Откуда появляются детские страхи

Самая важная и интересная информация на тему: "откуда появляются детские страхи" с профессиональной точки зрения. В статье собрана и структурирована весь полезный материал по теме.

Откуда берутся детские страхи и как с ними справиться

По своей сути чувство страха призвано нам помочь – защитить от опасности. Но в то же время оно приносит нам массу неудобств, которые появляются уже в детском возрасте.

Они возникают тогда, когда в реальности опасности нет – человеку в этот момент ничто не угрожает, а чувство тем не менее возникает. Человек страдает, можно сказать, зря.

Причина страхов.

Вспомните случаи из своей жизни, когда вы перед экзаменом или другим значимым событием очень волновались и мучились, предвкушая возможные проблемы, а потом все закончилось хорошо.

Это происходит с каждым из нас, а причина таких страданий – наш мозг.

Он настолько развит, что, в отличие от мозга животных, реагирует не только на реальные события, но и часто автоматически фантазирует на тему «Что меня может ждать?».

Как правило, мозг предлагает негативные варианты. Зачем? Предупредить. Благодаря этому наши предки могли предвидеть опасность и выжить. Поэтому первое, что важно помнить, если ребенок тревожится или чего-то боится и плачет, – это нормально.

Причем чем более развит мозг, тем сложнее страхи.

Новорожденный реагирует страхом на стимулы и ситуации, которые мозг отнес к незнакомым, подозрительным, а трехлетнего ребенка уже начинает мучить его воображение – отсюда страх темноты, в которой много неопределенности, и мозг, стараясь ее компенсировать, «достраивает» монстров.

В пять лет ребенок дорастает до определенной степени абстрактности, и как побочный эффект – приходит страх смерти.

Что делать родителям, если ребенок боится:

1. Не бежать от страха

Задача родителя – помочь ребенку научиться принимать тревогу как естественное чувство, которое не должно быть препятствием исследования мира, если нет объективных опасностей.

Принятие здоровой ситуативной тревоги – ключ к профилактике фобий и страхов. Страх закрепляется именно тогда, когда из-за чего-то воображаемого человек отказывается от желаемых действий.

Вспомните случай с экзаменом. Если бояться экзамена и не пойти, то мозг не получит опыта, что «это не так уж и страшно, я это пережил», наоборот, в следующий раз экзамен будет казаться чем-то еще более устрашающим.

Или, например, Петя плачет: «Я боюсь спать один, возьмите меня в кровать», – так как ему пришло в голову, что под кроватью может быть монстр. И если родители его берут к себе, то мозг ребенка создает ложную связь: «Мы с тобой, Петя, спаслись только благодаря тому, что не спали в кровати».

Что будет следующей ночью? Правильно, Петя будет бояться еще больше, уверенный, что монстр под кроватью. Иначе зачем, посудите сами, папе с мамой «спасать» Петю и забирать к себе?

Поэтому важно, чтобы ребенок получал от родителя примерно такое послание: «То, что с тобой происходит – тревога, страх, слезы – это нормально и не опасно. Я рядом, ты в безопасности, давай, несмотря на тревогу, исследовать мир. Я уверена, что все под контролем, и когда ты тоже убедишься в этом, тогда и страх пройдет».

При этом крайне важен тактильный контакт, мягкая интонация. В случае с Петей можно обнять его, посмотреть под кровать, обсудить, что монстров не существует – и спокойно и уверенно идти спать.

2. Не подавлять эмоции ребенка.

И крайне важно, чтобы родитель сам в этот момент не испугался слез ребенка.

Слезы – это безопасно, это возможность ребенка заявить о своем страхе, выразить его.

Но если родитель не выносит слез ребенка, считает, что это что-то плохое, что их нужно скорее остановить, то ребенок еще больше пугается.

Не ставьте цель – чтобы ребенок перестал плакать. Ставьте цель – показать, что он в безопасности. В первом случае родитель успокаивает себя, а во втором ребенка. Как только мозг ребенка убедится, что предсказанная опасность все же не приходит, то страх сам угаснет, слезы прекратятся.

3. Не выбивайте клин клином.

Также важно, чтобы родитель не давил, так как давление воспринимается мозгом ребенка как опасность. Если родитель слишком настойчиво тянет ребенка, например, погладить собачку, доверия к родителю не возникает.

Часто так делают родители, которые боятся, что «их ребенок будет не как все», «будет трусом» и т. д.

