себя, не имея порой для этого необходимых знаний и умений.

Его начинает интересовать психология. Личностные структуры ребёнка кристаллизуются, и многое социальные и личностные характеристики дают основания для надёжных прогнозов на 4 — 6 лет вперёд.

Задачами развития личности в этот период является успешная социализация в среде сверстников, ощущение себя полноправным членом референтной группы.
Успешным можно считать то воспитание, которое даст ребёнку средства этой социализации, поможет выделить эффективные для общения стороны растущей личности и поможет скорректировать недостатки, ведущие к межличностным противоречиям.

В противном случае, неудачное самоутверждение ребёнка спровоцирует развитие одного из следующих типов характера:
• жестокий, сильный, агрессивный (утверждался жестокостью в ответ на жестокость: «все люди — гады!»;
• жестокий, сильный, циничный ( утверждался на бессердечном использовании человеческих слабостей: «люди — мусор», «на дураках воду возят»);
• слабый, лицемерный, подлый (утверждался за счёт подлости, лживости, лицемерия, интриг: линия поведения строится в зависимости от обстоятельств и характера партнёра, сильному уступает сразу, со слабым нагл и жесток);
• слабый, потерявший достоинство («шестёрка»). Вынужден искать покровителя и приспосабливаться под него. Способен на любое преступление, лишь бы не вызвать гнев «хозяина». Утрачены представления о нравственном и безнравственном.

В этом возрасте поведение ребёнка определяется двумя ведущими потребностями:
1. Потребность в общении, которая проявляется в неделовом общении на уроках, дети долго не расходятся после школы, пишут друг другу записки, ведут дневники друзей, заполняют всевозможные анкеты.
2. Потребность в самоутверждении, которая проявляется в выборе одежды, украшений, причёски, наличии поклонников у девочек, видеотехники, компьютера, престижных игр у мальчиков.

Поэтому родителям очень важно суметь в этом возрасте перестроить свои отношения от отношений авторитета — послушания, к отношениям партнерства с ребёнком. Иначе семью ждут бои и нарастание враждебности. Со стороны взрослых нужна чуткость и предупредительность в своих действиях.

Наиболее благополучно будут чувствовать себя дети этого возраста в тех семьях, где ребёнок избавлен от удушающей родительской любви, в отношениях между родственниками присутствует тепло и понимание в сочетании с ясными, совместно вырабатываемыми правилами поведения и достаточно строгим, но не догматичным контролем за их выполнением. Родители могут оставить за собой право контролировать выбор образования и внешкольных занятий ребёнка, но пусть сверстники определяют стиль одежды и отдыха, эстетические пристрастия. Наибольшую зависимость от сверстниковой компании обнаруживают те ребята, чьи родители либо излишне авторитарны, либо слишком снисходительны.

И помните притчу о безусловной любви:
Мать качает младенца в колыбели и поёт: «Я люблю тебя, мой малыш». Через несколько лет ребёнок шалит и капризничает, а мать повторяет: «Я люблю тебя, мой малыш». Сын вырос, выкрасил волосы в оранжевый цвет, начал курить, а мать по-прежнему ему твердит: «Я люблю тебя, сынок». И вот взрослый сын у постели умирающей матери, обливаясь слезами, шепчет: «Я люблю тебя мама. Только ты умела любить меня любым и всегда понимала. Как я буду жить без тебя, мама?»

Психология подростка

Слово «подросток» давно в нашем обществе ассоциируется с бунтарством, агрессией и непониманием. В этом возрасте любой человек действительно переживает кризис. Меняется все – и тело, и мировоззрение, и восприятие. Какова же она – психология подростка? Что следует знать окружающим, да и самому юному созданию? Давайте разбираться вместе.

