Все о профилактике наказаний

Самая важная и интересная информация на тему: "все о профилактике наказаний" с профессиональной точки зрения. В статье собрана и структурирована весь полезный материал по теме.

Профилактический учет как средство предупреждения правонарушений в исправительном учреждении (Шапоренко А.А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации предусмотрено создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных технических средств, новых технологий и подходов к организации безопасности учреждений и органов УИС. Практическое решение стоящих перед уголовно-исполнительной системой России задач невозможно без глубокого и всестороннего, научно-обоснованного осмысления сущности и тенденций ее развития на современном этапе.
———————————
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р) (в ред. от 23.09.2015.) // СПС «КонсультантПлюс».

Профилактику правонарушений принято рассматривать в широком и узком значении. В узком смысле это деятельность по недопущению конкретных правонарушений, а в широком — деятельность по выявлению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, проведению необходимых профилактических мероприятий. Совокупность этих значений и образует единое понятие «профилактика правонарушений».
С.А. Пономарев профилактический учет понимает как уголовно-исполнительную меру предупредительного характера, заключающуюся в регистрации, сборе, накоплении и использовании в предупредительных целях информации о динамике криминальной активности осужденного в период отбывания наказания .
———————————
Пономарев С.А. Профилактический учет в системе мер предупреждения пенитенциарной преступности (результаты теоретико-прикладного исследования) // Вестник Самарского юридического института. 2015. N 2 (16). С. 136 — 138.

Авторы комментария к Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, определяют профилактический учет как совокупность персонифицированных учетных карточек на лиц, подлежащих воспитательно-профилактическому воздействию, журналов регистрации учетных карточек, планшетов (фотостендов), в которые они помещаются, и списков указанных лиц, которыми обеспечиваются все службы учреждения УИС, организующие профилактическую работу .
———————————
Комментарий к Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. М.: ОУ ФСИН России, ФКУ НИИ ФСИН России, 2014. 45 с.

Литература

1. Акимова Н.В. Сущностные характеристики криминального поведения // Юридическая психология. 2016. N 2. С. 23 — 25.
2. Андреев С.Н. Некоторые вопросы совершенствования нормативно-правового обеспечения работы с лицами, поставленными на профилактический учет в учреждениях уголовно-исполнительной системы России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. N 3. С. 5 — 7.
3. Горяинов К.К., Иваньков И.А. Оперативно-розыскное обеспечение исполнения наказаний и его цели // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. N 2. С. 3 — 6.
4. Гончарова Н.В., Белых-Силаев Д.В. Психофизиологические и личностные особенности восприятия стимулов подозреваемыми и обвиняемыми лицами в ходе расследования и раскрытия преступлений // Юридическая психология. 2016. N 4. С. 3 — 9.
5. Пономарев С.А. Профилактический учет в системе мер предупреждения пенитенциарной преступности (результаты теоретико-прикладного исследования) // Вестник Самарского юридического института. 2015. N 2 (16). С. 136 — 138.

Наказание — профилактика преступления. Или о том, как правильно наказывать.

Наказание обычно следует за преступлением, и мы привыкли считать, что это правильно и логично. А вот о том, так ли это на самом деле и как наказания могут помочь в построении уважительных и доверительных отношений, мы и поговорим в этом материале.

Предлагаю для начала вспомнить о том, что каждый из нас с самого детства нуждается во внимании. И именно благодаря это потребности мы и обучаемся правилам поведения, усваиваем ценности и табу социума, учимся находить верные решения и совершать правильные поступки.

С одной стороны, для того, чтобы получать внимание и любовь, мы стремимся быть хорошими и вести себя «хорошо», а с другой, мы с детства копируем поведение близких нам людей, а они не всегда считают такое поведение правильным. Если это случается в детском возрасте, то некоторые родители (жаль, что их очень мало!) исправляют своё поведение и проблемы с поведением детей исчезают. Большинство родителей всё же пытается исправить недостатки своих как маленьких детей, так и окружающих взрослых не меняя себя. Именно для тех случаев, когда вы не можете повлиять на другого человека иным способом, предлагаю использовать описанные ниже правила. Они подходят как для детей, так и для взрослых.

Правило трёх ошибок.