Этот страх родителя еще больше пугает ребенка. Слишком высокие амбиции родителей, толкающих ребенка вперед, «чтобы был самым-самым» или тревоги, транслируемые, например, в гиперопекающем поведении, могут восприниматься мозгом ребенка как угроза, лишь усиливая тревогу.

Если в голову к ребенку попала идея про то, что «отдадут, если не буду слушаться», «придет Баба Яга» или кадры из мультфильма не по возрасту – все это может прорастать в страхи.

В любом случае, если вас беспокоит то, что страхи ребенка не проходят, а только усиливаются, полезно сходить к психологу и быть готовым работать и с собственными страхами тоже.

Детские страхи: где живут чудища?

Я психолог и одной из самых частых причин обращения ко мне как к специалисту является проблема детских страхов. И еще чаще проблема решается тогда, когда родители осознают механизмы проблемы и начинают понимать свою роль в них.

В статье хочу поделиться накопленным опытом понимания проблемы детских страхов, их развития в разном возрасте.

Что такое страх?

Начнём с того, что страх основывается на инстинкте самосохранения – это полезная защитная реакция. По сути, если бы у нас не было страхов, то человек как вид закончил бы своё существование при встрече первым же обрывом, упав с него совершенно бесстрашно. Но, с другой стороны, переживание чрезмерно сильного страха не позволило бы выбраться человеку из какой-нибудь пещеры, например.

Важно понять: задача страха одновременно защитная и тренировочная.

Это как закалка для организма. Испытывая определенные страхи, мы учимся их контролировать, делать выводы из ситуаций, оптимизировать свою жизнь лучшим образом, взрослеем, наконец.

Откуда берутся страхи у детей?

За годы практики, наблюдения за семьями и изучения научной литературы (ибо психологии без науки не существует) я смогла определить основные причины возникновения страхов:

Приведу практический пример.

Если ребёнок испугался жука, нужно обратить внимание малыша на то, что в этом жуке есть что-то интересное! Нужно только разглядеть. Крылышки, спинку, чудной окрас и смешные усики. И вот уже жук нестрашный вовсе и про него можно уже сочинить стишок или сказку!

А придя домой, вместе нарисовать его домик, друзей, семью. А может быть, потом посмотреть увлекательный фильм о жуках в природе. Вот так трансформируется страх в интерес. Помня об этом, родителю придется пожертвовать собственными страхами насекомых. Всё для блага любимого ребёнка!

Читайте так же:  Осенний уход за кожей

Как развиваются страхи?

Впервые со страхом ребёнок встречается ещё до появления на свет, в утробе матери.

Первый год жизни

Через плаценту и пуповину ребёнок получает выброс определенных гормонов, если мать тревожится или напугана. Если мать испытывает постоянные психологические проблемы, то не может должным образом обеспечивать психологический комфорт при общении с ребёнком. Мать отстраняется, провоцируя самый главный страх – потери жизненно необходимого, главного объекта. Это, к сожалению, может наносить непоправимые для психики последствия.

Очень часто вижу в своем кабинете детей и даже взрослых именно с таким страхом. Самым главным и базовым, который проходит через всю жизнь и влияет на всё.

Если вашему ребенку около года, как психолог рекомендую:

  1. Стараться, чтобы мама себя чувствовала эмоционально комфортно и была близка к ребёнку, испытывала позитивные чувства при взаимодействии с ним.
  2. Чтобы у ребенка была возможность самостоятельно перебираться через организованные препятствия. Можно соорудить такое препятствие из мягких подушек, игрушек.
  3. Если ребёнок делает что-то явно опасное, отвлекать его мягким и спокойным голосом. Ни в коем случае не кричите и не пугайтесь сами. Ваши эмоции на лице не должны быть противоречивыми.

С двух до четырёх

Этот период называют «возрастом упрямства». Вместе с упрямством у вашего ребенка развиваются и волевые качества. Воля даст ему или ей силы и способность преодолевать не только трудности, но и страхи.

  1. Позволить активно исследовать окружающую обстановку. Разумеется, убрав всё острое, электрическое и опасное.
  2. Подбадривать и в меру хвалить за самостоятельность.
  3. Родители должны быть образцом спокойствия, гарантом безопасности. Это касается, повторюсь, и мимики.

В этом возрасте у детей часто во снах начинают появляться различные сказочные пугающие образы: чудища, волки, Баба Яга.

Появление серого зубастого волка в детских рисунках, рассказах может быть как страхом физической боли, так и страхом перед фигурой отца.

Баба Яга, злая колдунья и иные женские страшащие образы могут говорить о страхе перед матерью.

