Учим малышей сочинять стихи

Самая важная и интересная информация на тему: "учим малышей сочинять стихи" с профессиональной точки зрения. В статье собрана и структурирована весь полезный материал по теме.

Как правильно учить стихи с детьми

Анна Лежнева
Как правильно учить стихи с детьми

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В. Г. Белинский

Как по разному люди читают стихи! Один — монотонно, вяло. Другой — выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Можно ли научить этому ребенка? Да, можно.

При этом, читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:

— выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);

— развитие творческих способностей ребенка;

— воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т. п.).

Вот несколько советов, которые помогут развивать ребенка в данном направлении.

Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?

1. Стихотворение должно быть доступным.

1) В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.

2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

2. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является

источником и средством обогащения образной речи, развития

поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму,

мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий.

Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки,

прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.

Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?

О том, что учить стихи надо, мы уже говорили. Теперь уточним, как это лучше делать, чтобы заучивалось легко и надолго.

Сразу хочу отметить, что так заучивать стихи можно и с дошкольниками, и со школьниками. Разница лишь в том, кто читает стихи. Если Ваш малыш еще дошкольник, то, конечно, читает взрослый. Если младший школьник, то читает и взрослый, и ребенок по очереди. Нельзя позволять ученикам 1 класса читать стихотворение и заучивать его самостоятельно. Почему? Вы можете сказать, что ваш первоклассник у же хорошо читает, и Вы доверяете ему, развиваете самостоятельность. Все это очень хорошо, когда не касается заучивания стихов.

Когда ребенок учится читать, то он читает орфографически, т. е. так как написано. А произносим мы многие слова орфоэпически, по законам русского языка. Мы же не говорим «кОрОна», «скаЗка», «зуБ», хотя написано именно так. А вот дети, когда учатся читать, читают именно так.

И если Вы позволите выучить стихотворение ребенку самостоятельно, то и запомнит он его именно так, как читал. Вот и получается, что дошкольники часто рассказывают стихотворения лучше, чем ученики 1-2 классов. Потому что они запоминают правильное произношение с выражением на слух, а школьники запоминают так, как написано: орфографически и без выражения. А значит, теряется большая часть смысла стихотворения, его эмоциональная окраска.

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово. Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов. Так, шипящие звуки — передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим. Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи — нежелательное или затянувшееся действие.

Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно,

прочувствовав настроение. Поговорите с ним о содержании, убедитесь, все ли он понял. Очень трудно учить стихотворение, когда ты не понимаешь смысла некоторых слов (да и произносишь их с трудом, и тебе трудно представить, что там происходит, в этом стихотворении, о чём вообще поэт пишет. Поэтому, выбирая стихи для разучивания, нужно обращать внимание не только на объём стихотворения, но и на сложность текста — много ли в нем слов, совсем незнакомых ребёнку, насколько ему будут понятны авторские обороты речи. Стихотворение должно понравиться. Как вы понимаете, для того, чтобы что-то выучить, надо это повторять много раз. Но также большое значение имеет эмоциональный аспект — нравится ребёнку стихотворение или нет, хочется ли ему его выучить. Если у вас нет выбора — учить стихотворение или не учить, постарайтесь вызвать у ребёнка положительный отклик на стихотворные строчки. Постарайтесь найти в стихотворении и донести до ребёнка, чем лично оно вам нравится. Например:

какое стихотворение весёлое, озорное, оно поднимает настроение;

какое стихотворение доброе, с какой теплотой автор относится к героям;

как красиво автор описал природу! Мы прямо так и представляем себе зимний лес, деревья в снегу, свежий запах мороза;

какие необычные слова и образы подобрал поэт, чтобы помочь нам лучше понять те чувства, которыми он хотел поделиться;

если вы знаете что-то об истории создания стихотворения, о его авторе, это тоже поможет вызвать у ребенка его выучить. Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т. п. Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут. Лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время.

Читайте так же:  Повредила родинку – что делать

Выучили и забыли?

Постарайтесь сохранить интерес ребенка к стихотворению. Попробуйте его рассказать по ролям или обыграть с игрушкой.

Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения, используйте в домашних концертах, вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому.

Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

«Давайте вместе учить детей лепить». Выступление на родительском собрании в 1 младшей группе «Давайте вместе учить детей лепить» Для выступления на родительском собрании в 1 младшей группе. В нашей группе дети хорошо справляются.

«Нас учили учить детей». Планирование музыкальных занятий на июнь в средней группе Занятие 1 ПРИВЕТСТВИЕ: В гостях у детей зайчик. Поздороваться с зайчиком высоким и низким голосом. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: Упражнение.

Как правильно носить Георгиевскую ленточку В своей предыдущей записи «Спасибо бабушке и деду за их далекую победу!» среди материалов была и листовка, которую мы распространяли среди.

Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ? Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из.

Консультация для родителей «Как учить письму в 3–4 года» Вы помните, как Ваш малыш впервые взял в руки карандаш и попытался нарисовать свои первые каракули? От первых самостоятельных попыток черкания.

Консультация для родителей «Учить ребенка говорить» Консультация для родителей «Учить говорить ребенка» Порой умственно и психически нормальные дети испытывают трудности в овладении речью.

Консультация «Правильно ли мы говорим с родителями» Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в этой системе нет места семье. Ребёнок.

Консультация для родителей «Надо ли учить рисовать двухлетнего ребёнка?» Интерес к рисованию появляется у детей рано. Наблюдая, как родители, старшие братья, сёстры действуют с ручкой, карандашами малыши тоже.

Педагогическое эссе «Учить и учиться» «Ребёнок может научить взрослого трём вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своём». Пауло Коэльо.

Речевой фестиваль «Говорим правильно» Речевой фестиваль «Говорим правильно» Цель: Проверить усвоенные детьми знания, сформированные на логопедических занятиях. Задачи: Совершенствование.

Совет 1: Как научить ребенка запоминать стихи

  • Как научить ребенка запоминать стихи
  • Как легко запомнить падежи русского языка
  • Как быстро выучить рассказ
  • лист бумаги, карандаш, терпение, фантазия, творческий подход и позитивный настрой
  • Как научить ребенка быстро запоминать стихи

Совет 2 : Как правильно учить стихи с ребенком

Содержание статьи

Для чего учить стихи

Запоминание стихотворений развивает память ребенка, обогащает его словарный запас, прививает культуру речи. С самого рождения для ребенка рекомендуется повторять ритмичные потешки, скороговорки и стишки. Память в этом случае у него будет развиваться без всяких усилий. Подбирать стихи надо соответственно возрасту. Дошкольникам подойдет поэзия Чуковского, Барто и Михалкова. При разговоре с малышом желательно с раннего детства чаще употреблять придуманные на ходу рифмы. Например: «для Сашки — кашка» и т.д. Тогда стихи для него станут привычными.

Как учить детские стихи дошкольнику

Для начала взрослому самому надо хорошенько ознакомиться с содержанием стихотворения. Затем нужно с выражением прочитать стихи ребенку и узнать, понял ли он смысл литературного произведения. При этом надо соблюсти ритм, интонации и необходимые паузы. Очень важно, чтобы ребенку было понятно содержание каждого слова. Чтобы это выяснить, лучше задать дитю наводящие вопросы. Если малютка не понял значение какого-то слова, то ему надо его объяснить.

Затем можно попросить кроху повторять за взрослым поочередно каждую строчку. Одну строчку рекомендуется воспроизводить 2-3 раза. Затем переходить к другой. Родителю необходимо следить за ударениями в словах, четко и медленно воспроизводя каждый звук. Заучивание рифм желательно превратить в веселую игру. Например, посадить малыша на колени и ритмично качать. Или взять за ручки и плавно с ним кружиться по комнате, повторяя стихи.

Также можно превратить разучивание детского стишка в театральное действие. Взять куклу и разыграть выступление на сцене перед другими игрушками, повторяя строчку, затем другую. Или совместить стишки с подвижной игрой. Кидать дитю мячик и при этом повторять строчку. А он, словив мяч, должен повторить ее. Главное, чтобы ребенку был интересен сам процесс заучивания стиха.

Также не стоит разучивать за день более двух строчек, чтобы не перегружать память крохи. Запомнить стих за неделю — это нормально. Гораздо позднее к старшему дошкольному возрасту малыш будет способен выучить стихотворение и за один день. Впоследствии рекомендуется просить детей рассказывать стихи гостям и знакомым, чтобы не забыть их. И конечно надо чаще хвалить свое чадо. Но ни в коем случае не нужно его ругать, если сразу запомнить строчки не получается.

Страничка логопеда

Ксензик Анна Александровна — Учим малышей сочинять рифмы

Учим малышей сочинять рифмы

В каждом возрасте с нашими ребятишками происходят необыкновенные изменения: с рождения учится произносить звуки, потом гулить, лепечет, вот уже и говорит, «пробует» слова и выражения на «вкус», а вот уже и сам начинает придумывать слова, смешные фразы, а вот уже «посыпались» стихи и даже сказки.

Как развить в ребёнке творческие способности? Желание и интерес сочинять стихи, придумывать сказки, небылицы? Конечно мы не откроем Америку ,когда скажем, что маленьким детям нужно как можно больше читать стихов. Знакомые и незнакомые слова, сложенные в звонкую, яркую рифму приносят ребенку огромное удовольствие. Сочинять рифмы, когда приходит время, старается каждый ребенок, потому что это для него такая же интересная игра, как и сотни других.