Психологические особенности подростка

Достигая подросткового возраста, молодые люди начинают по-новому осознавать себя и этот мир, их собственное поведение основывается уже на других мотивах. Окружающим людям сложно с подросткомда и ему невыносимо тяжело с самим собой. В этот период он ни в чем не уверен и усердно ищет свою цель. Для отрочества характерны такие психологические особенности:

  • Я-концепция. У подростка происходит активное развитие представлений о себе. Сначала эти представления сильно изменчивы. Со временем восприятие себя становится более организованным и детализированным.
  • Самооценка. В этот период самооценка достаточно критическая. Она сопровождается чрезмерной застенчивостью и уязвимостью.
  • Отношения в семье. В общении с родителями все чаще вспыхиваю конфликты. Слова родителей для подростка значимы, но сложны и противоречивы. Он всячески пытается отделить свое «Я» от ранее принятого «Мы».
  • Отношения с ровесниками. Общение с кругом ровесников выходит на первый план, эти контакты занимают более 50% всего времени молодых людей. Для них важно быть принятыми, они стремятся попасть в желаемые круги, постоянно сравнивают себя с друзьями и хотят их превосходить.
  • Контакты с противоположным полом. Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к противоположному полу. Пройденные неудачи тяжело переживаются, сопровождаются депрессиями.
Читайте так же:  Исправление неудачного татуажа

Физиология

На поведение подростка в большой степени влияют его физиологические изменения. Первые перемены наблюдаются уже в 7-10 лет. Организм начинает подготовку к будущим интенсивным преобразованиям. Активно растут конечности, формируется зрелость двигательных функций, которая со временем начинает совершенствоваться. Увеличивается способность к концентрации внимания, развивается логика и память, совершенствуется речь, формируется сфера эмоций. Происходит окончательная смена молочных зубов на постоянные.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о половом созревании. Подростки впервые сталкиваются с различными физиологическими процессами, которые начинают протекать в их организме. Порой, им сложно смириться с новым собой. Идет сложный период адаптации, привыкания и понимания. У девочек начинаются менструации и активно формируются молочные железы. Необходимо носить бюстгальтер, а это так непривычно и неудобно. Происходит первое знакомство со средствами личной гигиены, которые доставляют дополнительный дискомфорт. Добавьте к этому страхи и опасения, что кто-то увидит или узнает о прокладке. Становится понятным, почему девочки так капризничают и даже не хотят выходить из дома. У мальчиков начинаются ночные поллюции – выбросы спермы. Также происходит деформация голоса, что тоже вызывает свои стеснения. У обоих полов возможна угревая сыпь из-за чего возникают чрезмерные беспокойства о внешности.

Важность возраста

Так как пубертатный период (половое созревание) охватывает несколько лет, то рассмотрим подробнее каждый возрастной год. Психология подростка 12-ти лет и психология подростка в 16 лет сильно отличаются.

Кризис подросткового возраста

Психология подростка обширна и многогранна. Существует определенный кризис данного возраста. Кардинально меняются взаимоотношения с окружающими людьми, появляются повышенные требования к себе и взрослым, остро проявляется бунт против отношения к нему, как к маленькому ребенку. Поэтому для поведения становятся характерными такие черты, как неуправляемость, грубость, игнорирование слов взрослых, замкнутость в себе. На личность подростка влияют внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы – это продолжающийся контроль взрослых, опека, которые кажутся подростку чрезмерными. Он желается освободиться от надоедливой заботы и самостоятельно принимать решения. Ребенок попадает в сложную ситуацию – он действительно стал более взрослым, но его поведенческие черты еще детские. Поэтому взрослым сложно воспринимать подростка равным себе. Но родителям стоит стремиться изменить свое отношение к подросшему чаду. В этом поможет создание дружеской доверительной атмосферы. Дайте понять сыну или дочери, что вы всегда рядом, когда это необходимо.

К внутренним факторам относятся изменения в физиологии и психологии подростка. Появляется усиленное стремление к личностному совершенствованию, ребенку обязательно нужно самоутвердиться и самовыразиться. При этом требования к себе все растут, наблюдаются чрезмерные недовольства собой, обвинения в собственной несостоятельности. Подростку сложно справиться с внутренним напряжением, он склонен к конфликтам и агрессивным вспышкам.

Наряду с этим остро проявляются поведенческие изменения. Подросток желает многое испытать, появляются склонности к риску. Его притягивает то, что раньше было под запретом. Именно в этот период проходят первые пробы закурить и выпить алкоголя. Также меняется психический статус и происходит духовный рост. Не редко наблюдается потеря идентичности с самим собой. Ранние представления о себе не совпадают с сегодняшним образом. Такая противоречивость может приводить к сомнениям, страхам и угнетающим мыслям.