Если ребенка мучают кошмары, он просыпается от того, что за ним кто-то страшный гонится, нужно его успокоить, убаюкать, создать эмоциональный комфорт. Сделать это нужно с максимальной любовью. Это кажется, что «вроде успокаиваем». Если тенденция сохраняется, значит, нужно определенно менять тактику.

От трех до пяти лет

Ваш ребёнок становится самостоятельнее. Начинает игру уже без подачи взрослого, так как у него активно развивается фантазия. Именно она дает базу для формирования и страшилок.

Родителям может казаться, что ребёнок сам себя специально запугивает. На самом деле это не так. Его эмоции переживаются наяву, но страх возникает как бессознательный способ привлечь родительское внимание к проблеме нехватки любви.

Очень часто именно в это время дети боятся засыпать одни. Это также нормальный период взросления, ведь впервые они прикасаются к пониманию, что такое «одиночество».

Разумеется, дети не строят философских предположений, но они проживают это понятие изнутри. Часто травмы, возникающие в этот чуткий период, остаются и во взрослой жизни.

  1. Успокоить ребенка. Не пытаться его разубедить или ругаться, считая, что его страхи выдумка. Нужно просто быть рядом.
  2. В течение дня также очень важно быть рядом с ребенком. Играть, заниматься общими делами. Показывая, что он не один, рядом с ним любящие и заботливые люди.

От пяти до семи лет

Ребёнок начинает осознавать себя в мире. Поэтому не прекращается у него и поток вопросов о том, как всё устроено и зачем.

В этом возрасте формируются основные ценности, связанные с ощущением дома, принадлежности к семье.

Из наблюдений: любимая игра в этом возрасте – “Вызвать дух Чарли”. Многие родители не одобряют этого, а я говорю: пусть вызывают. А лучше под присмотром. Включитесь в игру и тогда вы сможете ее направить в нужное направление. Вызвать дух – это как будто его себе подчинить, стать сильнее его, начать контролировать, а проще говоря, победить его. Если рядом еще будет взрослый и удачно пошутит, например:” Ну вот, Чарли какой-то у вас слабенький оказался! Не пришел! Наверное, вас испугался! Вы ему конфет предложите”. Дети точно будут смеяться! А там, где смех, там уже нет страха.

От 7 до 11

В 7 лет ребенок идёт в школу. Первоклашка начинает соотносить себя уже не только с семьей, но и с социумом. Поэтому очень важно сформировать у ребёнка умение оценивать свои поступки. При этом не «перегнуть палку», чтобы не запустить панический страх сделать что-то не так, допустить ошибку.

Так, к третьему классу дитя либо потеряет всякий интерес к учёбе, либо будет сомневаться в каждом действии. Очень жаль бывает смотреть на отличников, которые к третьему классу уже находятся в глубоком неврозе.

«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?». Советы психолога родителям

Ткачева Татьяна
«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?». Советы психолога родителям

СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА.

Детские страхи.

Каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит и знает, но еще не все понимает, необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями о мире. Как и другие эмоциональные расстройства в этом возрасте, страхи скорее говорят о некотором преувеличении нормы в процессе развития, чем о чем-то аномальном.

Страх играет важную роль в процессе приспособления ребенка к его окружению. Чрезмерное оберегание формирует в нем впечатление, что он сам необыкновенно маленькое, слабое существо, а окружающий мир полон опасностей.

Также появлению чувства страха способствует и неуверенное, слишком уступчивое и нерешительное взрослое окружение, не обеспечивающее условий для развития у ребенка чувства достаточной защищенности.

Ребенок, ожидающий, что окружение должно его обезопасить, очень плохо переносит неопределенные ситуации, и при этом у него возникает ощущение опасности. Страх может быть позитивной эмоцией, если он:

Мобилизует силы ребенка для активной деятельности;

Выступает регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка;

Сдерживает проявления первичной биологической агрессии (страх перед наказанием);

Способствует запоминанию опасных или неприятных событий, чтобы впоследствии их избежать;

Обостряет все органы чувств, что позволяет видеть или даже чувствовать мельчайшие признаки опасности.

Однако страх может держать ребенка в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе, сковывать, а в выраженных случаях буквально парализовать активность; при длительном действии приобретать затяжной невротический характер.

