Обидчивый ребенок

Самая важная и интересная информация на тему: "обидчивый ребенок" с профессиональной точки зрения. В статье собрана и структурирована весь полезный материал по теме.

Обидчивый ребенок (советы родителям)

Обидчивый ребенок (советы родителям)

Переполненные бесконечными впечатлениями от реальной и виртуальной жизни, современные дети необычайно чувствительны и обидчивы. Обида – это болезненные переживания, которые ощущает человек, когда его отвергают, игнорируют, не хотят общаться. В состоянии «обиженности» ребенок может чувствовать себя недооцененным, ущемленным и ненужным.

Самые первые обиды можно проследить у детей уже в 2-4 года. Но в этот период детские обиды не переживаются детьми особенно остро и легко поддаются корректировке. И помочь ребенку в этом случае достаточно просто. Для этого родителям нужно лишь отвлечь внимание ребенка и нацелить его на что-то другое. Обида как чувство и обидчивость как черта характера начинают проявляться у дошкольников после 5 лет.

Какие же ситуации вызывают у малыша негативные чувства, связанные с обидой?
— Ситуации отказа в значимых для ребенка вещах. Например, когда родители или воспитатели не дают игрушку, которую давно обещали, отказывают в подарке, не дают поиграть в любимую игру и т. д.
— Ситуации, когда ребенок чувствует игнорирование и превосходство других. Когда ему не дают возможность проявить себя в какой-то важной для него роли, не приглашают играть, не дают своих игрушек, не хотят с ним дружить.
— Ситуации, в которых малыш чувствует себя ущемленным, когда его дразнят и обзывают.
— Ситуации, когда ребенку не уделяют внимание, не хвалят, дают понять, что кто-то другой мог бы лучше справиться с его задачей, или что другой ребенок лучше него.

Во всех этих случаях малыш чувствует себя отвергнутым и ущемленным. Однако, в одной и той же ситуации каждый ребенок поступит по-своему. Один попытается уладить конфликт, другой проявит гнев и агрессию, а третий — обидится. В состоянии обиды ребенок не стремится разрешить спорную ситуацию с позиции силы — он не дерется, не нападает на обидчика, не мстит ему. Задача малыша именно в том, чтобы продемонстрировать свою «обиженность». Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться. Он отворачивается, перестаёт разговаривать, демонстративно показывает свои «страдания». Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и парадоксальную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе.

С другой — «несчастные» отказываются от общения с обидчиком, молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Подобная реакция используется как средство привлечения внимания к себе, как способ вызвать чувство вины и раскаяния у того, кто обидел. В такие моменты ребёнок особенно нуждается в любви, заботе и понимании родителей и воспитателей.

Но иногда малыш начинает видеть в отношении к нему и поведении окружающих то, чего нет. Вместо того, чтобы включиться в игру, обиделся, что не позвали, и стал демонстрировать неудовольствие, всем своим видом показывая — не очень-то и хотелось. И ведь никто и не думал его обидеть, просто все заигрались. Если ребёнок приписывает другим несуществующие мотивы или поступки, можно говорить о неадекватной реакции

Задача родителей – помочь ребенку приобрести «устойчивость» к обидам, хотя бы мнимым. Как же помочь ребенку преодолеть чувство обиды?

А еще ребенка нужно учить правильно выражать свои эмоции. Если ему обидно, пусть скажет об этом, расскажет, что именно обижает и почему он не согласен. Но опять же, этому нужно учить, сами детки редко додумываются до подобной откровенности.

Как желательно вести себя родителям с обидчивым ребенком:

· Несмотря на почти болезненную потребность в признании, нужно объяснить обидчивому ребенку, что и другие люди нуждаются в этом признании и похвале. У каждого есть что-то особенное, за что можно хвалить.

· Показывайте ребенку своё доброжелательное отношение к нему, чтобы ребенку не приходилось напоминать вам об этом.

· Объясните ребенку, что у каждого человека имеются свои интересы и намерения.

· Выстраивайте с ребенком партнерские отношения, а не создавайте ему искусственные «оранжерейные» условия, где даже и обидеться не на что.

· «Закаляйте» эмоциональную сферу ребенка разнообразием эмоций, уча, как лучше на каждую из них «реагировать», не теряя своего «Я».

· Читая с ребенком книги или смотря мультфильмы, где встречаются обидчивые герои, обсуждайте причины его обиды и обсуждайте достойные выходы из «обидчивой» ситуации.

· По мере взросления ребенка научите его различать адекватные и неадекватные ситуации обиды.

· Не упрекайте ребенка в его ранимости и обидчивости. Вы не сможете «запретить» ему обижаться.

· Не заставляйте ребенка загонять свои обиды вглубь. Накопленные обиды – явная угроза для развития у него психосоматических заболеваний. Научите адекватно реагировать на обидные ситуации.

· Создайте ребенку такие условия, чтобы ему не приходилось постоянно самоутверждаться, подчеркивая свою значимость и ценность.

· Не сравнивайте ребенка с другими детьми, и уж тем более не подчеркивайте их превосходство над вашим малышом.

· Пытайтесь понять истоки повышенной обидчивости ребенка, не игнорируйте её.

· Помните, что чувство обиды – присуще каждому человеку, и не в вашей власти это чувство искоренить.