Каждый из нас проходил свой подростковый период. Для кого-то он был гладким, для кого-то не очень. В любом случае к подростку необходимо относится очень осторожно и терпимо. Стоит только задуматься, как им тяжело мириться со всеми происходящими изменениями. Тогда наступает понимание их, порой, неадекватного поведения.

Физиологические и психологические особенности детей в 12 лет. Что важно знать родителям.

Ребенок 12 лет вступает в период полового созревания. Вместе с физиологией и анатомией меняется поведение и характер.
Это возраст, когда ребенок начинает понимать свою самостоятельность и значимость, осознает и начинает отстаивать себя как личность. Для того чтобы помочь своему ребенку преодолеть переходный возраст, родителям стоит заранее подготовиться к этому этапу.

Причины психологических изменений

Психологические особенности детей 12-13 лет в большинстве своем связаны с внешними и внутренними изменениями в организме. Телесные перемены пугают, становятся причиной появления первых комплексов. Задача родителей — заранее подготовить ребенка к изменениям, объяснить и успокоить.

В 12 лет подросток начинает замечать вешние проявления полового созревания. В 12 лет происходит пубертатный скачок роста сразу на 7-12 см за год. Причем девочки опережают мальчиков как в росте, так и развитии. В первую очередь растут скелет и конечности. Наблюдается подростковая долговязость. Кожа нередко становится жирной, что приводит к появлению прыщей.

У девочек 12 лет начинается формирование фигуры женского типа: расширяется таз, округляются бедра. У детей обоего пола появляются вторичные половые признаки. Например, появляются первые волосы на лобке и подмышками. У девочек 12 лет начинается рост молочных желез. У мальчиков активизируется рост гениталий, начинается рост мышечной массы. Меняются пропорции тела в сторону мужского типа: плечи становятся шире, бедра уже.

Внутренние

В 12 лет дети не только начинают интенсивно расти. Происходят изменения во внутренних органах. Гипофиз усиливает выработку гормонов — гонадотропинов. В ответ на это половые железы начинают активно вырабатывать половые гормоны: тестостерон у мальчиков и эстрогены у девочек, под влиянием которых и формируются половые признаки.

Читайте так же:  Как восстановить ресницы после наращивания

Если вторичные половые признаки связаны с внешними изменениями, первичные — с развитием внутренних половых органов: яичников и матки у девочек и семенников и предстательной железы у мальчиков. В 12 лет у большинства девочек наступает менархе — первая менструация. А у мальчиков к 13 годам появляется первая эякуляция.

Еще 1 признак этого периода — активизация работы щитовидной железы, из-за чего ускоряется обмен веществ. Со стороны нервной системы можно наблюдать повышение возбудимости, раздражительность, эмоциональная нестабильность. Сердце растет быстрее сосудов, что сопровождается временными функциональными нарушениями: аритмией, головными болями и др.

Психологические особенности возраста

В период переходного возраста у детей наблюдается дисгармония в отношениях с окружающими людьми и всем миром: отсутствие взаимопонимания с родными, педагогами, сверстниками. Психологические особенности детей 12-13 лет проявляются спонтанными, неконструктивными, незрелыми отношениями с окружающим миром, отношение к окружающим часто носит негативную окраску.

Отношения с родителями

Дети в 12 лет нередко испытывают разочарование в родителях, присутствует непонимание, стремление

делать все наперекор. Они ощущают тревогу, агрессивны, часто замыкаются в себе, не уверены в своих действиях и не умеют обсуждать свои проблемы.
Взрослый сын или дочь в этом возрасте болезненно воспринимают критику, дерзкие, конфликтные. Задача родителей в это период — создать доверительные отношения со своим чадом.

Ребенок старается оградить часть своей жизни от взрослых, и многие родители начинают волноваться и «закручивать гайки». В 12 лет взрослый сын или дочь уже демонстрируют приобретенные навыки и, главное, свое отношение к ним. Важно понять, что жесткая конфронтация со своим чадом может привести к затяжному кризису в отношениях.
Если же родители очень внимательны к переменам в жизни ребенка, умеют слушать и стараются понять его, есть шанс без проблем пережить подростковый период.