Психологи делят страхи на две категории – возрастные и невротические.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных дошкольников как отражение особенностей их психического и личностного развития. Причины возникновения таких страхов:

Читайте так же:  Домашние маски от морщин

Наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно, (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси-лебеди и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);

Тревожность в общении с ребенком;

Чрезмерное оберегание от опасности;

Большое количество запретов;

Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;

Психологическая травма: испуг, шок;

Нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;

Конфликтные ситуации в семье и т. д.

Невротические страхи являются результатом длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений – нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах дети значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты.

Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что за ним кроется. Надо присмотреться к ребенку, к себе, к ситуации в доме в целом. Следует критически осмыслить свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не превышают ли родительские запросы реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тотального неуспеха». Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, показать, как он силен, что может, приложив усилия, справиться с любой трудностью.

Если этого не делать, существующие у ребенка страхи дадут реальную пищу для его фантазий, которые со временем начнут действовать против него. Страхи увеличатся, станут более яркими и агрессивными, приведут к поведенческим нарушениям, что будет затруднять жизнь ребенку в окружении взрослых и сверстников, создаст проблемы в межличностном общении.

Советы родителям:

«Что делать, если у ребенка есть чувство страха

В семье родителям необходимо поддерживать благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ребенка отношения с другими членами семьи.

В условиях домашней обстановки важно обеспечить ребенку безопасную среду, соблюдать режим, находить время для общения с ним.

Если у ребенка появляются страхи, то надо попытаться разными способами помочь ему их выразить. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, а потом уничтожить, разорвать, выбросить, посадить под замок и т. п.

Если ребенок испытывает страхи, необходимо быть особенно внимательными к нему, стараться поддерживать его в трудную минуту.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Полезно читать книжки или сочинять истории, в которых говорится о том, как герои преодолевают трудности и избегают опасностей.

Для позитивного самоощущения ребенка, особенно перед сном, можно придумать «ритуал прощания», который необходимо постоянно поддерживать. Это может быть чтение художественной литературы, придумывание сказок, отгадывание загадок, общий расслабляющий массаж тела и т. п.

Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за его испытываемый страх.

Необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок, в какие компьютерные игры он играет. Старайтесь не допускать просмотра передач, в которых есть сцены насилия.

Если у ребенка что-то не получается, не следует его ругать. Нужно попробовать сделать это совместно, учитывая его возможности.

В условиях семьи надо использовать единые требования в вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.

«Искусствотерапия» Искусство лечит. Творчество_такая же врожденная потребность,как еда и сон. Рисуя,дети избавляются от того. что их мучает,пугает:навязчивых.

Перспективный план работы с родителям (средняя группа) №п/п Сентябрь 1. Родительское собрание «Начало путешествий в страну знаний». Обсуждение единой системы требований в детском.

Детские страхи от 1 года до 3 лет

В этом возрасте интенсивно развиваются сознание и речь, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. К 2 годам происходит осознание своего «я», понимание различий между девочками и мальчиками, отношений «взрослый — ребенок — родитель».

Возникающие таким образом отношения являются необходимой предпосылкой для развития чувства семьи, соотносимого, в свою очередь, с чувством рода и, более широко, с чувством человеческой общности.

Формирование подобных психологических понятий возможно только в благоприятных семейных условиях, при эмоциональном контакте и взаимопонимании с обоими родителями, при отсутствии постоянных семейных конфликтов. Тогда семья становится для малыша надежной защитой и позволяет в полной мере развить и реализовать свои способности и умения.

В эмоционально спокойной и жизнерадостной семье у детей к концу первого года жизни заметно уменьшаются, если они были, нерезко выраженные признаки невропатии — следствие тех или иных нарушений во время беременности и родов. Ребенок меньше беспокоится по ночам, крепче спит, не так реагирует на шум, яркий свет, перемену обстановки.

Всего этого не происходит в тех семьях, где родители конфликтуют между собой, считая, что ребенок слишком мал, чтобы осознать их отношения. Безусловно, дети не понимают, но эмоционально воспринимают конфликт, испытывая острое чувство беспокойства всякий раз, когда неожиданно меняется поведение взрослых. Нужно помнить, что эмоциональное напряжение матери в конфликтной ситуации сразу передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его самочувствии.

Если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, но часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, то не удивительно, что малыш капризничает, отказывается от пищи, беспокойно спит днем и ночью, становится вялым, менее жизнерадостным. Как только улучшается настроение матери, он заметно успокаивается и начинает жить своей эмоциональной жизнью.

