Сказкотерапия для взрослых

Самая важная и интересная информация на тему: "сказкотерапия для взрослых" с профессиональной точки зрения. В статье собрана и структурирована весь полезный материал по теме.

Вы давно искали такое!

Уникальная книжка, соединившая в себе два эффективных развивающих подхода: головоломку и дидактическую сказку.

Здесь я собираю небольшую коллекцию своих сказок для разного возраста и на разные темы. Если Вам понравилась сказка и актуальна ее проблематика, обратите внимание, возможно, она входит в определенный тематический цикл , ссылка на который будет дана вверху страницы. Пройдя по ссылке на тематический сборник, вы сможете ознакомиться с другими сказками на эту же тему.

Сказка о том, как мама разучилась быть организованной Сказка, направленная на повышение организованности и аккуратности, обращающая внимание ребенка на тот пример, который подает ему мама.

Волос Великого Победителя Сильное желание выигрывать — обязательная черта победителя. Поэтому и расстройства от поражений вещь естественная. Но как найти в поражениях позитив и конструктив, чтобы не так болезненно их переживать?

Старательная шляпница Сказка о перфекционизме.

Сказка о гиане Однв из самых волшебных сказок, в которой намешано очень много интересных мыслей, о мотивации, о неидеальности, о прощении и даже о концентрации внимания.

Тетушка Время Медитативная сказка о смерти близких.

Сказка о стране любимых игрушек. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка для детей, которым трудно делиться. Возраст 3-8 лет.

Сказка об отце и сыне — ювелирах Красивая история о навязчивом стремлении к идеальности и безупречности.

Сказка о Маленькой Зубной Фее Сказка для повышения уверенности в себе, для тех, кому прошлые неудачи мешают верить в себя. Возраст от 4 лет.

Сказка о Чистограде и Грязномории. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ и о том, что чистота может сохраниться в этом мире только если каждый регулярно будет прилагать к этому усилия. Смотрите видеосказку:

Персиковое дерево. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка для повышения уверенности, для любого возраста. И для взрослых тоже, прочитайте и почувствуйте на себе как работает сказкотерапия.

Градусник профессора Заболейко Сказка о том, что быть здоровым намного приятнее, чем болеть.

Сундучок сокровищ. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка для адаптации в детском саду, вселяющая уверенность, что вечером мама всегда обязательно придет забрать ребенка домой. Смотрите видеосказку:

Сказка про телеладошки В этой сказке сбылась мечта девочки о новом мире, в котором играть на планшете и смотреть мультики можно было в любое время. Понравилось ли девочке жить в таком мире — читайте сами.

Сказка о мире, не знающем щедрости. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Расскажет о том, что жадность разрушает дружбу, и обратит внимание на природную щедрость мира.

Улины ушки Сказка о девочке, которая слышала только то, что хотела слышать.

Страна Счастливых Королев Это терапевтическая сказка для мам. Если вы хотите прочувствовать на себе, как работает сказкотерапия, что чувствует слушатель и читатель, когда проблема сказки созвучна его переживаниям, прочитайте эту сказку для взрослых.

Сказка о Хризантиме Востроухом Еще одна сказка для неидеальных мам, написанная неидеальной мамой.

Сказка об идеальной принцессе В этой сказке намешано столько идей, что даже сложно выбрать основную, так каждый, наверняка, может найти в ней что-то свое. Здесь и снижение эгоцентризма, и принятие себя, и принятие другого, и умение верить в себя, несмотря на мнение окружающих.

Сказка о волшебном блокноте Может ли быть настоящая дружба скоротечной и кто он такой, ис тинный друг? Такие вопросы предложит для размышления эта сказка о доверии в дружбе.

Сказка о принцессе, которая любила елочные игрушки Сказка для повышения уверенности в себе, о том, что для того, чтобы увидеть настоящую ценность вещи, часто нужно время.

Сказка о новогоднем шаре. Сказка об интересе как о неотъемлемой составляющей счастья и радости. Стимулирует найти свой интерес в процессе обучения.

Сайнара и Кутумэй Взрослая красивая и романтичная сказка для повышения уверенности в себе, которую с удовольствием слушают и малыши. И даже если они не понимают всех сложностей сюжета, они наполняются верой в счастливый конец, мальчики представляют себя мужественными охотниками, а девочки — прекрасными и мудрыми хранительницами семейного счастья.

Как ежик за грибами собирался. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Короткая простая сказка, пример трансформации взрослой метафоры в детскую сказку.

Сказка про новую кроватку. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Которая легко и понятно объяснит деткам, почему нужно спать в своей собственной кроватке, а не вместе с мамой и папой.

Сказка о гноме и сирене Сказка для девочек, воспитываемых одинокими мамами.

Лиловая раковина Сказка для мальчиков, воспитываемых одинокими мамами.

Сказка о фруктовой фее Короткая простая сказка, пример трансформации взрослой метафоры в детскую сказку..

Маленькая Лесная Колдунья и медвежонок Красивая история для деток, которые не хотят стричь ноготки.

Город обещаний Новогодняя версия сказки, посвященная теме доверия, несущая в себе идею, что лучше давать мало обещаний, но быть хозяином своему слову, чем раздавать ничего не стоящие обещания направо и налево.