Отношения со сверстниками

В 12 лет обостряется потребность в общении. В построении отношений со сверстниками появляется избирательность и стремление самоутвердиться, доказать свою взрослость. Школа и улица в одинаковой степени влияют на социализацию подростка, приобретение навыков построения отношений.

Поведение детей регулируется мнением сверстников, желанием быть признанными и похожими на них. Нередко они начинают дружить со старшими ребятами, перенимать их привычки, манеру общения. Поведение детей в этот период может быть на грани дозволенного.
Подросток, лишенный отношений со сверстниками, исключенный из группы, очень тяжело переносит свою отстраненность.

Основные направления интересов

Ребенок 12 лет уже мечтает о будущем, его начинает интересовать материальная сторона жизни. У него можно наблюдать первые проявления личности, смену мотиваций и интересов. Некоторая растерянность может усугубляться первой влюбленностью.

На фоне этого снижается работоспособность и успеваемость. Можно наблюдать первые проявления личности негативного характера: грубость, недовольство собой и окружающими. В то же время появляется чуткость к своим и чужим переживаниям.
Правильный выбор интересов и увлечений на этом этапе во многом определяет формирование у ребенка планов. Воспитание подростка в этот период должно быть направлено на углубление его интересов, развитие увлеченности.

  • Доминанта дали

Подростки мало ценят текущий момент, недовольны окружающей средой и стремятся выйти за ее пределы. В этот период интенсивно развивается абстрактное мышление. В этом возрасте должны появляться первые взрослые мечты и цели.
Ребенок в 12 лет обретает другие, более глубокие интересы и увлечения. В этом возрасте должны проявляться задатки масштабного планирования. Если ребенок говорит, кем он хочет быть, в этом уже есть рациональное зерно.

  • Доминанта усилия

Уже на старте переходного периода ребенок стремится проявить самостоятельность. Это не всегда имеет положительную окраску. Возможна тяга к сопротивлению, которая проявляется в форме протестов, конфликтов, упрямства, борьбы с авторитетами.
Он не хочет учиться, следить за собой, выполнять простейшие поручения, отстаивая тем самым свою самостоятельность и доказывая взрослость.

На двенадцатом году жизни у детей усиливается интерес к себе, как к личности. У ребенка активно формируется самосознание, его внутреннее «Я» больше не совпадает с внешним, что стимулирует развитие самоконтроля и самообладания.
Собственная личность оказывается в центре интересов подростка. В это время появляется первая критическая оценка себя, положительная или негативная.

  • Доминанта романтики

Дети на этапе взросления стремятся к знаниям, событиям, впечатлениям. Они начинают проверять свои

силы и возможности.
Подростки ищут приключений, проявляют склонность к социальному героизму, начинают проверять свою смелость, соглашаясь на рискованные поступки.

Полезные советы родителям

Уже в 12 лет остро встает вопрос, как общаться с подростком родителям, чтобы не утратить доверительных отношений, сохранить баланс между родительским авторитетом и дружеским общением.
Ребенку важно ощущать убежденность близких в том, что все будет хорошо, и он со всем справится. Вера в него, поддержка и разумная самостоятельность позволят решить и такую проблему, как повысить самооценку ребенка.

На поступки подростка во многом влияет состояние его организма, и в частотности нервной системы, которая в этот период находится в постоянном напряжении. Помочь успокоиться, сосредоточиться и собраться поможет йога для детей, плавание и творческие занятия по интересам.

Психологические особенности подросткового возраста.
консультация по психологии на тему

Консультация психолога для родителей детей с ОВЗ, для педагогов и воспитателей коррекционных классов, работающих с данной категорией учащихся.
В материале представлены: краткая характеристика психофизиологических особенностей подросткового возрастного периода, рекомендации по эффективному взаимодействию с подростками.

Вложение Размер
dlya_pedsoveta_dlya_roditelskikh_konsultatsiykrizis_podrostkovogo_vozrasta.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис подросткового возраста

Физиологические изменения. В подростковый период внутренние органы и нервная система не успевают за ростом тела и конечностей – сердце и вегетативная сосудистая система не справляются с этой дисгармонией развития. Возможны болевые ощущения в конечностях, перепады давления, всплески гормонов дают перепады настроения без причины, повышение агрессивности и излишнюю импульсивность. Все это напрягает вегетативную нервную систему и часто сопровождается чувством напряженности, дискомфорта, беспокойства, мрачными предчувствиями, повышенной тревожностью и раздражительностью. Часто тревожность связана с ожиданием неудач в общении, может проявляться как неуверенность в себе, беспомощность или, наоборот, агрессивность, зазнайство, сентиментальность может уживаться с черствостью, застенчивость с развязностью, желание быть признанным другими – с показной независимостью.