Сначала придуманная абракадабра повторяется подряд часами, а порой и днями. Позже она выливается в своеобразные легкие рифмованные строчки или четверостишия. Дети используют стишки, считалочки везде, где только это возможно, потому что они как нельзя более точно и остро выражают мысль, которую порой трудно сформулировать самостоятельно. Рифмованные словосочетания услаждают слух ребенка и вызывают в его воображении яркие, красочные образы. Учат быстро, и смело мыслить, находить верные образные выражения и расширяют кругозор малыша.

Именно поэтому, чем раньше вы начнете учить ребенка мыслить рифмами, тем более ярко и красиво он будет выражать свое мнение, не ограничиваясь в окрашивании речи «острыми запретными взрослыми словечками». Сумеет более точно формулировать фразы. При частом чтении стихов особенно хорошо тренируется память, вы и сами не заметите, как он больше половины знакомых четверостиший будет знать наизусть. Не менее важно петь с малышом песенки.

Конечно, «взрослые» песенки, клубная музыка для этих целей не подходит. А вот детский репертуар можно и нужно выучить. Учить малыша рифме не сложно. Сочиняйте вместе с ним простые стихи про его любимые игрушки. Хороших друзей. Бабушку или дедушку. Смысл стишка должен отражать то, что окружает малыша и для него очень хорошо знакомо. Тогда ребенок с радостью будет сочинять свои собственные четверостишия.

Читайте так же:  Пигментный невус кожи

Вот несколько примеров сочиненных мамой с 3х летним малышом:

Я решил создать картину,

Мама дай ка мне гуашь!

Нарисую вам Марину,

и портрет семейный наш!

Очень я люблю качаться,

мне так нравится играть!

Мама пусть меня качает,

ночью буду крепче спать!

В таких четверостишиях отражается то, что окружает малыша дома. В то же время встречается такое серьезное взрослое словосочетание «портрет семейный наш», которое подошло по рифме, и одновременно расширило кругозор ребенка. Не судите строго свои сочинения, даже если они далеки от идеала. В любом случае, созданные его мамой они для ребенка станут самыми любимыми.

Учим детей любить стихи Когда взрослый читает или рассказывает малышу стихи и потешки, он тем самым не только способствует развитию внимания, мышления, памяти ребенка, но и прививает любовь к родному языку, развивает в нем умение чувствовать прекрасное. Но, к сожалению, не каждый ребенок любит книги. Родители и педагоги в данном случае могут навредить, усаживая и заставляя ребенка читать или учить стихотворение.

Проза многими детьми воспринимается легче, так как там прослеживается четкая сюжетная линия, всё бывает понятно. А вот поэзию, где множество образов, сравнений, большинство детей не любит, потому что понять стихотворение часто можно только после пояснения взрослых. Чтобы научить ребенка любить стихи, попробуйте увлечь ребенка различными занимательными играми.

Чем раньше вы начнете прививать любовь к поэзии, тем проще вам и вашему малышу будет потом. Читайте стихотворения крохе с первых дней его жизни, чтобы постепенно он запоминал ритмичную мамину речь. Когда малыш подрастет, вы заметите, как он, держа в руках книгу, будет подражать вашему чтению. Как только кроха начнет говорить лучше, выучите с ним простые четверостишия, которые есть в раскрасках или азбуках для самых маленьких. Рассказывайте ему стихотворение, затем сделайте паузу, чтобы ребенок продолжил.

Эту игру можно проводить в любое время и в любом месте: дома, когда готовите обед, на улице, в поликлинике. Обязательно похвалите ребенка, если он правильно воспроизведет строчку, если забудет или что-то перепутает, поддержите ребёнка. Также можете рассказывать незнакомые стихотворения и просить ребенка самому придумать недостающее слово.Такая игра помогает развивать чувство рифмы, и, возможно, он начнет сам их сочинять. Организуйте вместе с малышом выступление на какой-нибудь семейный праздник.

Многие дети любят показывать свои таланты, то, чему они научились. Но не просто выучите стихотворение, а научите ребенка тому, как правильно его рассказывать, поработайте над выразительностью речи. Используйте декорации, костюмы – это вызовет еще больший интерес малыша к подготовке праздника. И в следующий раз он сам предложит вам подготовить мини-концерт. Один из лучших способов понять стихотворение – нарисовать его.

Предложите малышу изобразить то, что он представляет, когда ему читают данное стихотворение. Можете сделать не одну, а серию картинок. После этого, попросите ребенка рассказать содержание стихотворения по иллюстрациям. Это поможет осмысленно запомнить стих. Если ребенок отказывается учить стихотворение, возможно, оно ему просто не нравится.