Самая сахарная сказка Это сказка для сладкоежек любого возраста.

Сказка о двух друзьях и книгах Это сказка о том, как важно говорить со своими близкими, а не хранить в душе обиды на них.

Сказка о полной банке варенья Сказка для сладкоежек и грязнуль — пример негативного парадоксального внушения мыслей о чистоте.

Хромая Зельда Это сказка о женском счастье и о том, что если поверить в себя, можно измениться до неузнаваемости.

Сказка про бабушкину куклу. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка, которая поможет делать первые шаги в самостоятельности.

Сказка о пяти лягушачьих источниках Это сказка о пользе чтения и образования, о том, что знания позволяют другими глазами смотреть на мир, наполняя жизнь интересом и счастьем.

Сказка о щенке Плюше Это сказка, направленное снижение эгоцентризма.

Как Костю поливали. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Для тех, кто боится нырять и мыть голову.

Сказка о двух братьях и потерянном доверии Эта сказка — настоящая скандинавская сага о двух королевских сыновьях, которая рассказывает что такое доверие и предательство.

Королева Чистоглядия Двадцать Вторая. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Еще один пример трансформации метафорической истории в детскую сказку.

Сказка о заклятии жадности Серьезная и глубокая сказка о принце, на которого было наложено заклятие жадности, а также о настоящей дружбе, ибо страшные чары могло разрушить только это глубокое чувство.

Сказка для единственных и неповторимых Которая поможет снизить конкуренцию в братско-сестринских отношениях, а еще эта сказка о необходимости говорить с близкими о своих эмоциях и чувствах.

Читайте так же:  Что подарить женщине на 8 марта

Сказка о четырех друзьях Это сказка о настоящей дружбе, написанная, как пример сказки по десяти словам, когда сначала составляется случайный список слов, а потом сочиняется сказка, в которую эти слова должны быть вписаны.

Как медведь обниматься учился Это сказка об объятиях, которая напоминает об очень простом способе почувствовать внимание и любовь своих близких и рассказывает, как обниматься правильно.

Голубые клубни Сказка для читателей постарше, в которой поднимается сразу много вопросов, это и доверие, и умение верить в свою мечту и силы, даже если близкие отказываются верить в тебя.

Сказка о неубранных игрушках и волшебнике Легопупсе Сказка на одну из самых первых тем приучения к порядку и аккуратности — уборку игрушек.

Сказка о двух колоннах Сказка о доверии в команде, о необходимости разделять отвественность между всеми участниками.

Упорное деревце на краю обрыва. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка о компромиссе, о том, что уступить, это не значит проиграть или сдаться.

Не сказка, а быль о чудесном растении Вы можете читать эту сказку как дидактическую, а можете найти в ней и актуальную психологическую проблематику.

Как туфли мягкие ножки искали. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка о том, что ласку и тепло в отношениях не нужно искать и ждать от окружающих, а нужно наполнять этим отношения самому.

Сказка о мальчике, который хотел дружить с клубничкой Сказка, написанная для детей аллергиков, чтобы помочь им отказаться от тех аллергенов, которые они упели полюбить. Тем не менее, сказка является очень многоуровневой и может быть полезна всем в вопросах построения отношений.

Проклятие эльфов липового парка Тоже сказка на тему аллергии, которая, при этом, может восприниматься гораздо шире — как сказка об истинной поддержке.

Сказка о сонном гномике создана для того, чтобы помочь детям научиться свободно мечтать. В эту сказку встроена целая коллекция игр, развивающих фантазию, в которые ребенок сможет включиться прямо в процессе чтения или возможно воспользоваться идеями этих развивающих игр впоследствии.

Васильки счастья Сколько стоит счастье и можно ли его продавать?

Сказка о пойманном кузнеце счастья Адресована тем, кто сильно переживает из-за проигрышей в играх.

Прививка долголетия Сказка о боязни уколов и о том, что испытать и пережить что-то, чего мы очень боимся, часто оказывается намного проще, чем преодолеть собственный страх этого.

Когда просыпается древний охотник Эта сказка об агрессии, о том, как взять эту сильную эмоцию под контроль и направить в конструктивное русло.

Влад и Владилена Взрослая сказка о взрослых отношениях, о ярлыках, которые мы иногда вешаем друг на друга.

Метод бабочки простая сказка с красивой и удивительно точной метафорой, которая расскажет об одном из способов повышения внимания.

СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Главное, – заложить в глубину сердца ребенка,

что он – хороший и у него поэтому все получится.

Ребенок, появившись на свет, первые три-четыре года своей жизни занят исключительно познанием окружающего его мира. Именно в эти годы закладывается все то, что потом будет помогать или, наоборот, мешать ему реализовать себя, удачно адаптироваться в такой сложной и переменчивой современной жизни.

Дошкольный период важен не только для физического и интеллектуального развития ребенка, но и, прежде всего, — психологического. Установки или «сценарии» (по Эрику Берну), сложившиеся в раннем детстве определяют стратегии поведения человека на всю оставшуюся жизнь. Мы уже говорили о том, что, теоретически, изменить сложившиеся сценарии поведения можно, но это требует от человека большой внутренней работы и наличия рядом мудрого и опытного наставника.