Видео удалено.
Читайте так же:  Кислородная косметика – что это
Видео (кликните для воспроизведения).

Психологические особенности подросткового возраста.

4.повышенная импульсивность поведения или наоборот замкнутость при определенных обстоятельствах (конфликты дома, с родителями, братьями, сестрами, в школе — с учителями, товарищами). Тяжело переживаются обиды, даже не значимые, с точки зрения взрослого, возможны уходы из дома, и суицидальные высказывания и т.п.

5.смена авторитетов (что сказал друг важнее того, что сказали родители)

6.формирование абстрактно-логического мышления (к 14 годам заканчивается формирование лобных долей мозга, отвечающих за абстрактно-логическое мышление)

7.критичность мышления – все, чтобы не сказали, подвергается критике.

8.заканчивается формирование половой идентификации – очень важен положительный пример взрослого того же пола (матери, отца)

9.Самое главное – чувство взрослости = Я-концепция (Я-сам).

10.Главный ведущий вид деятельности этого возраста – ОБЩЕНИЕ,

по сравнению с младшим школьным возрастом — учебной деятельностью, хотя ее тоже никто не отменял.

Рекомендации для родителей:

Родителям необходимо дать подростку 3 вещи:

2.практическую информацию (в том числе и сексуальную)

3.помощь в становлении в качестве независимой личности

Для понимания подростковых проблем необходимо родителю принять неизбежность изменений. Подросток должен безбоязненно выражать свои чувства, а родителям нужно пытаться принять его право на возражение. Родители должны дать понять ребенку-подростку, что и они тоже были в этом возрасте и тоже сталкивались с определенными проблемами и понимают его, то есть важно не утратить в этом возрасте контакт-доверие с ребенком-подростком.

1.Помнить, какая бы не случилась ситуация, что взрослый всегда мудрее!

2.Чаще возвращаться в свою собственную историю, ставить себя на место ребенка.

3.В свободное время, в спокойной обстановке рассказать о себе или смоделировать ситуацию:

1) рассказать о ситуации в этом возрасте

2) о чувствах, которые испытывали

3) что тогда сделали

4) что получилось, что не получилось

5) чего тогда не хватило

6) как бы сейчас сделали.

4.Должен быть положительный пример взрослого, если говорите одно, делаете другое, если слово расходится с делом – у вас нет авторитета!

5.Помогайте обрести верных друзей!

6.Приучайте к самообслуживанию и ответственности за младших и старых, за какое-то дело в семье, домашнем хозяйстве, помните – мы не вечные!

Переходный возраст у девочек: как вести себя родителям

Переходный возраст – довольно сложный период. У подростка появляются изменения как в физическом, так и эмоциональном плане, а вместе с этим появляются и новые проблемы.

О том, что может беспокоить девочку-подростка в ее переходном возрасте и как правильно вести себя родителям девочки, поговорим в этой статье.

Период переходного возраста у девочек

Четкого возрастного обозначения наступления переходного периода у девочек нет. В сущности же, переходным периодом можно считать любые изменения в жизнедеятельности ребенка: момент рождения, 1, 3 года, 7 лет, период полового созревания (11-13 лет) и наступление юности (16-17 лет). Но наиболее серьезным и опасным из них является пубертатный период или период полового созревания.

Считается, что в возрастном диапазоне он припадает в среднем на 11-13 лет, но бывают и исключения, когда изменения происходят с девочкой и в 9-10 лет, и даже в 15-16.

Значение переходного периода у девочек, связанного с половым созреванием, огромно. В это время организм готовится к новым физиологическим и психологическим изменениям, девочка учится самостоятельности, приобретает индивидуальность, пытается обучиться умению выстраивать психо-личностные отношения со сверстниками, учителями, старшими людьми.

У нее появляются свои взгляды на какие-то вещи, становится более развитым мышление, логика. Девочка становится взрослой.