Подберите вместе с малышом более понятное и близкое ему произведение. Оно не должно содержать трудные, непонятные слова, стихотворение должно быть детским — веселым, смешным.

Сделайте занятия интересными, тогда ваш ребенок будет с удовольствием читать, сочинять поэтические произведения, его память будет развиваться, постоянно будет пополняться словарный запас, а кругозор — расширяться.

Обучаем детей сочинять стихи
методическая разработка по развитию речи

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Вложение Размер
Сочиняем стихи 23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Хорошая речь – важнейшее условие
всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче
ему высказывать свои мысли, тем активнее
осуществляется его психическое и речевое развитие.
В.А. Сухомлинский

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Эту работу можно проводить одновременно в двух направлениях: заучивание и сочинение.

Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Например произведения А. Барто, С. Маршака и других детских поэтов.

Чтобы детям легче было заучить стих, я использую методы «мнемотехника» и «заучивание стихов руками» это помогает развивать речь детей, память, творческие способности и воображение.

В группе необходимо создавать «атмосферу поэзии», это когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, в образовательном процессе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, а систематически в течение года, развивая потребность слушать и запоминать.

Обучение детей сочинять стихи.

Важную роль в развитии речи играет и сочинение стихов детьми. Способность к сочинительству тоже игра и вместе с тем – награда за труд. В обучении сочинительству можно выделить следующие этапы работы:

  • знакомство детей с алгоритмом создания небольшого стихотворного текста;
  • коллективное составление текста по алгоритму;
  • создание стихотворных текстов по подгруппам и малыми группами;
  • индивидуальное составление детьми стихотворных текстов.

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов лучше начинать с трехлетнего возраста. Исследователями установлено, что дети с 3 – 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении. Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это словесная игрушка ребёнка, и в то же время детская поэзия.

Рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания ребенка.

Задачи в обучении рифмованию:

Вторая младшая группа

1) Учить детей находить рифмующиеся между собой слова, например: птичка – синичка, пень – день; ночь – дочь; кот – рот; палка – галка; печка – свечка; мышка – крышка и т.д.

2) Побуждать детей к созданию рифмованных строчек по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. (Слон стоит, а конь бежит)

1) Учить детей рифмовке через дидактические игры: Игра «Добавлялки» (Ра-ра-ра – начинается…(игра), Лу-лу-лу – сидит кот в… (углу), Ша-ша-ша – мама моет… (малыша), Жу-жу-жу – молока дадим… (ежу), Са-са-са – в лесу бегает… (лиса), Су-су-су – было холодно в… (лесу)), «Склад-несклад», «Отгадывание загадок» .

Самолетик легкий, быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза.

Это чудо — (стрекоза),

«Чистоговорки», «Чужое слово», и другие игры.

Читайте так же:  Эпидермальный фактор роста в косметикеплюсы, минусы и мифы

2) Продолжать учить детей находить рифмующиеся между собой слова и создавать две – три рифмованных строчки.

Старшая группа (усложняются задания)

1) Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные (лень – пень), глаголы (бежал – лежал), прилагательные (красивый – милый), наречия (легко – глубоко).

2) Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи, обозначенные в тексте. (о ком или о чем будет стихотворение, каким этот объект будет, что он будет делать, вывод)

1)Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова и создавать четыре рифмованных строчки по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения.

2) Формировать умение составлять рифмовки.

Сочинение стихов по ключевым словам:

1. Когда укладываем детей спать

Мы ложимся все в кровать ,

Детям нужно отдыхать ,

Мы немножко отдохнем

И опять играть пойдем.

2. Печем печенье к чаепитию

Мы друзей позовем

И станцуем и споем.

3. Стихи про наши цветы

За окном трещит мороз,

Люди прячут в шарфик нос.

А в группе нашей тепло и уют,

Орхидеи тут цветут.

4. При посадке цветов

Вот он маленький росточек,

Ты полей его дружочек,

Ты воды не жалей,

будет он расти быстрей.

5. Это было в апреле

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Мы жили в отеле,

Мы ловили форель.

«У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал радостным и светлым».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В работе раскрываются условия необходимые для формирования у детей словесного творчества. Также описываютя приёмы и дидактические игры, которые помогают детям сочинять собственные стихи, и.

Этот доклад я готовила для районного семинара.

Развивать интерес к поэтическому литературному жанру; раз­вивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упраж­нять в придумывании небольших стихов; воспитывать береж­ное отношение к книгам.

Осенний лучик надежды Вот и осень наступила Улетели журавли Не поют нам больше птицы О нашей любви Под ногами шуршат листья Тихо шепчутся в тиши Говорят нам не спешите Помечтай и подожди Пос.

Занятие по речевому развитию с использованием методов ТРИЗ-технологии.