Великий древнегреческий философ Платон считал, что ребенок рождается подобно «чистой доске» на которой воля воспитателя может написать все, что угодно. Наблюдая за своей маленькой дочкой, я невольно засомневалась в этой теории – она еще не умела толком сидеть и ползать, но характер был уже однозначно сформирован. Однако опыт работы с детьми в школе и со студентами в институте убеждает меня в следующем: Платон был прав как минимум в одном – все негативное, что появляется в характере ребенка, является результатом воспитательных и не-воспитательных воздействий со стороны окружающих его людей.

Любой ребенок рождается с огромными запасами оптимизма, легкого и непосредственного отношения к событиям, происходящим в жизни, потрясающей способностью к адаптации – все это помогает ему выживать в тех условиях, в которых он, волею судьбы и окружающих людей, оказался. С возрастом пропадает и неиссякаемый оптимизм и неутолимое любопытство и фантастическая способность приспосабливаться ко всему. Куда? По каким причинам? Трудно ответить однозначно, но, несомненно, наше участие в этом тоже есть. Поэтому девизом взрослых, имеющих дело с детьми, особенно – с детьми младшего школьного возраста, должен быть призыв Гиппократа, обращенный к настоящему врачу «Не навреди!» Навредить маленькому человечку очень легко – он податлив любому влиянию, а исправлять вред потом придется усилиями возможно не одного психотерапевта, очень и очень долгое время.

В дошкольный период происходит формирование личности человека, «отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность» (О.Хухлаева), поэтому и отношение со стороны взрослых должно быть очень бережным, трепетным.

Ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра – именно в игре и через игру ребенок осваивает основные нормы поведения взрослого человека. Основой мировоззрения является сказка – уверенность в том, что мир хорош, что в нем не может произойти ничего непоправимо плохого и что, благодаря родителям, все всегда закончится хорошо[8].

Главной целью родителей должно быть стремление максимально долго сохранить у ребенка это позитивное восприятие мира. Конечно, мы не можем, да и не должны постоянно оберегать своих детей от всех жизненных трудностей, но веру в чудо, веру в людей [9], веру в собственные силы можно, и нужно, и должно воспитывать и сохранять в ребенке. Это – то немногое и то все, что мы можем сделать для того, чтобы впоследствии он с честью и наименьшими потерями выходил из сложных ситуаций, которые, несомненно, будут в его жизни.

Поскольку сказка в этом возрасте близка и понятна ребенку, то многие сложные для его понимания вещи, многие психологические проблемы (например: страх темноты, одиночества, смерти, разлуки и т.п.) можно и нужно разрешать с помощью сказок – придуманных или прочитанных в книжках и адаптированных под вашего ребенка и вашу ситуацию.

Сказку можно использовать в качестве средства диагностики проблем[10] и в качестве средства воздействия на ребенка.

При использовании сказки в качестве средства воздействия желательно соблюдать следующие несложные правила.

Прежде всего, никогда не стоит забывать, что рассказать или прочитать ребенку сказку – это не только элемент терапии, но и возможность пообщаться с ребенком, которую не стоит упускать. Возможно, регулярно рассказывая ребенку сказки на ночь или читая и обсуждая с ним сказки и детские книжки, вы вообще избежите необходимости использовать сказку в качестве лекарства.

Читайте так же:  Кому противопоказаны эфирные масла

Далее, какую бы сказку вы ни сочиняли или читали, никогда не забывайте, что маленький ребенок всегда ассоциирует себя со сказочными персонажами, что он не просто слушает, он «живет» сказку. Поэтому сказка не должна быть слишком страшной, а степень выразительности рассказчика должна соответствовать ситуации. Если вы читаете или рассказываете сказку на ночь, то и сама сказка и ваша манера чтения не должны быть слишком эмоционально насыщенными, иначе вы рискуете достичь обратного эффекта – вместо того, чтобы успокоить ребенка, перевозбудить его.

Рассказывая ребенку сказки, не забывайте простого правила дидактики «от простого к сложному» — начинать всегда следует с простых сказок, имеющих одну сюжетную линию, небольшое количество персонажей, не очень длинных и не перенасыщенных незнакомыми для ребенка понятиями.

Чуть выше мы уже говорили о том, что маленькому ребенку необходимы ритуалы, традиции. Поэтому вы можете придумать определенный ритуал, предшествующий собственно сказке и повторять его изо дня в день. Например, если речь идет о Сказке перед сном, то тогда можно использовать сказку и как стимул для выполнения вечерних процедур: пьем молоко, чистим зубы и умываемся, складываем игрушки, переодеваемся на ночь, ложимся, даем маме (или папе) ладошку и слушаем сказку. После сказки – закрываем глазки и сладко спим до утра.