  • Никто не делает ошибки намеренно. Помните, что все мы хотим быть хорошими? Поэтому в любой ситуации стараемся сделать всё хорошо в соответствии со своими знаниями, опытом и представлениями о том, как это нужно делать. Если ошибка сделана, нужно выяснить и устранить причины её возникновения (объяснить, растолковать, показать на примере и т.д.) и помочь исправить её последствия (если нужно). Если действие подчиняется алгоритму, то введите правило и повторите алгоритм выполнения этого действия с человеком несколько раз. Так вы демонстрируете заботу и о человеке, и о результатах его труда — признание важно для каждого из нас.
    Показать, что вы расстроены ошибкой — это нормально, а вот унижать, оскорблять и пытаться вызвать у человека чувство вины — это уже попытка поднять собственную низкую самооценку за чужой счёт. Попытка, которая никому не принесёт пользы. Если ошибка была серьёзной, то стоит предупредить о наказании, которое ждёт в случае нарушения установленного правила.
  • Повторная ошибка — обычно результат недопонимания, отсутствия возможности выполнить верно или обиды. Вы сами для себя решаете, против вас или с вами весь мир, но при повторной ошибке нужно уточнить причины неверных действий, объяснить ещё раз и… наказать (если вы это обещали сделать) или предупредить о грядущем наказании, если вы не сделали этого при первой ошибке.
  • Если та же ошибка совершена в третий раз, то со взрослым придётся расставаться (либо он вас не понимает, либо игнорирует), а с подрастающим поколением садиться за стол переговоров, предварительно проанализировав собственное поведение.
Читайте так же:  Как пользоваться маслом для волос

Зачем же наказывать вообще?

Исключительно для того, чтобы человек (неважно сколько ему лет) понимал, что он вам небезразличен, что вы — человек, который держит своё слово, а, значит, которому можно доверять и на которого можно положиться. Именно для того, чтобы он не пытался «достучаться» до вас всеми возможными способами (и порицаемыми обществом в том числе).

Есть ещё несколько моментов, позволяющих сохранить уважительные отношения с тем, кого вы наказываете:

1. Объясняйте за что именно вы наказываете человека, какое (озвученное ранее!) правило он нарушил. Варианты «все об этом знают» и «это общепринятое правило» не проходят — мы все разные и представления о том, что «нормально» и «хорошо» у каждого из нас собственные. Если чёткие условия озвучены не были, наказывайте сами себя (если уж так хочется кого-то наказать), т.к не озвучили их именно вы.

2. Никогда не обобщайте и не переходите на личность в ходе «разбора полётов». «Ты всегда делаешь мне назло» или «ты безрукий лентяй» будет звучать для другого как реквием по вашей способности понять и оценить его по достоинству, а, значит, станет ещё одним гвоздиком в крышку гроба ваших уважительных и доверительных отношений.

3. Наказывайте соизмеримо причинённому материальному ущербу, а не громкости воплей вашего ущемлённого эго. Есть причина и есть следствие, которое из неё вытекает. Если ребёнок (старше 3 лет!) изрисовал обои гуашью вопреки запрету, то нормально объяснить ему, что он не будет не получать сладостей и новых игрушек на сумму замены обоев, но не стоит ставить его в угол для размышлений о своём поведении. Коллеге, регулярно сносящему с вашего стола канцелярку, абсолютно нормально отказать в ножницах, аргументировав его привычкой не возвращать одолжённое, но это не повод давать этому коллеге нелестные характеристики в присутствии начальства.

4. Объясняйте, что наказываете за конкретный проступок, и только потому, что для вас (вашей работоспособности, вашего нормального самочувствия, хороших отношений, даже здоровья и успеха того, кого вы наказываете) важно соблюдение этого правила. Вы ведь на самом деле хотите, чтобы с человеком всё было в порядке, уважаете и цените его? Тогда так и говорите.

Увы, воспитание предполагает использование не только пряника, но и кнута. Применяйте же это оружие разумно и с любовью!

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО – ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Уголовно-исполнительная инспекция — учреждения, исполняющие в соответствии с уголовно- исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. Уголовно-исполнительные инспекции входят в структуру Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ.

Первыми учреждениями, исполняющими уголовные наказания, не связанные с лишением свободы, были созданные в соответствии с Циркуляром Народного комиссариата юстиции РСФСР от 7 мая 1919 года № 38 при губернских и областных отделах юстиции Бюро принудительных работ.