Для родителей переходный возраст их ребенка тоже очень важный и по-своему тяжелый этап. Для них важно подобрать такие ключи к своему ребенку, чтобы не нарушить психоэмоциональное состояние дочери, не показаться навязчивым, но в то же время постараться остаться лучшим другом. В переходном возрасте дети становятся очень чувствительными, легко отличают фальш, чувствуют, когда с ним не откровенны.

Признаки переходного возраста

Начало переходного периода связано с наступлением изменений во всем организме и прежде всего с изменением гормонального фона девочки. Начинают усиленно работать и продуцировать гормоны гипофиз и щитовидная железа, что влечет за собой ряд изменений в физиологическом и эмоциональном плане. К физиологическим изменениям относят следующие признаки.

  • Фигура становится более округлой за счет появления в области бедер жировой ткани.
  • Начинают формироваться молочные железы.
  • В области подмышечных впадин и на лобке появляются волоски.
  • Отмечаются изменения кожи, появляются прыщи и акне.
  • Волосы становятся более жирными.
  • Появляются менструации.

В эмоциональном плане девочка также испытает ряд изменений, связанных с гормональным дисбалансом. У нее часто меняется настроение, отношение к самой себе, появляется желание выделиться из общей массы сверстников любой ценой. Девочки становятся грубыми, дерзкими, порой даже хамовитыми и агрессивными.

Упрямство и максимализм также относятся к признакам переходного возраста. Часто, терзаясь от депрессивных настроений, девочка начинает отдаляться от родных, испытывать желание примкнуть к какой-нибудь странной компании, секте или субкультуре.

Бывает наоборот, девочка начинает активно интересоваться модой, косметическими новинками и как строить отношения с противоположным полом. Все эти изменения ошарашивают родителей.

Психологические проблемы девочек в переходном возрасте

Очень многие психологические проблемы таковыми не являются, а рождаются вследствие наличия физиологических проблем.

Если девочка не довольна своей внешностью, то она будет испытывать дискомфорт в общении со сверстниками, с противоположным полом, у нее будут формироваться комплексы и прочее. Но если физиологическую проблемы попытаться устранить (подобрать прическу, имидж и прочее), то и с психикой проблемы постепенно устранятся.

Психологи рекомендуют 4 основных пути для решения психологических проблем у девочек в переходном периоде. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Особенности воспитания девочки в переходном возрасте

Очень важно, чтобы в мир женственности девочку вводила мама, но не менее важна в этот период поддержка отца. Поддержка должна быть адекватной, не критика, не отстранение (как часто у нас бывает, когда отцы пугаются взрослеющих дочерей) или чрезмерная опека и забота, возникающая из-за страха, что дочь выберет не тот путь, к которому готовили ее родные, а именно понимание и терпение со стороны отца.

Читайте так же:  Уход за губами после татуажа

Папа – это первый любящий мужчина в жизни девочки. От того, как складываются отношения отца и дочери, зависит и то, как будут складываться у девочки отношения с противоположным полом в будущем.

Изменения во внешности

Наиболее ярким признаком переходного возраста являются изменения во внешности девочки. Ей самой очень сложно привыкнуть к тому, что ее тело становится другим.

Мозг ребенка еще не осознает, что тело изменилось, отсюда появляется некоторая угловатость, что очень смущает девочку. Очень важно, чтобы родители могли относиться к дочери в этот период снисходительно, спокойно наблюдать за теми изменениями, которые происходят в ней.

Постарайтесь объяснить дочери, что происходит с ней в данный момент. Очень хорошо будет, если объяснения будут подкреплены примерами из собственной жизни, про то, как сама мама или папа переживали этот период.

Сексуальность и готовность к сексуальной жизни

Вместе с изменившимися пропорциями тела, девочка может обнаружить какие-то сексуальные импульсы, интерес к себе и противоположному полу. Часто тема о сексуальности с подрастающим ребенком является очень сложной для родителей. Не зная, как поговорить об «этом», родители начинают острее контролировать дочь, ограничивать в общении с мальчиками, чтобы не допустить с ее стороны какого-либо необдуманного шага.

Ребенок не понимает, почему родители начинают ужесточать рамки, считая, что таким образом родители показывают свой авторитет, свою власть над дочкой и прочее. Зачастую родителям действительно очень трудно подобрать нужные слова, чтобы открыто разговаривать на тему сексуальности.