Не забывайте и о том, что мышление у маленького ребенка – образное. Поэтому, по мере возможности, иллюстрируйте сказки – выбирайте книжки с качественными картинками, рассказывайте с выражением, в лицах.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Помните, что в сказке ребенок – не только пассивный слушатель, но и активный участник. Гораздо более активный, чем даже главный герой – ведь ребенок проживает сказку за каждого из персонажей. Поэтому давайте малышу возможность быть активным слушателем, а со временем – и рассказчиком и сказителем (сочинителем собственных сказок). Если какую-то сказку вы читали вместе уже много раз и ребенок знает ее практически наизусть, то попросите его исполнить роль одного из персонажей. Здесь тоже не забывайте принципа «от простого к сложному»: начните с очень коротких, но достаточно выразительных ролей, например, роль охотника, который убивает Волка в «Красной Шапочке», а затем уже давайте ребенку возможность исполнять более сложные роли.

Сказку можно и нужно обсуждать, пересказывать и инсценировать. Все это поможет не только решить существующие психологические проблемы и создать атмосферу взаимного доверия между ребенком и родителем, но и является хорошим методом развития навыков свободной речи малыша, развивает его фантазию, воображение. Активизируя воображение ребенка и развивая навыки свободной речи, можно для начала использовать прием неожиданных ролей и попросить исполнить роль, например, корзиночки, в которой Красная Шапочка несла угощение для своей бабушки. Пусть ребенок попытается представить себе

как тяжело было корзинке нести полный груз,

как ей было больно, когда Красная Шапочка, весело напевая, махала ей из стороны в сторону и задевала деревья,

какими горячими были пирожки и каким холодным было масло в кувшинчике,

как старалась корзиночка, чтобы по дороге ничего из нее не выпало, пирожки не помялись, масло не растаяло и все угощение в целости и сохранности попало на стол к бабушке.

Опишите ребенку роль, которую ему придется исполнять. Используйте для этого не только рассказ, но и наводящие вопросы (например, «как ты думаешь, что чувствовала корзиночка, когда Красная Шапочка нечаянно стукала ею об дерево или камень?). Затем дайте ему какое-то время на то, чтобы он мог сконцентрироваться и «войти в роль» и начинайте читать сказку. По мере чтения делайте иногда паузы, давая малышу возможность вставить реплики своего персонажа. Затем задание можно усложнить: например, попросить придумать для сказки альтернативный конец, ответить на вопрос «А что было после того, как охотник спас бабушку и ее внучку?», постепенно переходя к сочинению ребенком собственных сказок.

И еще один совет. Если вы хотите использовать сказкотерапию для того, чтобы поговорить с ребенком о какой-то тяжелой ситуации или событии, произошедшем в его жизни (смерть близкого человека, обида, развод и т.п.), то не забывайте золотого правила «Время — лучший лекарь». Прежде чем касаться сложной темы, дайте возможность чувствам ребенка немного «отстояться», пусть самые острые переживания и эмоции утихнут, сам ребенок – отдохнет и выспится. Разговор о трудной теме начинайте, когда он хорошо чувствует себя не только физически, но и психологически (конечно, при наличии такой возможности).

Итак, мы попытались дать вам несколько советов, которые смогут пригодиться вам при выборе, чтении и обсуждении сказки с вашим малышом. Далее нам хотелось бы привести несколько примеров сказок, сочиненных замечательными педагогами, психологами и сказкотерапевтами для своих маленьких пациентов.

Сказкотерапия для взрослых. Зачем нам сказки?

Три техники написания сказок

Почему мы любим сказки? Все ли из нас их любят? Зачем нам писать историю о себе или рассказ для кого-то? Как сказкотерапия помогает справляться со страхами, стрессом, негативными переживаниями?

Говорят, что взрослые, которым не читали сказок в детстве, не умеют мечтать. В сказкотерапии – относительно новом течении современной психотерапии – нет нравоучений, здесь все по-другому. Через сказку сохраняется культура языка, формируется нравственность личности.

Когда человек прописывает сказку, он создает свою уникальную историю, и в этом присутствует неведомая тайна. Можно сказать, при помощи сказкотерапии человек вылечивает душу словом.

Принципы сказкотерапии

  • Сказкотерапевт дает возможность написавшему сказку уйти с ресурсом.
  • Когда человек находится в сложной жизненной ситуации, он видит только ограниченное количество выходов из нее. Сказкотерапия помогает рассмотреть ситуацию с разных сторон.
  • По сути, ни одно проявление окружающего мира не должно пошатнуть вашу личность. Через сказки происходит психологическое воздействие на личность.

Как создать сказку, или теория сказкотворчества

Предлагаем три техники написания сказок:

Способ 1. 10 слов

Запишите любые 10 слов – существительных, которые приходят на ум. Не обдумывайте слишком долго, первые шесть секунд – это то, что дает нам бессознательное. Выберите из всего списка одно слово, которое будет главным, и вокруг него «выплетайте» свою сказку. Используйте абсолютно все 10 слов.

Способ 2. По картинке

Можно воспользоваться метафорическими ассоциативными картами. В карте отсутствуют всякие значения, и в этом есть большое преимущество написания истории. Вытащите карту из колоды. Задайте себе вопросы: «Согласны ли вы с вытянутой картой? О чем она хочет сказать? В чем вы отразили свою проблему?»