По состоянию на 2015 год уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль над условно осуждѐнными, подозреваемыми и обвиняемыми в отношении которых избрана мера пресечения домашний арест и исполняют следующие виды наказаний: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы. В 2467 уголовно-исполнительных инспекциях состоит на учете 534,4 тыс. человек, осужденных условно или к отбыванию наказаний, не связанных с изоляцией их от общества [5].

Уголовно – исполнительная инспекция является важным инструментом профилактики правонарушений и действует в рамках уголовно — исполнительного законодательства и раздела 2 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации.

Работая с осуждёнными к наказаниям, не связанными с лишениями свободы, УИИ руководствуется следующими принципами: законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием [8].

Профилактику противоправного поведения осуществляют инспекторы и психологи. Обязанности и сфера деятельности у данных сотрудников различаются, но цель передними ставится одна – максимально индивидуальная работа с осуждёнными и их жизненной ситуацией.

Инспектор ведёт учет осужденных к наказанию в виде ограничения свободы, разъясняет порядок и условия отбывания наказания, осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению с их стороны нарушений установленного порядка отбывания наказания, оказывает осужденным помощь в трудоустройстве, проводит с ними воспитательную работу, профилактические беседы, осуществляет выезды на дом к осуждѐнным, применяет установленные законом меры поощрения и взыскания, вносит в суд представления об отмене частично либо о дополнении ранее установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы [8].

Особой формой работы инспектора являются выезды на дом к осуждѐнному, беседы с его соседями, осуществление звонков на дом. Данная форма позволяет сотруднику УИИ осуществлять более полный контроль за осуждѐнным, его социальной ситуацией, разработкой и изменением индивидуальной программы ресоциализации и применение индивидуальных мер по работе с осуждѐнным. Это позволяет понять полную картину жизни осуждѐнного и улучшить показатели по профилактике правонарушений.

В своей работе инспектор руководствуется Конституцией РФ, уголовно – исполнительным законодательством РФ и международными нормативными актами.

Ещё одним сотрудником, участвующим в профилактике правонарушений, является психолог, работающий совместно с инспектором. В рамках работы с осуждѐнными Сотрудник психологической службы выполняет следующие функции:

1) Диагностическая – постановка психологического диагноза и написание психологического портрета;

2) Консультативная – оказание психологической помощи индивиду в решении личных психологических проблем;

3) Психокоррекционная – целенаправленное изменение социально – психологических установок и ценностных ориентаций индивида, обучения его специальным навыкам самоконтроля и саморегуляции;

4) Прогностическая и психопрофилактическая – прогнозирование индивидуального и группового поведения, оценка перспектив развития личности и социальной ситуации, своевременное предупреждение межличностных конфликтов.

В своей работе психолог руководствуется как уголовно – исполнительным законодательством в целом, так и «Инструкцией по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы», утверждѐнным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12.12.2005г. № 238 и являющимся основным ведомственным документом, регламентирующим деятельность психологической службы УИС России [5].

Читайте так же:  Березовый сок настоящий дар природы

В случае, если осуждённый смог себя хорошо зарекомендовать, систематически посещал инспектора и психолога УИИ, отмечался, то осуждённый вправе рассчитывать на условно – досрочное освобождение от условной судимости в соответствии с российским уголовно – исполнительным законодательством.

Таким образом, уголовно – исполнительная инспекция ФСИН России является структурным подразделением уголовно – исполнительной системы и осуществляет деятельность в области профилактики правонарушений среди лиц, осуждѐнных к наказаниям без изоляции от общества.

Список литературы

1. Дебольский М.Г. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психологической службы. // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – С.472 ;

2. Дебольский М.Г. Организационная структура психологической службы в ПОО. // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003 – С.472-473;

3. Дебольский М.Г. Психологическое обеспечение работы с осужденными // Преступление и наказание. – 2002, №10 –С. 2-9

4. Дебольский М.Г. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально- психологический аспект). – М.: Права человека, 2001. – 182 с.;

31. Профилактика преступности: понятие и содержание.

Предупреждение преступности — это система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие целью ресоциализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений.

Некоторые авторы предлагают для обозначения такой деятельности термин «предупреждение преступлений» (указывая, что не может быть предупреждено уже существующее явление) [1] , однако устоявшимся в теории и употребляющимся в большинстве работ является термин «предупреждение преступности» [2] .