Стихи – это результат творческой деятельности, художественная речь, организованная определенным образом, особая эмоционально окрашенная форма выражения мысли. Стихотворение часто понимают как последов.

В дошкольном возрасте возникают и начинают развиваться творческие способности.Поэтому развивать их надо как можно раньше.Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, на основе малых фольклорных форм.

Учим ребенка сочинять стихи

Гении рождаются очень редко, а вот рассмотреть талант своего ребенка и развить его, может, при желании, любой родитель. Например, играя, с малых лет, в шарады и рифмы, можно не только весело провести время со своими детьми, но и существенно развить их речь, образное мышление и нестандартное творческое воображение. Подбирая и рифмуя самые неожиданные слова, ребенок научиться умело наблюдать за окружающим миром, он будет замечать не только самые яркие и жизнерадостные моменты, но и будет обращать внимание на любые мелочи, происходящие вокруг него.

Зачем учить малыша подбирать рифму к словам

Подбор рифмы к словам -это наиболее простой и доступный способ развития вашего малыша, способствующий максимальному увеличению его словарного запаса. Может быть, маленький поэт не станет великим и признанным гением, но он научится получать удовольствие от творческого процесса, самого создания стихотворения, пусть даже самого примитивного и простого. Необходимо только, всячески поощрять это желание и поддерживать его на протяжении всего детского периода.

Увеличиваем словарный запас ребенка

Такая творческая способность поможет, уже повзрослевшему ребенку, осмысливать школьную программу по литературе, писать более живописные и глубокомысленные сочинения, четко и осознанно выражать свои мысли и уметь правильно пересказывать изучаемый текст. Большой словарный запас малыша максимально расширит не только его кругозор, но и круг общения, а в более осознанной жизни, это поможет правильно выбирать друзей по интересам. Зная, что маленькие дети не все любят читать, а предпочитают сочинять, можно, таким образом, путем рифмования, привить любовь малыша к чтению книг.

Зачем читать детям стихи с самого рождения

Правильно делают те родители, которые начинают читать детские стихотворения своему ребенку с первых дней жизни. Даже не понимая ни смысла сказанного, ни значения слов, малыш улавливает интонацию, тональность и тембр голоса, у него начинает развиваться чувство прекрасного и мелодичного. Читая стихотворение по несколько раз, нужно останавливаться и делать паузы, чтобы ребенок сам произнес недостающее слово или нашел правильную рифму. Все, что вы заложите в вашего малыша в самом раннем детстве, несомненно, останется с ним на всю жизнь.

Консультация для родителей «Учите ребенка сочинять стихи»
консультация на тему

Хочу рассказать о том, как можно развивать стихотворное творчество у детей дошкольного возраста. Цель при этом – не получение шедевров от ребёнка, а его развитие.

Вложение Размер
Консультация для родителей «Учите ребенка сочинять стихи» 15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты — Мансийского автономного округа – Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина»

Консультация для родителей

«Учите ребенка сочинять стихи»

отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Все маленькие дети по-своему талантливы. У каждого есть свои способности, порой не заметные. А то, каким вырастет ребёнок, в первую очередь зависит от взрослого. Творческие способности нужно развивать с раннего детства, ведь творчество — основа будущей успешной жизни.
Хочу рассказать о том, как можно развивать стихотворное творчество у детей дошкольного возраста. Цель при этом – не получение шедевров от ребёнка, а его развитие.
Я заметила, что дети очень любят различные рифмованные выражения: считалки, дразнилки, заклички, мирилки и другие. Любая игра, в которой нужно произносить стишки, намного интересней обычной. Ведь даже незнакомые слова, сложенные в рифму, запоминаются быстрее. А за счёт пополнения словарного запаса происходит и развитие речи малыша. Рифмованные сочетания слов вызывают в воображении ребёнка яркие красочные образы, учат смело и быстро мыслить, находить верные образные выражения и расширяют кругозор малыша. Именно поэтому, чем раньше научить его мыслить рифмами, тем ярче и яснее он будет выражать своё мнение.

Уже в три года дети могут досказывать строчку из стихотворения. Для того, чтобы познакомить ребенка с рифмой, можно использовать загадки, ответ которых рифмован.

В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…(шишка) .
Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…(шарик).
Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).
Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -…(сом).
В сказке очень чудный гном,
Зимой ребята лепят -…(ком).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной работе представлена консультация для родителей детей, имеющих нарушения речи, на тему «Учим детей рассказывать». «Учим детей рассказывать».

Читайте так же:  Горчица для волос, маска в домашних условиях

Материалы консультационных занятий для родителей при обращении в консультационный пункт.

Статья знакомит родителей с понятием «готовность к обучению в школе» и ее составляющими — физиологической, психологической и мотивационной готовностью.