Читайте так же:  Праймер для губ — безграничные возможности в татуаже

Способ 3. По шаблону

Напишите сказку о своей жизни, продолжая начатые предложения:

  • Моя дорога – это…
  • У моей дороги есть хранитель…
  • Когда я иду по своей дороге, я чувствую (я хочу, я стремлюсь)…
  • Чтобы идти по своей дороге, мне надо…
  • Идя по своей дороге, я желаю себе и другим…

Ваши сказки могут быть самыми разными. Например, как эта авторская сказка о долгожданной весне.

Оставалось два месяца до начала лета. Но у природы нет календарей, и уж тем более ей чужды всякие цифры. Вся животная жизнь над и под землей соскучилась по свету, теплу, солнышку и длинным дням. Даже червячки пытались хоть изредка высовываться из своих подземных жилищ и проверять, не пришла ли весна. Самые нетерпеливые жучки и букашки блуждали по мокрому снегу, перепрыгивали с травинки на травку. А самые смелые отважились запрыгивать на кустики и деревья разной высоты. Вот уж совсем невтерпеж стало маленькому и совсем юному жучку. У него были свои грандиозные планы на лето и на эту жизнь вообще.

Ранним утром он взобрался на дерево, которое росло в его парке, и нашел там крошечное дупло. Любопытство распирало его, и он решился заглянуть. Как только он просунул свою головку, свет озарил его, можно сказать осенил, да что там – ослепил! Он увидел спящего светлячка. Робко подполз к нему, принюхался. Он уже пах душистой весной и чудесами. Но светлячок и усиком своим мохнатым не повел. Жук медленно дотронулся до ножки, тихо наблюдая за ним. Светлячок проснулся, потянулся – и наступила долгожданная Весна.

Когда сказка будет написана, вы можете обсудить ее с психологом, работающим в этом направлении. Или самостоятельно проанализировать текст, подумать, о чем могут говорить описанные ситуации, страхи, какие есть перспективы развития. И уже это станет первым шагом к осознанной жизни.

Сказкотерапия как она есть

Одним из самых популярных методов решения наших проблем в современной практической психологии (и пси­хотерапии) является метод сказкотерапии.

С древних времён (до психотерапии) люди рассказывали друг другу сказки у костра или у очага, для того, чтобы каждый член данного сообщества (особенно юный) мог успешно выжить и не погибнуть раньше времени. Расска­зывание сказок было древнейшей психотерапией, древнейшей практической психологией.

Но с развитием цивилизации подлинная роль сказок была забыта.

Психотерапия, Сказкотерапия и другие звери.

Но вот пришла вторая половина ХХ века. А поскольку 20 век (его вторая половина) это эпоха возрождения всего прочно забытого в предыдущие века — века торжества узко понятого рационализма и узко понятой «науки» — то пришёл черёд и сказок, пришёл их черёд напомнить людям, зачем они существуют. (Понимайте в обоих смыслах — «зачем существуют люди» или «зачем существуют сказки»).

Сказкотерапия началась с того, что молодая наука психология (а точнее, её младшая сестра — психотерапия) обра­тились к сказочному наследию, собранному писателями-романтиками 19 века, и попытались увидеть в хорошо знакомых нам детских сказках ответы на волнующие их серьёзные «недетские» вопросы.

С тех пор, одно из уважаемых направлений в сказкотерапии — это вдумчивая работа с уже существующими, «ли­тературными» сказками.

Вот это направление сказкотерапии, в основном, поддерживает юнгианская психология, хотя сказкотерапия вся целиком вообще тесно связана с юнгианством.

Ведь именно в сказках собраны и сохранены все основные Жизненные Роли, которые мы, люди, передаём друг другу из поколения в поколение. Именно в сказках можно встретить все маски нашей личности и познакомиться со всеми аспектами своей души, со всеми её возможностями.

В жизни мы играем от силы только одну-две рольки. Но ведь душа наша способна сыграть весь репертуар миро­вого «театра»! Если не выпускать её на сцену в разных ролях, она захиреет и начнёт болеть. Но как узнать, на какие роли вообще может претендовать наша душа? Кем мы можем себя ощущать? Кем можем быть? Ответы на эти вопросы содержатся в сказках. А сказкотерапия только суммирует опыт и предлагает ещё и «практические упражнения». А это уже куда интересней, не так ли?!

Психология юнгианства (и сказкотерапия, на ней базирующаяся) подробнейшим образом разбирают каждую сказку. Ведь любая сказка — это карта внутреннего мира каждого человека, считает эта самая психология юнги­анства.

Сказкотерапия как арт-терапия

Но есть и ещё один способ работы со сказками в сказкотерапии. Это сочинение своих собственных незамыслова­тых историй-сказок.

Это занятие, этот метод сказкотерапии имеет две цели:

С одной стороны, написанная Вами своя сказка, помогает (если знать метод) увидеть, что с Вами не так, с точки зрения психологии.

А с другой стороны, каждая написанная Вами сказка на один шаг приближает Вас к самоисцелению. Верный признак прогресса в сказкотерапии — это переживание состояния психотерапевтического инсайта, который в пси­хотерапии называется ещё по-другому: «Ага-эффект!». Это момент, когда в тёмной комнате зажигается свет и Вы, наконец, видите то, что искали.

И именно при написании собственных сказок, в процессе сказкотерапии, нас чаще всего посещают подобные «ага-эффекты».