В литературе и нормативных актах также часто употребляются термины «профилактика преступности», «предотвращение преступлений» и «пресечение преступлений». Некоторые авторы не считают нужным выделять какие-то смысловые оттенки данных понятий и рассматривают их как синонимы общего понятия «предупреждение преступности» [3] , однако определённые семантические отличия между ними всё же имеются [4] .

Понятие «профилактика преступности» может пониматься как в широком, так и в узком смысле. В широком понимании профилактика является синонимом предупреждения. В узком же смысле слова профилактикой считаются меры, направленные на выявление и ликвидацию причин и условий конкретных преступных деяний, а также на установление лиц, потенциально способных совершить преступление, с целью осуществления направленного предупредительного воздействия [5] . Такая деятельность является одним из этапов комплексного предупреждения преступности.

Предметом предупреждения преступности – является комплекс общественных (правовых) отношений, направленных на предупреждение (профилактику) преступности в целом и отдельных преступлений.

Деятельность по предупреждению преступности должна быть направлена на:

1.выявление, устранение либо ослабление или нейтрализацию неблагоприятных факторов формирования личности, затрудняющих процесс социализации;

2.выявление и пресечение начавшегося процесса неправильного формирования личности и ее коррекцию;

3.недопущение перехода на преступный путь лиц с явной антиобщественной направленностью;

4.предупреждение совершения преступлений лицами, уже совершившими ранее преступления.

Выделяется два вида предупреждения преступности:

1)общее предупреждение преступности – направленное на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий;

2)индивидуальное предупреждение преступности – направленное на выявление и оказание профилактического воздействия в отношении лиц, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.

32. Классификация мер профилактики преступности.

Классификация — это систематизированное распределение объектов и явлений на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия по одному или нескольким признакам.

Познавательная ценность классификаций заключается в том, что их знание позволяет глубже понять и изучить различные грани процесса предупреждения преступлений.

Меры предупреждения преступности могут классифицироваться по различным основаниям (признакам). Когда в основе классификации лежит совокупность (сочетание) признаков, образующих некий социальный тип или обособляющих одно социальное явление от других, речь идет о типологии. Типология — это более сложный вид классификации.

I.По методу предупредительного воздействия:

1)меры стимулирования (целенаправленное включение объекта в общественно полезные связи-отношения );

2)меры ограничения (воспрепятствование объекту вступать в криминогенные отношения).

Это – две взаимосвязанные стороны предупредительной деятельности.

II.По механизму воздействия:

1)меры стимулирования (поощрения — предоставление различных благ за определенные общественно полезные действия);

2)наказания (ответственности — принудительное лишение определенных благ соразмерно совершенному правонарушению, а также причинения лишений и страданий правонарушителю, с достижением целей общего и специального предупреждения);

3)восстановления (компенсации — заглаживание вреда, возмещение ущерба, восстановление социальной справедливости);

4)безопасности (меры защиты- т.е. принудительного ограничения поведения физических и деятельности юридических лиц, применяемые при наличии указанных в законе оснований и имеющие цель предотвращения вредоносного воздействия источника опасности).

Они отличаются друг от друга по методу, непосредственным целям, основаниям, содержанию, субъектам и срокам применения.

В уголовном праве Германии «восстановление» наряду с наказанием и мерами безопасности рассматривается в качестве так называемой “третьей колеи” уголовно-правового регулирования.

В реальной жизни более распространены “сплавы” мер предупреждения, в которых они сочетаются в разных пропорциях. Соединение может быть параллельным (например кара + меры безопасности + возмещение ущерба при основном наказании в виде лишения свободы), последовательным (уголовное наказание за умышленное преступление + запрет на службу в милиции).

III.По объему меры профилактики делятся на общие, особенные и индивидуальные:

•общие профилактические меры направлены на устранение причин и условий преступности в целом (страна, регион, город, административный участок и т.д.);

•особенные меры предупреждения адресованы тем или иным группам преступлений (например, совершаемые н/л, рецидивистами, насильственные, корыстные);

•индивидуальные меры профилактики направлены на устранение либо блокирование причин и условий конкретного преступления.

IV.По уровню профилактического воздействия меры предупреждения реализуются на:

Пример, решение проблем занятости населения – это общий уровень социальной профилактики; система трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, – это специализированный уровень социальной профилактики; трудоустройство освобожденного Петрова – индивидуальная социальная профилактика.