Консультация для родителей «Леворукий ребенок».

В этой статье дается консультация дя родителейпо работе с одареннымм детьми.

Материал для родителей учащихся первого класса с практическими советами и рекомендациями по организации первых шагов в обучении.

Как научить ребенка сочинять стихи: 7 развивалок

Четвертый лишний

Вы называете четыре слова, а ребенок должен выбрать из них то, которое не рифмуется с тремя остальными. Например, в цепочке “мимоза, берёза, коза, заноза”, лишнее слово, понятно, “коза”.

Рифмованное лото

Для детей, умеющих читать, можно сделать лото. Возьмите пачку плотных бумажных листов “для записей” и крупно напишите на каждом по одному слову. Подберите их так, чтобы каждые 3-4 слова рифмовались. Начинаем играть. Карточки перемешиваем и раздаем игрокам по 10 штук. Начинающий игру кладет на стол любую из своих карточек и громко читает слово. Каждый игрок выбирает из своих карточек те, где есть слова, рифмующиеся с названным. Затем следующий по кругу игрок кладет на стол свою карточку и читает слово, а остальные выкладывают карточки со словами-рифмами, если они у них есть. Выигрывает тот, кто первым остался без карточек.

Поймай рифму

Вы бросаете малышу мячик и называете слово, а он должен вернуть вам мячик и ответить рифмой: часы-усы, белка-тарелка и т.д. Можно перебрасываться мячиком и рифмовать одно слово, составляя цепочку: кошка-мошка-ложка-брошка-окрошка и т.д. И не беда, что получится не сразу. Немножко тренировки, и появятся замечательные и необычные рифмы. Кстати сказать, в подобные игры гораздо веселее играть с компанией малышей, например, на детском дне рождения или во время прогулки. А мы часто играем всей семьей в машине, выбирая слово и придумывая к нему рифмы по очереди до тех пор, пока чья-нибудь фантазия не исчерпается. В таком семейном соревновании уместно называть и не очень употребляемые слова, вроде коромысла или ухвата, а заодно и объяснить ребенку их значение. Вот только у папы не очень-то выходит рифмоплетство, и он все чаще выбирает замечательные рифмы вроде “брат-двоюродный брат”.

Сочиняем стихи вместе с детьми

Часто ли вы читаете своим детям стихотворения? А сами?

Помните ли вы, где у вас на полке стоят томики стихов А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, Р. Рождественского? Если они есть — уже прекрасно, если нет — возьмите у друзей или в библиотеке. Конечно, вы очень заняты, у вас много дел, и вы хотите почитать лёгкий роман или детектив и просто расслабиться, посмотреть телевизор или поиграть в интересную компьютерную игру. А может, вы больше любите прозу и совсем не любите поэзию? Бывает и такое. Но только не забудьте вспомнить об этом, когда ваш малыш подрастёт и уже в школе не захочет читать поэмы, с трудом будет заучивать из них отрывки, необходимые по программе, и каждый раз говорить: «Зачем мне это нужно? Какой в этом толк? Зачем вообще написали столько стихов?»

Да, мы совсем забыли, что есть ещё детский сад, где на каждый утренник ваш ребёнок будет учить стихотворение, которое обычно выбирает не он сам, а воспитатель. Сколько времени вы потратите на то, чтобы он его запомнил, и всегда ли обратите внимание, как он его рассказывает: выразительно, умело пользуясь различными интонациями, варьируя силу голоса, или вяло, монотонно, неохотно. Не забудьте, что воспитатель тоже может любить или не любить поэзию, читать детям стихотворения постоянно или только время от времени.

Сейчас вам кажется это неважным, но потом время будет упущено, и ваш вчерашний малыш будет с увлечением смотреть телевизионные программы, целыми днями играть в компьютерные игры, читать второсортные детективы и ни под каким предлогом не пойдёт в театр или кино. Может быть, стоит задуматься и хотя бы на 20 минут отложить в сторону детектив и почитать своему ребёнку стихи. И это будет совсем не трудно.

Посмотрите, какие книги вы читаете ему сейчас. Как правило, это потешки, прибаутки, небольшие весёлые стихи про игрушки и животных, детей, про дождик и про солнышко. Сейчас их так много в магазинах, они яркие и красивые, большие и маленькие, со страничками из тонкой бумаги и плотного картона.

Давайте разберёмся, какую книгу выбрать, какие стихи прочитать ребёнку, поймёт ли он их, будут ли они ему интересны?

Начнём по порядку. Конечно, если вы только начинаете читать своему ребёнку, то книга для него — та же игрушка, а потому выглядеть она должна ярко и красиво, странички у неё должны быть плотные, чтобы он сам мог легко их переворачивать, рассматривая большие и красивые рисунки.