Объясните ребенку, что сексуальные отношения – это не пропуск во взрослый мир. Очень важно, чтобы они строились на взаимном уважении, согласии, доверии. Нужно объяснить девочке, что торопиться скорее войти с этот мир не стоит. Она должны понимать, что если она не готова для такого рода отношений, то всегда может отказаться от них, и это не будет признаком «не взрослости», скорее, напротив.

Изменения в мышлении девочки

Мышление девочки в переходном возрасте устроено таким образом, что она не может видеть того, что одно и то же событие происходит амбивалентно.

На самом деле подросток мыслит абсолютами: то что происходит либо однозначно плохо, либо однозначно хорошо. Понятия «золотой середины» для нее в этом возрасте отсутствует. Из-за этого у девочки могут случаться резкие перепады настроения, она может чересчур рьяно отстаивать свои права.

Задача родителей – мягко указывать на этот оттенок серого между белым и черным. Очень важно помогать дочери справляться с ее категоричностью, объяснять, что любое событие может иметь как негативные стороны, так и позитивные. Это помогает ребенку взрослеть.

Изменения в отношениях с родителями

Подростковый возраст часто называют трудным. Так как в этот период отношения ребенка и родителей становятся мягко говоря сложными. Ребенок начинает понимать, что он уже не тот малыш, но и то, что он еще не до конца взрослый – он тоже пока не понимает. Иными словами, подросток требует больше прав, но как это реализовать от не знает. И сами родители не всегда понимают, как признать взрослость дочери, но при этом не превратит эти отношения во вседозволенность.

Важно показывать своему ребенку, что взрослость – это не только безграничные возможности или увеличение прав. За каждым толики свободы следует и увеличение ответственности. Подрастающая девочка требует автономности, хочет изучать этот мир самостоятельно, но в тоже время ей страшно делать выбор самостоятельно.

Важно суметь выдерживать баланс: если мы даем ребенку в чем-то больше свободы, то и требовать должны большей ответственности с него. Если разрешать в чем-то принимать решение или делать выбор, то и вся ответственность за этот выбор должна быть на ребенке. Только так ребенок учится взрослеть, понимая, что свобода и ответственность являются взаимодополняющими составляющими.

Переходный возраст: советы родителям

Прежде всего родителям следует запастись терпением и спокойствием. Чтобы не утратить с дочерью эмоциональной связи, которая в переходном возрасте становится слишком хрупкой, ни при каких обстоятельствах нельзя решать проблемы криком и скандалами. Любую проблему, какой бы неразрешимой она не казалась на первый взгляд, следует решать только диалогом с ребенком.

Старайтесь быть в курсе всего того, чем «дышит» дочь, что происходит в ее жизни. Если девочка перестала доверять маме свои секреты, можно выуживать нужную информацию методом ненавязчивого наблюдения. Это предостережет девочку от дурных компаний и поступков.

Не зависимо от того, насколько загружен день взрослого, важно находит время на общение с дочерью, на совместные прогулки, поездки.

Не критикуйте девочку, постарайтесь вернуться назад в свой такой же возраст и понять, как она мыслит, чего ждет от вас. Ну а если и критикуете в чем-то, то делайте это ненавязчиво, но обоснованно, приводите примеры, словом, не будьте нравоучителем.

В случае, если девочка не следит за внешним видом, или носит вызывающую или нелепую одежду, купите несколько модных журналов, оставьте их на видном месте. Дочь обязательно заинтересуется ими и пересмотрит свой гардероб.

Часто в переходном возрасте подростки ставятся грубыми, хамят родителям. Конечно, такое поведение своего ребенка крайне неприятно для родителей, но постарайтесь не отвечать грубостью на грубость.

Промолчите, дайте понять девочке, что своими словами она обидела вас, так она скорее осознает, что была не права и раскается.

За плохие поступки и поведение наказывайте не физически, а морально, например, запретите смотреть телевизор, играть на компьютере и прочее.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В любом случае, не забывайте показывать взрослеющей дочери, что вы ее любите, понимаете ее переживания и всегда готовы подставить плечо.

Психология детей и подростков особенности и нюансы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here