Пример, существование в России разрешительной системы на огнестрельное оружие для всех граждан — это общий уровень мер безопасности, особый режим выдачи лицензий для лиц, ранее судимых — это специальный уровень мер безопасности, а выдача лицензии конкретному гражданину Иванову – индивидуальный уровень мер безопасности.

Читайте так же:  Дегтярное мыло в домашней косметологии

Аналогичным образом обстоит дело с мерами восстановления и наказания.

V.По масштабу меры предупреждения делятся на применяемые:

1)на территории Российской Федерации;

3)города, района, микрорайона, предприятия, административного участка.

VI.В зависимости от степени дозволенности:

1)дозволительные меры предупреждения («разрешено все, что не запрещено » — меры социальной профилактики);

2)разрешительные (лицензирование, разрешительный порядок, предъявляются специальные требования к субъекту — соответствующая квалификация, специальная подготовка, сертификация);

3)запретительные (нельзя, например, охранять свой сад при помощи провода, к которому подключен электроток высокого напряжения).

VII.По отрасли законодательства, в рамках которой регламентируются меры предупреждения, их можно подразделить:

на конституционно-, административно-, гражданско-, уголовно-правовые, а также гражданско-, административно-, уголовно-процессуальные.

1)экономические; 2)социально-политические; 3)идеологические; 4) культурно-воспитательные; 5)правовые; 6)организационно-управленческие и технические меры.

ХI.В зависимости от типа преступного поведения или особенностей объекта предупредительного воздействия, выделяются следующие меры предупреждения:

1)корыстной, 2)насильственной, 3)сексуальной, 4)экономической, 5)профессиональной, 6)организованной преступности, 7)преступности несовершеннолетних, 8)женщин и т.д.

X.В зависимости от момента применения профилактического воздействия меры можно подразделить на:

1)меры ранней профилактики (меры предкриминального контроля — пр., постановка на учет в отделах профилактики несовершеннолетних, которые еще не нарушили уголовный закон, но уже совершили ряд административных правонарушений);

2)меры предупреждения рецидива (меры посткриминального контроля — меры пенитенциарного предупреждения, когда предупредительное воздействие связано с лишением свободы, и меры постпенитенциарного предупреждения (контроля) когда предупредительные мероприятия осуществляют после освобождения из исправительного учреждения).

ХI.По профилактической направленности меры предупреждения можно подразделить на меры, направленные на устранение:

1) общественной опасности личности;

2) криминогенных ситуаций;

3) условий формирования криминогенных установок личности.

4)меры, направленные на личность потенциальной жертвы (потерпевшего) или меры виктимологической профилактики.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ХII.По субъектам применения:

а) государственными органами и их должностными лицами;

Профилактика правонарушений

Центр социально-правовой помощи и просвещения населения Медиатека

Профилактические работы по Цивильскому району

Правонарушени

е — это деяние, поведение, поступки людей, действие или бездействие, следовательно, правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем. Значимость этой черты состоит в том, что в ней скрыто общепринятое положение «за мысли не с удят». Так, нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки внутренний образ мыслей, чувства, не только положительные, но и отрицательные. Мыслительные процессы не регулируются правом.

Наиболее важной проблемой борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния или способствующие их совершению.

Правонарушения нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их количество можно и должно.

Правонарушение связано с правом, т.е. таковым признается деяние, противоречащее модели поведения, содержащейся в правовой норме, иными словами, то, что данное деяние является правонарушением, должно быть обязательно указано в праве.

Противоправность обычно связана с запрещением деяния со стороны государства при помощи юридических средств, опирающихся на возможность государственного принуждения. Всякое правонарушение должно быть общественно вредным по своему характеру для общества или личности. Только в этом случае оно признается таковым.

Вред может быть материальным и моральным, измеримым и неизмеримым, физическим и духовным, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым, наступившим и могущим наступить.

Правонарушение обязательно должно быть виновным деянием, т.е. результатом свободного волеизъявления правонарушителя. При юридической оценке важно иметь в виду возможность выбора различных вариантов поведения

Виды правонарушений или их классификация — это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).

Преступлениями называются виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные настоящим Кодексом под угрозой наказания. За преступления применяются уголовные наказания — наиболее строгие меры государственного принуждения, существенно ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления (лишение или ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ или лишение каких-либо специальных прав, крупные штрафы и др.).

За особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, применяется исключительная мера наказания — смертная казнь.

Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий.