Кто не знает стихов Корнея Ивановича Чуковского? Думаю, все мы выросли на его прекрасных произведениях. Кроме этого, он долго изучал поэзию для детей, творчество самих детей и предложил «заповеди» для поэтов, которые пишут детские стихи. Давайте с ними познакомимся:

Консультация для воспитателей «Учим детей сочинять стихи»

Мария Ильиных
Консультация для воспитателей «Учим детей сочинять стихи»

Ильиных М. Ю МАДОУ №171 «Центр развития ребёнка-детский сад» г. Кемерово

Учим детей сочинять стихи.

Каждый ребёнок по — своему талантлив и неповторим. У каждого есть свои способности, порой не видимые нами взрослыми. А то, каким вырастет ребёнок, в первую очередь зависит от взрослого и окружающей познавательной эстетической среды. Чтобы развитие маленького ребёнка проходило гармонично необходимо развивать его творческие способности, чтобы у ребёнка сложилось особое восприятие мира. Творчество — основа будущей успешной жизни. И тут на помощь приходят стихи. В них всё исполнено глубокого смысла, образности.

Любая игра, в которой нужно произносить стихи, намного интересней обычной. Ведь даже незнакомые слова, сложенные в рифму, запоминаются быстрее. Ритм стихотворений способствует активизации различных аналитических систем, становлению умственных способностей. Рифмованные сочетания слов вызывают в воображении ребёнка яркие красочные образы, учат смело и быстро мыслить, находить верные образные выражения и расширяют кругозор малыша. Именно поэтому, чем раньше научить его мыслить рифмами, тем ярче и яснее он будет выражать своё мнение. Взрослый должен помочь малышу, поддержать его стремление. Одни дети сами могут сочинить,если им подобрать рифму. Другие — сами выберут тему для него, но будут затрудняться с подбором рифмы. Третьи — без проблем выберут тему и сами раскроют её при помощи рифмованных строчек.

А также взрослому важно использовать похвалу, как метод для развития самооценки ребёнка за его маленькое достижение.

Необходимо соблюдение некоторых условий:

Создание ситуации «новизны», «неожиданности», «сюрпризности», внесение новых атрибутов.

Читайте так же:  Какие рецепты ванн хранят древнегреческие боги

Побуждение повторно пережить эмоциональное состояние, связанное с художественным произведением.

Создание условий, которые побуждают к смене эмоционального состояния (радость, гнев, легкая грусть.)

Обращение к личному опыту, привлечение внимания к определённому отрывку произведения, общение по поводу пережитых чувств, воссоздание образа. Улавливая искреннее отношение, настроение педагога, дети, подражая, проникаются теми же чувствами.

Осмысление детьми, подведение к основной идее. Поддержание высокой эмоциональности, мотивации, активности детей.

Главная моя задача — создать атмосферу радости, праздника, желания «играть «со словом. Со временем дети становятся способными проявлять самостоятельность и активность.

Формируются навыки словоупотребления, усиливается языковое чутьё, внимание и живой интерес к художественному слову

Уже в три года дети могут досказывать строчку из стихотворения. Для того, чтобы познакомить ребенка с рифмой, можно использовать загадки, ответ которых рифмован.

А ещё можно использовать игру «Найди лишнее». Предложите ребёнку из четырёх слов, например, дом, сом, нож, гром найти лишнее. А когда ребенок ответит, спросите его, почему слово «нож» лишнее, чем оно отличается от других. Придумывать рифмы для детей — это такая же интересная игра, как и многие другие.

Играя с детьми, я заметила, что многие дети хотят сами сочинить хотя бы четверостишье. Но возможности у всех разные. Взрослый должен помочь малышу, поддержать его стремление. Одни дети сами могут сочинить стишок, если им подобрать рифму. Другие — сами выберут тему для него, но будут затрудняться с подбором рифмы. Третьи — без проблем выберут тему и сами раскроют её при помощи рифмованных строчек. Необходимо поддержать ребёнка похвалой на начальном этапе, для поднятия его самооценки, уверенности в соих силах.

А также взрослому важно похвалить ребёнка за стишок, даже если он получился не совсем складный. Но ни в коем случае не стоит говорить малышу, что стих плохой. Это может обидеть его, понизить самооценку. В таком случае у ребёнка пропадёт желание развивать своё творчество.

Темой для стихотворения может быть всё, что окружает малыша и привлекает его внимание: друзья, семья, игрушки, животные. Придумывая четверостишье, например, про друга, ребёнок анализирует его качества, учится наблюдать, а благодаря этому развивается его мышление.

Детям дошкольного возраста свойственно быстро сочинять и так же быстро забывать собственное сочинительство, поэтому совет: отпечатайте стихи своего ребёнка, заведите альбом стихов, помогите своему малышу оставить в памяти и на всю жизнь приятные минутки своего счастливого детства.