Сказкотерапия вскрывает неправильные (неработающие) жизненные сценарии, которым мы с упорством поче­му-то следуем. Метод сказкотерапии позволяет быстро победить стресс, снять последствия фрустрации. Сказко­терапия лечит застарелые обиды, не дающие нам двигаться дальше — во всей практической психологии нет мето­да, который бы лучше справлялся с этой задачей.

На нашем сайте есть много материалов, которые посвящены сказкотерапии.

«Сказкотерапия для детей» это чтение детям настоящихсказок, неадаптированных в викторианскую эпоху.

Ведь смотрите, что получается. Знаменитая викторианская эпоха (которая породила эпидемию неврозов и жен­ской истерии в Европе) давно осуждена как время, которое максимально закрепощало человека, не позволяя ему ничего человеческого. Весь двадцатый век это своеобразный «нюрнбергский процесс» над преступлениями вик­торианства. Преступлениями тихими и совершавшимися зачастую «в белых перчатках».

Отношение к женщине, к детству — мы уже давно пересмотрели. Отношение к сексу — и подавно заменено с викто­рианского, на более современный подход. «Вопросы» образования давно уже нашли свои новые, отнюдь не вик­торианские «ответы».

А сказки? Про сказки-то мы и забыли. А ведь они тоже нуждаются в модернизации и «рестайлинге». Поменяв круто всю свою жизнь, похоронив викторианство с его удушливой атмосферой, мы . всё ещё пользуемся именно викторианскими сказками, точнее их викторианскими адаптациями!

В Англии издавался «Шекспир для девственниц». Считалось, что неадаптированные тексты Шекспира непозво­лительно читать приличным девочкам из приличных семей — слишком они грубы и непристойны.

Эту проблему (только на материале русских сказок) освещает материал на нашем сайте, который называет­ся «Скромное обаяние неадаптированных сказок».

Там объясняется, почему детям нужны сказки, истории про смерть, насилие и прочие «Недетские Ужасы» и что бывает с детьми, которых искусственно от этого ограждают.

Читайте так же:  Использование антибиотиков от прыщей, насколько целесообразно

В статье «Что такое «Образ успеха»? (Сказкотерапия для родителей и педагогов)», Вы узнаете, как, читая психотерапевтическую сказку, можно вычленять уникальную информацию о системе ценностей человека, об Образе его Цели, для того чтобы не мешать развиваться ему в его же направлении, не вы­ступать фактором дополнительного стресса для человека. Это сказкотерапия для детей и сказкотерапия для взрослых.

В статье «Сказкотерапия» (базовой статье этого цикла) Вы узнаете подробней об этом методе практической пси­хологии и научитесь связывать сказкотерапию с психодрамой. Вы узнаете, как связаны между собой сказко­терапия и арт-терапия.

В статье «Игры со сказками: как развить воображение ребёнка с помощью сказкотерапии» рассматривается сказкотерапия для детей. В этой статье также приводятся четыре (4) замечательнейших упражнения из копилки практической сказкотерапии как для индивидуальных занятий, так и для занятий в группе.

Начиная работу со сказками, Вы не только работаете со своей собственной психологией, превращая её из психо­логии невротика в психологию здорового человека. Вы ещё и развиваете в себе Автора, пробуждаете дремавшие способности к творчеству. Вы пробуждает в себе Внутреннего Ребёнка, который один только и способен испыты­вать это странное ощущение бытия, которое мы называем «счастьем».

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

Терапевтическая сказка для взрослых » Диалог с любовью»

Ночь. И снова не было сна. Неделю назад он сказал мне: «Извини, но у нас ничего не получится. Дело не в тебе, дело во мне. Не обижайся…»

Эти слова, в разных вариациях, я слышала несчетное количество раз. А иногда они исчезали просто так, без слов. И это было больно и обидно.

Снова одолевали мысли: «Что, ну что я делаю не так? Почему мне так не везет? Ну я же не уродина, не дура, не грымза какая-нибудь. Но все не в радость, потому что в моей жизни нет Любви. В моей жизни совсем, совсем отсутствует Любовь».
Кажется, я плакала. И в какой-то момент я упала на колени и, обращаясь к потолку, страстно взмолилась: «Господи! Пожалуйста! Я так хочу Любви! Я не могу без Любви! Пусть ко мне придет Любовь! Ну пожалуйста, пожалуйста!». И Бог меня услышал.
— Я пришла, — сказала Любовь. – Посмотри на меня.
Она сидела в кресле у окна. Вид у нее был усталый, и похожа она была на замученную бытом домохозяйку. Видимо, сомнения отразились на моем лице, потому что она усмехнулась и сказала:
— Я меняю лики. Я могу быть такой…
Она мгновенно перетекла в образ восхитительной, искрящейся и недоступной Снежной Королевы.
— И такой…
На месте Королевы сидел веселый карапуз лет пяти, перемазанный в шоколаде.
— И такой…

Нежный образ юной тоненькой девушки, играющей на скрипке.
— И такой…
Так, наверное, выглядела страстная, огненная, неукротимая Кармен.