До 2 лет интересы ребенка целиком сосредоточены на близких людях, на семье, и пока нет особой потребности в общении со сверстниками. При стабильности семейных отношений эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, уменьшая вероятность появления беспокойства и способствуя более адекватному формированию его «я». В немалой степени это позволяет понять известную педантичность детей от 1 до 2 лет, выполняющую одновременно роль стабилизирующего фактора в процессе формирования «я» и своеобразного ритуала, предохраняющего от чувства беспокойства (тревоги), которое возникает, как мы знаем, в ситуациях неопределенности, непредсказуемого изменения отношений с близкими людьми.

Изменение сложившихся эмоциональных отношений происходит при рождении второго ребенка. Тогда старший, привыкший к постоянной заботе, может беспокойством и обидой ответить на переключение внимания матери. Чтобы привлечь внимание взрослых, он идет на всякие ухищрения. Одно «срабатывает» лучше всего — стоит заболеть, чего-то испугаться, и мать опять принадлежит ему, ласкает, заботится, уговаривает.

Пример. Когда мальчик испугался, оставшись один при родившейся сестре, мать сразу заволновалась, окружила повышенным вниманием, и он все чаще стал бояться оставаться один, чтобы опять не оказаться в новой, травмирующей для него ситуации эмоционального забвения.

Читайте так же:  Перманентный макияж правда и вымысел

Уже к двум годам дети довольно чутко различают симпатии родителей, плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, «прилипают» к родителям, следуют по пятам, не позволяя долго разговаривать с кем-либо. Налицо ревность — желание безраздельно обладать объектом любви и привязанности, в качестве которого первично выступает мать.

Беспокойство из-за недостатка ее чувств в полной мере отражается во сне, наполняя ужасами исчезновения матери и отсутствия помощи при опасности. Таким образом, ночное беспокойство выступает в качестве тонкого диктатора дневного неблагополучия ребенка, отсутствия уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения.

Когда нервно и соматически ослабленного ребенка отдают в ясли, часто нарушается его эмоциональный контакт с матерью. Более выражено беспокойство при помещении в ясли у единственных и чрезмерно опекаемых детей, матери которых сами раньше испытывали страх одиночества.

Беспокойство ребенка еще больше усиливается, если в семье конфликтные отношения, и сама мать находится в состоянии длительного эмоционального стресса, как и произошло с мальчиком 2 лет и 10 месяцев, помещенным в ясли. Он скучал без матери, молча сидел в углу, отказывался от пищи и не мог заснуть. Дома, наоборот, становился возбудимым, капризным, нетерпеливым, чересчур обидчивым и боязливым, то есть требовал к себе повышенного внимания.

В 2 года стал бояться темноты и сказочных персонажей, не отпускал мать от себя, плакал и требовал ее постоянного присутствия. В итоге непереносимого эмоционального перенапряжения ухудшилась речь и появилось заикание.

Осознавая свое «я», отделяя себя от окружающих, ребенок 2 лет уже не так односторонне фиксирован на матери. Он все больше нуждается в общении с другими членами семьи. Вот почему дети этого возраста становятся заметно общительнее и легче вступают в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труднее. Недаром возраст 2-4 лет называют возрастом упрямства.

Фактически же речь идет о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках. Те родители, которые беспощадно воюют с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают от любых, даже «неопасных опасностей», рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствует появлению страхов.

Если пропустить время для стыковки эмоциональной и волевой сторон развивающейся психики ребенка, то они будут существовать независимо друг от друга. Поведение такого ребенка: тих, «забит» дома и агрессивен со сверстниками или дома «тиран», а вне пугается любых контактов с посторонними людьми, а потому играет всегда один.

Естественно, что предоставлять самостоятельность надо как можно раньше, когда малыш только начинает ползать. Убрав все опасные предметы, родители должны разрешать ему свободно передвигаться по квартире. Самостоятельность всячески поощряется, «нет» произносится только в самых необходимых случаях, но зато соблюдается неукоснительно.

И у самих родителей нет испуганного выражения лица, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Они спокойны, потому что знают: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны (потребность все «пробовать на язык» естественна в этом возрасте). Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.

В рассматриваемом возрасте, тем не менее, созревают новые страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью.

Ближе к 4 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе «плохих» детей и расправляющаяся с ними Баба Яга, приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие.

Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров. Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба Яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями со взрослыми в семье.

Перенесенный и не осознаваемый ребенком днем ужас или страдание превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше.

Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали. В этом и состоит умение матери создавать малышу эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше, чем когда-либо.

Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неотвратимо надвигающейся опасностью наносит психическую травму у повышенно эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически ослабленных детей. Если они не могут закричать, парализованные страхом, то возникший спазм голосовых связок может проявиться и днем — голос при сильном беспокойстве и в новой обстановке прерывается от волнения, трудно начать говорить. Дополнительным источником такого заикания может быть любое внезапное воздействие, ассоциируемое с типичными для этого возраста страхами перед неожиданными звуками, будь то сигнал машины или лай собаки.

Волк и Баба Яга символизируют угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни. Вместе с сильной, внезапно возникающей болью при физических травмах, заболеваниях образы Волка и Бабы Яги предваряют появление психологически мотивированного страха смерти у детей в 6 и 7 лет. Оба этих образа аккумулируют страх перед чем-то совершенно чуждым, отвратительным, агрессивно-бездушным и безжизненным в противоположность близости, нежности, ласковости и сердечности.

Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями. В таком случае и сон будет легкий, светлый.

Не надо укладывать малыша слишком рано или слишком поздно. Иначе он перевозбудится и у него нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должно быть всегда одно и то же, но продолжительность самого сна меняется с возрастом в сторону укорочения.

Представляет интерес и проведенный нами опрос 200 матерей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха. Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков (52 % мальчиков и 52 % девочек). На втором месте находится страх одиночества (44 % мальчиков и 34 % девочек), затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников.

Читайте так же:  Вечерний макияж для карих, голубых и зеленых глаз!

В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий мальчик и девочка). Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, медработники).

К 2 годам существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.

Полученные данные показывают повышенную чувствительность детей преддошкольного возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно все, что связано с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, нахождением в больнице или помещением в ясли, может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.

Проблемы страхов у детей не существует у тех родителей, которые уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «я».

Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся «я» ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

Откуда появляются детские страхи?

Страх – это первичная эмоция, возникающая в ситуации угрозы жизни человека. Страх нам нужен, чтобы предупреждать об опасности. Также он побуждает человека искать пути избегания возможной опасности. Таким образом, нашей первой реакцией практически на все происходящее является страх, а уже потом мы начинаем защищаться с помощью других эмоций.

Большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Так, если правильно относится к детским страхам, то они исчезают без следа. Но бывает, что детские страхи перерастают во взрослые неврозы.

Давайте рассмотрим обстоятельства, которые приводят к появлению страхов у детей.

В первую очередь – это опыт боли, который ребенок получил (обжегся горячим утюгом, укусила собака, боль от укола и др.).

На втором месте – это произошедшее событие в жизни ребенка, которое его очень потрясло (например, смерть близкого человека или домашнего животного, конфликты с родителями и др.). Отсюда страх смерти, боязнь ссор и т.д.

На третьем месте – определенные предметы (материальные или нематериальные), которые воздействуют на воображение ребенка. Например, зная, что такое укол, ребенок может бояться шприца.

Очень часто сами родители внушают ребенку страх: «Не будешь слушаться, придет Бабайка и заберет тебя», «Не трогай собаку – укусит», «Если ты прыгнешь – сломаешь ногу», «Не открывай дверь – там чужой дядя», «Будешь так громко орать, приедет полиция и заберет тебя» и т.п. Малышу пока не понятно, чем это грозит, но он распознает сигналы тревоги, и у него возникает реакция страха.

Бывает, что родители запугивают детей без особой на то нужды. Это происходит из-за чрезмерной опеки ребенка. Конечно, мы должны предостерегать своих детей от возможной опасности, но стоит ли запугивать? Также очень часто, пытаясь обезопасить ребенка от возможных угроз, запрещая ему что-то делать и куда-то ходить, родители стремятся решить свои собственные проблемы.

Большинство родителей, внушая ребенку тот или иной страх, не задумываются о последствиях. Ведь делают они это из благих побуждений. А дети легко поддаются родительскому внушению, потому что родители для них авторитет. Но от внушенных страхов труднее всего избавиться.

И страхи начинают увеличиваться в геометрической прогрессии, а ребенок становится все более напряженным и осторожным. Более того, замечая, что родители всегда охраняют, опекают его, ребенок делает выводы, что окружающий мир опасен. И отсюда возникает враждебность к миру и к людям.

Страхи у детей появляются, если в семье существуют проблемы и конфликты, родители ссорятся. Дети не могут повлиять на эти конфликты, и начинают беспокоиться и бояться. Часто они винят себя в возникновении конфликтов у родителей. Особенно сильное беспокойство и страхи возникают у детей, когда родители разводятся.