. Взрослый должен помочь малышу, поддержать его стремление. Одни дети сами могут сочинить,если им подобрать рифму. Другие — сами выберут тему для него, но будут затрудняться с подбором рифмы. Третьи — без проблем выберут тему и сами раскроют её при помощи рифмованных строчек.

А также взрослому важно использовать похвалу, как метод для развития самооценки ребёнка за его маленькое достижение.

Этапы сочинения стихов:

1. Формирование интереса к сочинению собственных стихов.

2. Воспитание фонематического слуха, ритма, поэтического чутья.

3. Сочинение собственных стихов.

4. Создание творческой атмосферы.

5. Доброжелательное отношение взрослого.

6. Обучение детей умению сравнивать, наблюдать, фантазировать.

7. Чтение высокохудожественных произведений о природе и т. д.

8. Умение использовать метафоры.

9. Знакомство с построением стихотворений. Научить чувствовать ритм, рифму.

10. Коллективное и индивидуальное создание стихотворений, игры:

«Кто больше подберёт рифм?».

11. Умение передавать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях

к сочинению собственных стихов, показать красоту поэтического творчества, образность.

2. Вызвать радость, удивление, понимая ритм стиха.

3. Познакомить с лучшими произведениями русского народного творчества

Сборники К. А Чуковского

Произведения русского народного творчества.

Цель:.Воспитание поэтического чутья, фонематического слуха, чувства ритма.

А) Подбор на слух, по иллюстрациям, схеме похожих по звучанию слов.

Б) Углубленная работа над словом «анализ», «синтез»

В) Сочинение стихов «абракадабра» самостоятельно и вместе с воспитателем.

Г) Сочинение стихотворных строк

Д) Упражнение по составлению стихов, похожих слов в конце строки.

Е) Упражнение в подборе к готовой стихотворной модели (строке)

Умение действовать на слух.

Ж) Упражнение в подборе двух нужных слов к действию взрослого

По аналогии «что сделали?»

1) Показать наглядно, что слова похожи:

А) количеством слогов;

2)учить замечать различия слов:

А) при замене одного звука

Б) при перестановке похожих звуков в словах

1. Познакомить с составом слова.

2. Показать, как рифмуются слова по окончаниям.

3. Воспитание фонематического слуха, ритма.

Оживить работу. Вызвать желание, эмоциональный интерес к речетворчеству у малоактивных детей.

Учить детей сочетать ритм, рисунок строк со словами.

Учить детей понимать роль слов и звуков в стихах.

Ар — буз; бо — кал.

Игра «Речевая радуга»

Ту-ру-ру; конь, тронь, огонь.

Любой поэтический материал.

Самостоятельное сочинение стихов:

Б) Коллективное сочинение с помощью взрослого.

В) Индивидуальное самостоятельное сочинение стихов.

Г) Создать сборник стихотворений.

Постепенный переход к сочинению полной стихотворной строки.

Познать радость совместного творчества.

Вызвать желание, чтобы творчество было успешным.

Материал: (собственное сочинение детей)

«Я купила кошке к празднику сапожки, причесала ей усы, сшила новые трусы»

Жизнь в детском саду.

Проведя с детьми планомерную и систематическую работу, освоив с детьми весь программный материал, при реализации поставленных задач я пришла к следующим результатам:

1. У детей появился желание и устойчивый интерес к собственному стихотворчеству.

2. Появилась потребность использовать приобретённые знания и умения на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности.

3. Сформировались навыки и умения познавательной деятельности.

4. В результате освоения данного материала произошло изменение ориентации от приобретения конкретных знаний на приобретение устойчивых умений и навыков.

5. Главным итогом и практическим результатом стали: деятельная активность, устойчивый интерес к стихотворчеству, речевая активность, пополнение словарного запаса, творческость, развитие фантазии и воображения.

6. Произошло обогащение эмоционального опыта детей,

вовлечение малоактивных детей в общую деятельность,

развитие умений высказывать свои мысли и чувства.

В перспективе можно наметить планомерно и систематически проводить дальнейшую работу по приобщению детей к художественной литературе, развивать риторические умения и навыки, развивать потребности узнавать новое, обогащать активный словарь, развивать умения выражать свои переживания, формировать эмоциональное благополучие малоактивных детей.

Основные задачи дошкольного воспитания Основные задачи дошкольного воспитания1. Охрана жизни и здоровья ребёнка. 2. Создание условий для формирования основ физической культуры,.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Рисование как путешествие в сказку Ребенок познает все, что его окружает в первую очередь чувственно. Запахи, краски, звуки удивляют, завораживают и заполняют его сознание.
Учим малышей сочинять стихи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here