— В общем, у каждого свое представление обо мне, — подвела итог она.
В кресле снова сидела Замученная Домохозяйка.

— Ты звала меня. Зачем? – нетерпеливо спросила Любовь.
— Ну как зачем? – растерялась я. – Я хочу Любви. Я хочу, чтобы ты была в моей жизни. Всегда. У всех есть Любовь, и у меня должна быть.
— Я никому ничего не должна, — мягко возразила Любовь. – Там, где звучит слово «должна», я не живу. Я ухожу. Или умираю.
— Разве ты не бессмертна? – удивилась я
— Меня часто убивают. Но я воскресаю, как птица Феникс, и возрождаюсь в другом месте, в другом качестве, в другом образе. Так что в каком-то смысле – да, бессмертна.
— Но как можно убить Любовь? – продолжала допытываться я.

— Да, ты вела себя как неразумный ребенок. Схватить, удержать, не пустить, взять в плен. Это так по-человечески!
Я смотрела на Любовь каким-то новым, совсем другим взглядом. Вот сидит в кресле Легкокрылая Бабочка, которую превратили в Заморенную Домохозяйку. Я превратила. Сама, никто не заставлял. И я опять от нее чего-то требую. От нее все чего-то требуют, требуют, требуют…А сами при этом все крепче сжимают кулаки и обрывают хрупкие разноцветные крылья. Слезы поднимались, поднимались, и внезапно брызнули из моих глаз, словно весенний дождик.
— Любовь, но что я могу сделать для тебя? – сквозь слезы спросила я.
— Принять меня как Дар. И не препятствовать свободному полету. Просто – дай мне место на своей ладошке, — попросила Любовь. – Я ведь тоже так соскучилась по людям…
— Ты больше никогда не уйдешь? – спросила я.
— А я никогда и не уходила, — сказала Любовь. – Я всегда рядом. И всегда жду…
…Наверное, мне снились хорошие, светлые сны. Потому что я проснулась с улыбкой. А когда раздернула шторы, увидела, что ночью прошел легкий дождь. Лужи парадно блестели, а листва была глянцевой и свежей. Мир был обновленным и очень радостным. И с той стороны на стекле сидела роскошная, невероятно красивая бабочка.
Автор: Эльфика

Сказкотерапия для взрослых. Зачем нам сказки? Три техники написания сказок

Почему мы любим сказки? Все ли из нас их любят? Зачем нам писать историю о себе или рассказ для кого-то? Как сказкотерапия помогает справляться со страхами, стрессом, негативными переживаниями?

Говорят, что взрослые, которым не читали сказок в детстве, не умеют мечтать. В сказкотерапии – относительно новом течении современной психотерапии – нет нравоучений, здесь все по-другому. Через сказку сохраняется культура языка, формируется нравственность личности.

Когда человек прописывает сказку, он создает свою уникальную историю, и в этом присутствует неведомая тайна. Можно сказать, при помощи сказкотерапии человек вылечивает душу словом.

ПРИНЦИПЫ СКАЗКОТЕРАПИИ

  • Сказкотерапевт дает возможность написавшему сказку уйти с ресурсом.
  • Когда человек находится в сложной жизненной ситуации, он видит только ограниченное количество выходов из нее. Сказкотерапия помогает рассмотреть ситуацию с разных сторон.
  • По сути, ни одно проявление окружающего мира не должно пошатнуть вашу личность. Через сказки происходит психологическое воздействие на личность.

КАК СОЗДАТЬ СКАЗКУ, ИЛИ ТЕОРИЯ СКАЗКОТВОРЧЕСТВА

Предлагаем три техники написания сказок:

СПОСОБ 1. 10 СЛОВ

Запишите любые 10 слов – существительных, которые приходят на ум. Не обдумывайте слишком долго, первые шесть секунд – это то, что дает нам бессознательное. Выберите из всего списка одно слово, которое будет главным, и вокруг него «выплетайте» свою сказку. Используйте абсолютно все 10 слов.

Читайте так же:  Звезды с перманентным макияжем

СПОСОБ 2. ПО КАРТИНКЕ

Можно воспользоваться метафорическими ассоциативными картами. В карте отсутствуют всякие значения, и в этом есть большое преимущество написания истории. Вытащите карту из колоды. Задайте себе вопросы: «Согласны ли вы с вытянутой картой? О чем она хочет сказать? В чем вы отразили свою проблему?»

СПОСОБ 3. ПО ШАБЛОНУ

Напишите сказку о своей жизни, продолжая начатые предложения:

  • Моя дорога – это…
  • У моей дороги есть хранитель…
  • Когда я иду по своей дороге, я чувствую (я хочу, я стремлюсь)…
  • Чтобы идти по своей дороге, мне надо…
  • Идя по своей дороге, я желаю себе и другим…

Ваши сказки могут быть самыми разными. Например, как эта авторская сказка о долгожданной весне.

Оставалось два месяца до начала лета. Но у природы нет календарей, и уж тем более ей чужды всякие цифры. Вся животная жизнь над и под землей соскучилась по свету, теплу, солнышку и длинным дням. Даже червячки пытались хоть изредка высовываться из своих подземных жилищ и проверять, не пришла ли весна. Самые нетерпеливые жучки и букашки блуждали по мокрому снегу, перепрыгивали с травинки на травку. А самые смелые отважились запрыгивать на кустики и деревья разной высоты. Вот уж совсем невтерпеж стало маленькому и совсем юному жучку. У него были свои грандиозные планы на лето и на эту жизнь вообще.