Причиной детских страхов является неправильный стиль воспитания: жесткий авторитарный стиль или, наоборот, излишняя мягкость и вседозволенность. Есть родители, которые сомневаются в правильности воспитательных мер, и эта неуверенность передается ребенку – он не чувствует себя защищенным.

Страхи у детей возникают, когда родители предъявляют к ребенку неадекватные требования, не соответствующие уровню его развития. Ребенок начинает бояться совершить ошибку, чувствует постоянную неуверенность в себе и своих силах. Особенно сильно это проявляется, когда родители стараются реализовать свои мечты через детей. А дети стараются оправдать ожидания родителей, обвиняют себя в неудачах.

Также исследования показали, что девочки чаще испытывают страхи, чем мальчики.

Еще один источник страхов – СМИ. Родителям нужно следить, какую информацию ребенок получает из СМИ и по возможности оградить его от этого. В последние несколько лет я часто слышу, что у некоторых людей нет телевидения. У нас дома тоже нет антенны и цифрового. Все, что мы хотим посмотреть, смотрим по интернету.

Таким образом, если у ребенка возникли страхи, родители должны обязательно донести до ребенка, что он может им обо всем рассказать. А также родители должны своевременно оказать ребенку помощь. О том, как именно помочь ребенку избавиться от того или иного страха, я напишу в последующих статьях.

Ирина Базан

Источник

__________________________________
Читайте также статью:
Какие бывают детские страхи

Поделиться «Откуда появляются детские страхи?»

Откуда появляются детские страхи?

Дети боятся громких и резких звуков, особенно внезапных, боятся быть неожиданно разбуженными, боятся, если кто-нибудь неслышно подкрадывается сзади. Эти страхи легко объяснить врожденным инстинктом самосохранения. Но как быть с другими страхами?

Дети могут увидеть страшное в самом невинном предмете и испугаться чего угодно. Причем многие страхи кажутся ни с чем не связанными и ничем не объяснимыми. Есть дети, которые боятся клоунов, поскольку те «прячут свое лицо».

Итак, откуда берутся страхи?

1. Переданная родителями эстафета

Дети перенимают страхи от нас, родителей. Если мама боится собак, очень велик шанс, что и ребенок будет их бояться. То же самое относится к страху перед грозой и многому другому. Дети тревожных мам, готовых во всем вокруг видеть потенциальную опасность для своего малыша, вырастают сверхосторожными и боязливыми. А все потому, что на каждом шагу мама предупреждает их: «Осторожно! Машина! Внимание! Собака! Осторожно!» И ребенок привыкает жить в тревоге, подсознательно все время ожидая какой-то опасности.

Читайте так же:  Клубничная косметика

2. Чрезмерная опека

Детские страхи порождает и чрезмерная родительская опека. Ребенку, растущему в тепличных условиях, очень трудно потом приспособиться к жизни без «защитного скафандра», и ему везде начинают мерещиться опасности, а на этой основе возникают страхи. Лишение ребенка возможности познавать мир путем проб и ошибок способствуют появлению страхов.

3. Безразличие и невнимание

Безразличие и невнимание к ребенку порождает не меньше детских страхов, чем чрезмерная опека. Это происходит особенно часто в семьях, где ребенка «не ждали» и не были к нему готовы. Или ждали мальчика, а родилась девочка (и наоборот). Предоставленный себе, лишенный эмоционального приятия, ребенок многое понимает не так, а многого не понимает вообще. Он начинает бояться всего подряд, поскольку живет в каком-то виртуальном мире, который сам себе нафантазировал.

4. Неблагополучная обстановка в семье

Источником страхов может стать неблагополучная обстановка в семье. Под такой обстановкой мы подразумеваем конфликты между родственниками на глазах у детей. Неполная семья также является фактором риска возникновения страхов у ребенка. Особенно сильная тревожность возникает у детей, выросших в атмосфере недоверия, эмоциональной холодности и отчуждения между окружающими. Например, такая ситуация складывается перед разводом, когда родители только формально вместе, а эмоционально они друг другу чужие.