Гражданско-правовые проступки отличаются от иных специфическим объектом посягательства, которым являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского, трудового, земельного и семейного права. Внешне они выражаются в ненадлежащем выполнении договорных обязательств, в причинении имущественного или морального вреда.

Административно-правовые проступки представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан; на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность так же это проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, нарушения ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушения общественного порядка и др. За совершение административных правонарушений могут применяться предупреждение, штраф, лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы (до двух месяцев), административный арест (до 15 суток) и др.

Дисциплинарные проступки выражающиеся в виде прогулов, опозданий, пропусков учебных занятий, невыполнения распоряжений администрации, нарушений требований уставов, трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины, дезорганизуют в целом работу трудовых коллективов, отрицательно влияют на трудовую, учебную, служебную, воинскую дисциплину. За совершение дисциплинарных проступков могут применяться такие взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или перевод на низшую должность на определенный срок, увольнение.

Профилактика правонарушений

— совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений.

Целью профилактики правонарушений является

защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.

Основными задачами

профилактики правонарушений являются:

· формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц;

· снижение размеров ущерба и потерь от правонарушений;

· устранение причин и условий совершения правонарушений;

· недопущение совершения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.

Государственная система профилактики правонарушений основывается на следующих принципах:

Читайте так же:  Как приготовить кофейный скраб для ухода за кожей лица

· ведущая роль государства в профилактике правонарушений;

· участие в профилактике правонарушений всех государственных, общественных институтов и граждан в пределах их прав и обязанностей;

· комплексность и системность;

· приоритет превентивных мер профилактики правонарушений над репрессивными;

· непрерывность и преемственность профилактики правонарушений на всех этапах её осуществления.

Требование «Незнание закона не освобождает от ответственности» реализуются с учетом положений:

· государство и общество доводит до граждан содержание законов об ответственности, касающихся их рода занятий;

· развитие личности, общества и государства несовместимы с безразличием граждан и должностных лиц к правонарушениям;

· профилактика правонарушений в отношении всех граждан должна сочетаться с предупреждением правонарушения и защитой от него отдельного лица.

Основные направления профилактики правонарушений

Профилактика правонарушений осуществляется в формах общего и индивидуального воздействия на объекты профилактики правонарушений.

Общая профилактика правонарушений:

Меры общей профилактики, используемые субъектами государственной системы профилактики правонарушений, включают в себя:

· сбор и анализ сведений о правонарушениях, совершаемых в соответствующей сфере общественных отношений;

· анализ применения законодательства Российской Федерации, в том числе оценка причин правонарушений и других связанных с ними явлений в соответствующей отрасли общественных отношений, внесение предложений по его совершенствованию;

· прогнозирование преступности и правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений;

· создание на основе анализа сведений о правонарушениях и прогнозирования развития преступности условий, препятствующих совершению правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений, в определенном поселении (на объекте);

· выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению; · учет правовых и криминологических аспектов при подготовке проектов решений;

· осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения;

· изучение и контроль в пределах полномочий знания норм об уголовной, административной, налоговой и иной ответственности применительно к деятельности субъекта государственной системы профилактики правонарушений;

· формирование общественного мнения, направленного на недопустимость совершения правонарушений в соответствующей сфере деятельности;

· обеспечение в пределах полномочий соблюдения охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также охраны собственности, в том числе с использованием технических и иных находящихся в ведении средств, на территориях и объектах субъекта государственной системы профилактики правонарушений;

· разработка и реализация муниципальных, ведомственных (отраслевых), объектовых программ профилактики правонарушений;

· привлечение к осуществлению профилактики правонарушений на соответствующей территории, объекте в соответствии с законодательством других органов, организаций, общественных объединений и граждан;

· разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений;

· направление должностным лицам представлений по устранению недостатков (надзорные органы);

· направление информации в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами требований по устранению недостатков

Меры индивидуальной профилактики правонарушений:

· профилактическая беседа (разъяснение ответственности, убеждение);

· направление информации в государственные органы о причинах и условиях противоправного поведения;

· оказание помощи профилактируемому лицу;

· осуществление наблюдения за поведением (по месту жительства, на работе);

· привлечение родственников, других лиц к воздействию;

· другие меры (представления, предостережения, постановка на учет, контроль).