Ранним утром он взобрался на дерево, которое росло в его парке, и нашел там крошечное дупло. Любопытство распирало его, и он решился заглянуть. Как только он просунул свою головку, свет озарил его, можно сказать осенил, да что там – ослепил! Он увидел спящего светлячка. Робко подполз к нему, принюхался. Он уже пах душистой весной и чудесами. Но светлячок и усиком своим мохнатым не повел. Жук медленно дотронулся до ножки, тихо наблюдая за ним. Светлячок проснулся, потянулся – и наступила долгожданная Весна.

Когда сказка будет написана, вы можете обсудить ее с психологом, работающим в этом направлении. Или самостоятельно проанализировать текст, подумать, о чем могут говорить описанные ситуации, страхи, какие есть перспективы развития. И уже это станет первым шагом к осознанной жизни.

Арт копилка

Гармония в цвете — гармония в душе — гармония в жизни

Сказкотерапия для взрослых: сказка про свободу

«Свобода — это ответственность. Вот почему ее так боятся».

Жила-была на свете Свобода. Очень красивая была. Веселая. Радостная. Смелая. Любила путешествовать. Друзей у нее было много. Одного она не умела в жизни – лгать и притворяться. Как-то раз, ранним воскресным утром, проснулась Свобода и решила, что хорошо бы ей навестить свою давнюю подружку – Ответственность. Сказано – сделано! Умела Свобода собираться быстро. Одела новое платье, взяла с собой коробочку конфет из темного шоколада (это были ее любимые конфеты), и вышла из дома. Купила билет на электричку, и вот она уже в пути!

Едет Свобода в электричке, а за окном такая осень красивая пролетает мимо! Деревья все разноцветные – зеленые, желтые, красные. Небо густо-синее, чуть нависшее. Ветер верхушки деревьев качает. Листья с деревьев летят и словно золотыми монетками землю покрывают. Птицы косяками летят. Под березами грибы с красными шляпками стоят-красуются. Загляденье! Любуется Свобода этой красотой, наслаждается. И думает: «Ну несправедливо же, что через неделю-другую этой красоты уже не увидишь! Как бы осень задержать?». И не выходят эти мысли у нее из головы. Застряли. А электричка идет своим ходом, на полустанках останавливается. А Свобода задумалась не на шутку, уже за окном ничего не замечает, все свою думу думает – чуть остановку не проехала. Наконец добралась Свобода до места, в дверь к Ответственности стучится.

Встретились две подруги, столько радости, столько поводов для разговоров – давно не виделись! Сели чай пить с конфетами. И беседовать. Да только не получается у них спокойной беседы за столом. Только нальет Ответственность чашечку горячего чая – кто-то в дверь постучит. Соседка пришла, у нее дочка простудилась, пришла спрашивать, какое лекарство лучше ей дать. Ответственность чашку отставила, пошла к соседке девочку проведывать. Пришла, снова налила себе горячего чая. Да не тут-то было! Только села за стол — пришел почтальон, не может он адрес на письме разобрать, помочь просит. Только проводила Ответственность почтальона, села за стол, снова стук в дверь. И так целый день. В конце-концов Свобода не выдержала, и говорит: «Что ты делаешь, так нельзя! Тебя ведь на себя не хватает! Кому будет лучше, если ты от усталости занеможешь? Когда ты в последний раз себе время посвящала? Когда отдыхала? Радость от жизни получала?». Задумалась тут Ответственность и не нашлась что ответить. Говорит она тогда Свободе: «Ну, расскажи о себе. Как живешь? О чем размышляешь в последнее время? Чему ты радуешься? А я послушаю тебя и поучусь уму-разуму».

И вспомнила Свобода о той красоте за окном электрички. О яркой осени. О своих думах. И решила поделиться с Ответственностью своими мыслями. Говорит: «Да вот, думаю, как бы осень задержать. Очень уж она нынче красивая. Несправедливо это, что скоро она закончится. Много радости еще может она принести! Пусть бы у зимы пару-другую месяцев заняла». Ответственность от этих ее слов даже на стуле подскочила. «Да ты что, — говорит! – Даже не думай! Всему свое время. Осень, конечно, красивая. Да и зима не хуже. А ты представляешь, что будет, если зима не наступит? Растения время года перепутают. Вместо весны будут зимой цвести. Плодов не дадут. Снега не будет. Землю не согреет. Урожай вымерзнет. Голод придет. Сколько горя на земле будет!» Задумалась Свобода об этих словах. И поняла, что нельзя законы природы нарушать.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

И стали подруги дальше чай пить. Молчали. И каждый думал об одном и том же. Нельзя им разлучаться надолго. Рядом со Свободой должна быть Ответственность. А Ответственности нельзя забывать о Свободе. И решили они впредь надолго не расставаться, чаще в гости друг к другу ездить, и всегда на связи быть.

Сказкотерапия для взрослых
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here