5. «Неправильное» поведение родителей

Еще один источник страхов напрямую связан с тем, как родители обращаются с ребенком. Если мы частенько кричим на ребенка, а он не в состоянии понять свою вину, постепенно в его душе зарождается враждебность к нам. Поскольку ему хотелось бы продолжать нас любить, он «переносит» свой страх на других людей, предметы или ситуации. Проблема заключается еще и в том, что страх способен переходить с одной ассоциации на другую и расширяться. Так, если ребенку, особенно совсем маленькому, делают болезненные уколы витамином «В», то сначала он будет бояться шприца, потом — людей в белых халатах, а в конечном итоге — поликлиники.
Возникновение страхов у мальчика нередко бывает связано и со стремлением отца вырастить из него «настоящего мужчину». При этом почему-то подразумевается, что настоящий мужчина ничего не боится. Отец, который ведет себя с сыном как командир, считая, что тот обязан выполнять все, что он скажет, как раз и вызывает у ребенка нездоровые страхи. Ведь сыну хочется, чтобы отец был им доволен. В результате он начинает бояться быть самим собой и становится «маленьким старичком», лишенным непосредственности, не показывающим своих эмоций.

Страх несоответствия тоже закладывается с раннего детства. Нередко мы, родители, сами того не замечая, из лучших побуждений внушаем ребенку мысль о том, что он не такой, каким должен быть. Поскольку родительский авторитет для ребенка — истина в последней инстанции, он начинает изо всех сил стремиться к «совершенству». Но ведь ребенок может быть абсолютно не таким, каким нам хотелось бы его видеть! И тогда он пытается подстраиваться под наш идеал, теряя собственную индивидуальность, отказываясь от себя. Он постоянно боится не угодить нам, разочаровать нас. Ему начинает казаться, что он хуже всех вокруг. Он перестает проявлять инициативу, считает себя недостойным любви, во всех неприятностях винит себя.

6. Особенности нервно-психической организации ребенка

Часто дети никак не могут объяснить свой страх. Тревога может возникать так часто и настолько захватывать ребенка, что он теряет контроль над собой. В таких случаях возникают страхи открытых и закрытых пространств, страх темноты. Дети начинают бояться ножей, ножниц и иголок. Их опасения вызывает толпа. Если ребенку становится трудно общаться с людьми, он постоянно боится что-нибудь сделать или сказать не так. Ему даже кажется, что он не так выглядит. В результате ребенок попадает в психологическую изоляцию, из которой ему уже трудно выбраться без посторонней помощи.

Страхи нередко возникают у детей с повышенной тревожностью и чрезмерно развитым воображением. Эмоциональная чувствительность и впечатлительность делают таких детей уязвимыми. Эти дети — счастливые и одновременно несчастные обладатели «тонкой кожи». Они ощущают чужую боль как свою, они рыдают, увидев раздавленную букашку. Это прирожденные пацифисты и миротворцы, которым хотелось бы, чтобы всем было хорошо. И признание того, что так, увы, в реальной жизни не бывает, дается им очень тяжело. Ни в коем случае нельзя разрешать таким детям смотреть фильмы ужасов и фильмы с трагическим сюжетом, поскольку они запоминают их и долго еще переживают увиденное. Возникающие страхи, как правило, сохраняются длительное время.Взрослые при этом могут даже не подозревать о том, что творится у ребенка в душе.

7. И «страшную» сказку можно сделать былью

Страхи приходят к нам из сказок. Уж там непременно есть если не волк, то Баба Яга, а если не Баба Яга, то Кощей Бессмертный. Для маленьких детей все одушевлено и все реально, потому и страхи их также очень реальны, даже если связаны с мифическими существами. «Страшные» рассказы взрослых тоже внушают детям страхи. Бесполезно говорить ребенку, что в его комнате нет монстров. Самое большее, во что он поверит, — в то, что монстры спрячутся, как только вы войдете в комнату,или как только будет включен свет. Так что лучше не читать детям на ночь страшных сказок, а для особо впечатлительных детей подбирать сказки, наименее травмирующие их психику, в которых нет жутких персонажей.

8. Травмирующий личный опыт

Страх порождает и неприятное событие, происшедшее с ребенком. Например, ребенок, который упал с качелей, может бояться качаться на них всю оставшуюся жизнь. Травмирующий личный опыт, ведущий к повышенной тревожности и способствующий появлению, развитию и усилению страхов, ребенок может получить в период внутриутробного развития или родов. Токсикоз во время беременности, асфиксия приводят к тому, что новорожденный беспокойно спит, просыпаясь от самых тихих звуков и даже шорохов. Во сне он может непроизвольно подергиваться. Дети, появившиеся на свет в результате преждевременных, затяжных или патологических родов, после кесарева сечения, более психически уязвимы и подвержены страхам.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Подготовила: педагог-психолог
МизулинаЮлия Викторовна.

Откуда появляются детские страхи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here