Профилактика правонарушений — выявление и устранение, нейтрализация факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих поведение отдельных лиц, обуславливающих повышенную вероятность совершения в отношении них преступлений.

Новый закон о профилактике правонарушений вызывает опасения у юристов

«Если кто-то кое-где у нас порой. »

С одной стороны, закон представляет собой попытку «смотреть в корень»: предотвращать преступления, воздействуя на социальные условия, в которых находится человек. Это поддержка в трудной жизненной ситуации: помощь в поиске работы, восстановлении документов и т. д.
С другой стороны, закон предполагает контроль за гражданами, «воспитательное воздействие» на представителей групп риска, принудительный характер так называемой «ресоциализации». Очевидный недостаток закона – расплывчатость и неточность формулировок. Не вполне понятно, какие конкретно профилактические меры могут быть применены к тому или иному кругу лиц.

Закон оперирует понятиями, не имеющими определения в современном российском праве, например: «социальные и экономические условия, способствующие совершению правонарушений» или «действия, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали». Такая нечеткость в ряде случаев создает угрозу применения к гражданам различных ограничений.

Закон оговаривает три вида профилактических мер: специальные, индивидуальные и общие.

Со специальными мерами всё понятно. Их могут применять только органы прокуратуры, следствия, МВД, ФСБ и уголовно-исполнительной системы. Имеется в виду обычная работа правоохранительных органов по выявлению преступлений и правонарушений, а также работа системы уголовного правосудия по привлечению виновных к ответственности и восстановлению прав пострадавших.

Новый закон о профилактике не содержит подробного описания специальных мер, поскольку они уже описаны в уголовно-процессуальном кодексе, законе об оперативно-розыскной деятельности и других нормативных актах.

«И тебя вылечат. »

Индивидуальные меры направлены на представителей групп риска и подразделяются на два вида:

1. помощь;
2. контроль и воспитательное воздействие.

Помощь — это социальная адаптация и реабилитация. Адаптация – оказание человеку разного рода социальных услуг и помощь в трудовом и бытовом устройстве. А реабилитация включает помощь в восстановлении документов и социальных связей, психологическую помощь и консультации о получении льгот, пособий и правовой поддержки.

Граждане, на которых распространяются индивидуальные меры профилактики правонарушений:
1. безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние;
2. отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы;
3. бродяги и попрошайки;
4. несовершеннолетние, подвергнутые принудительным мерам воспитательного воздействия;
5. бездомные;
6. пациенты, прошедших курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и те, кто не способен самостоятельно обеспечить свою безопасность.

В последнем пункте формулировка весьма расплывчата, но можно предположить, что подразумеваются, к примеру, предпринявшие попытку самоубийства либо психически нездоровые люди, способные своими действиями создать опасность для себя и окружающих.
Закон оговаривает, что к пациентам, лечившимся от пагубных зависимостей, меры социальной реабилитации и адаптации применяются с их согласия. Но эта оговорка не распространяется на остальные перечисленные группы. По всей видимости, лиц без определенного места жительства, беспризорников, бродяг и прочих реабилитировать и адаптировать можно без их согласия. И это настораживает.

С помощью связана и такая профилактическая мера как «ресоциализация» людей, подвергшихся уголовному преследованию. Обычно ресоциализация — это «возвращение в общество». В законе это — «комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера». Закон пока не описывает подробности ресоциализации, поэтому не ясно, какие именно действия имеются в виду под мерами «социально-экономического, педагогического и правового характера». Примечательно, что новый закон не указывает, должна ли данная мера применяться добровольно. Её варианты могут быть разные, к примеру, создание условий для поступления в вуз или среднее учебное заведение. Принудить же можно переодически посещать ОВД для профилактической беседы.

Читайте так же:  Всё об очищающих масках плёнках!

Последняя профилактическая мера, связанная с поддержкой конкретных людей – это помощь пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

Относительно последнего пункта закон вновь не даёт чётких определений, однако можно предположить, что в группе риска пострадать от правонарушителей находятся члены их семей или люди, состоящие на учёте в связи с пагубными зависимостями. Конкретные признаки лиц, рискующих стать жертвой правонарушений, в законе не перечисляются. Соответственно, их круг может быть расширен или сужен по усмотрению правоприменителей.

Помощь может включать в себя правовую, социальную, психологическую и медицинскую поддержку (хотя допустимы и другие). Важно, что помощь предоставляется только с согласия самих граждан её принять.

«Надо, Федя, надо!»

Индивидуальные меры профилактики, связанные с контролем и «воспитательным» воздействием, это ставшие уже пресловутыми «профилактические беседы» и предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо о недопустимости антиобщественного поведения. Надо иметь в виду, что неисполнение такого официального предостережения влечёт за собой наказание. Но мера этого наказания законом не определена.

Серьёзные изменения вносит закон, легитимизируя «профилактические беседы». Раньше они были незаконны, несмотря на то, что часто использовались правоохранительными органами на практике. Сделав такие беседы законными, полиция может доставить много неприятностей потенциальным участникам «бесед» (по опыту ими часто оказываются гражданские и политические активисты).

Опасение внушает и то, что закон напрямую не называет круг лиц, с которыми может быть проведена профилактическая беседа или кому может быть вынесено предостережение. Статьи закона, посвященные беседам и предостережениям, лишь указывают, что они могут применяться «к лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений».
Статья об индивидуальных мерах профилактики тоже не содержит списка тех, к кому можно их применять. В ней лишь дана ссылка на статью 24-ю, где содержится приведённый выше список граждан.

То есть, с формальной точки зрения, проводить профилактические беседы и выносить предупреждения можно не только правонарушителям, но и жертвам правонарушений.

«Огласите весь список, пожалуйста!»

Полный текст нового закона позволяет сделать вывод, что общие меры профилактики, помимо правового просвещения и информирования, это контрольно-принудительные действия: профилактический учет и надзор и вынесение представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения.
Опять же не указан круг лиц, которых можно ставить на профилактический учёт.

Не ясно, применяется ли учет только к гражданам из групп риска, которые ведут «антисоциальный» образ жизни и совершили преступления, или, помимо них, к людям, не способным обеспечить собственную безопасность, жертвами правонарушений и рискующих стать ими. И это настораживает.

Одно из направлений общей профилактической работы — «развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений». Но на деле буду выявлять не только тех граждан, которые склоны к совершению правонарушений, но и пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми, тех, кто находится в трудной жизненной ситуации (в том числе, страдающих заболеваниями, наркоманией и алкоголизмом, бездомных). Возможно, что работой именно с этими гражданами профилактический учет и ограничится, но прямого указания на это в законе нет.

Примечательно, что закон не называет признаков «склонности к правонарушениям». Теоретически это умолчание тоже может угрожать вмешательством в жизнь обычного человека.

Статья закона, посвященная профилактическому учету (ст. 21), не называет оснований для постановки на учет. Если исходить из того, что учет – профилактическая мера общего характера, а такие меры могут применяться «при возникновении социальных, экономических, правовых и иных причин и условий, способствующих совершению правонарушений» (ст. 15), то становится ясно, что на профилактический учет можно ставить практически любого человека.

За людьми, поставленными на профилактический учет, ведется наблюдение: за их поведением и за тем, нарушают ли они ограничения, установленные законодательством. Формы наблюдения в законе не описаны. О соблюдении каких ограничений идет речь, тоже не сказано. Скорее всего, это будет определено нормативными актами правоохранительных органов, которые уполномочены вести учет и надзор. Сейчас невозможно оценить степень вмешательства правоохранительных ведомств в жизнь людей при проведении профилактического надзора. И нечёткие формулировки закона, многочисленные умолчания вызывают заставляют серьёзно опасаться того, как он будет применяться на практике.

Еще одна мера общей профилактики – это представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Такое представление могут получить любые юридические лица: государственные и муниципальные органы власти, общественные и коммерческие организации. Закон не закрепляет обязанность устранить причины и условия, способствующие совершению правонарушений. Однако отчитаться о принятых мерах по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушения, строго обязательно. На наш взгляд, мерами «по устранению» и будут собственно обязательства юрлиц ликвидировать причины и условия противоправных действий.

Вести профилактический учет и наблюдение, проводить профилактические беседы, выносить официальные предостережения или представления могут только прокуратура, органы следствия, МВД, ФСБ, и уголовно-исполнительной системы. А вот федеральные и региональные органы власти, муниципалитеты и общественные организации отвечают только за социальную адаптацию, реабилитацию и ресоциализацию, помощь жертвам правонарушений и правовое просвещение.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Текст подготовлен сотрудниками проекта «Открытая полиция»

Все о профилактике наказаний
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here