РАСТИ ВМЕСТЕ

RastiVmeste.ru — РАСТИ ВМЕСТЕ с нашими детьми. О воспитании и развитии счастливого ребенка и родителей.

Новые статьи

Самые обсуждаемые статьи

ОБИДЧИВЫЕ ДЕТИ (ОСОБЕННОСТИ ОБИДЧИВОГО РЕБЕНКА)

С какого возраста начинает проявляться обидчивость как личностная особенность?
Каковы признаки проявления обидчивости?
Откуда берет свои истоки эта самая чрезмерная обидчивость ребенка?

В прошлой статье, уважаемые читатели, мы уже говорили с вами о том, стоит ли обращать внимание на склонность ребенка к частым обидам и почему, какие рекомендации (советы) можно дать взрослым (родителям) по взаимодействию с обидчивыми детьми.

Сегодня же мы попробуем охарактеризовать личностные особенности обидчивых детей, разобраться в причинах и признаках излишней обидчивости .

Особенности обидчивого ребенка

Истоки, причины, признаки детской обидчивости

• Первые проявления обидчивости у детей можно наблюдать еще с дошкольного возраста. Но если трехлетнего ребенка можно довольно легко отвлечь от неприятных эмоций и переключить его внимание на интересную игру, то уже к пяти годам, когда у детей возникает потребность в уважении, признании его окружающими, обидчивость начинает проявляться как устойчивая личностная особенность.

• В старшем дошкольном возрасте большая часть обид проявляется по отношению к своим сверстникам.

• Наблюдая за взаимодействием детей, в первую очередь игровым, мы можем отметить разные типы поведения при возникновении конфликтной и обижающей ситуации. Одни дети — постараются мирным и доброжелательным путем уладить возникшую неприятную ситуацию («давай сейчас ты будешь дочкой, а в следующий раз — мамой», «возьми эту игрушку, она тоже очень интересная», «тогда я буду доктором»), другие, «не на шутку рассердившись», попытаются решить вопрос силовыми приемами (отберут игрушку, полезут в драку, начнут обзываться), а третьи — предпочтут обидеться.

Читайте так же:  Зимний уход за кожей лица

• В поведении обидчивого ребенка можно увидеть некоторое противоречие: с одной стороны он всем демонстрирует свою обиду, пытаясь вызвать чувство раскаяния и вины у обидчика, с другой стороны — отвергает все попытки к общению и примирению со стороны окружающих.

• Поводом для обиды зачастую выступают не имеющие под собой основания, надуманные причины. Например, мальчику кажется, что его друзья его игнорируют, решили не играть, не дружить больше с ним только потому, что они увлеченно играют в какую-то интересную игру и не заметили его прихода.

• Обидчивым детям кажется, что окружающие (ровесники) их недооценивают. Они видят в сверстниках, зачастую, неоправданно негативное к себе отношение. И этот их взгляд нельзя назвать обоснованным.

• Другими словами, ребенок, склонный к обидам , сам достаточно высоко и положительно себя оценивает (как и большинство детей этого возраста), но в отношении к себе других детей он склонен усматривать недостаточно хорошее к себе отношение. Такие дети и характеристику другим ребятам дают через призму отношения к себе, опираясь на описание отношения к себе. Например, «эта девочка хорошая, она со мной играет, угостила меня», а не «эта девочка веселая, она хорошо поет, у нее красивые банты».

• Обидчивый ребенок ориентирован на оценочное отношение к себе. Отсутствие позитивной оценки (со стороны окружающих) его самого, его действий для него равносильно неприятию всей его личности, отвержению, неуважению, нелюбви.

• Подобная особенность мешает ребенку получать удовольствие от самого процесса творчества, процесса создания художественного образа в результате рисования, лепки, например, и заставляет ориентировать свою деятельность на обязательное получение положительной оценки, похвалы.

• Таким образом, помимо того, что ребенок зачастую испытывает негативные эмоции, переживания, мешающие радоваться жизни, замечать прекрасное вокруг, излишняя обидчивость, ориентированность на мнение окружающих, некоторая «зацикленность» на отношении к себе других людей мешает развитию личностного потенциала ребенка, его творческих составляющих.

Надеюсь, уважаемые читатели, что моя краткая характеристика особенностей обидчивого ребенка поможет вам сделать необходимые и правильные для вас выводы, чтобы помочь вашим детям стать еще счастливее.

Возможно, вам будет интересно ознакомиться и с другими статьями об особенностях развития личности ребенка:

Спасибо за Ваш интерес к сайту «РАСТИ ВМЕСТЕ»!

Обидчивый ребенок что делать: принимаем оперативные меры

Здравствуйте, дорогие родители!

Некоторые жизнерадостные семьи сталкиваются с проблемой обидчивости своего ребенка. Сначала это происходит не так часто, но вот уже все чаще и чаще, и ребенок обижается уже по малейшему поводу, и подобные ситуации становятся для родителей именно проблемой.

Излишняя обидчивость мешает как самому ребенку, так и всему окружению. Обидчивый ребенок что делать с его обидой? Как поступать родителям, чтобы еще больше не травмировать маленькую личность? Ответы на эти вопросы вы найдете ниже.

Причины детской обидчивости

Почему ребенок обидчивый, в чем причины его поведения? Обида — психологическая реакция, эмоция, неоправданные ожидания ребенка.

Обида, скорее демонстративное чувство, чтобы все видели и знали, что я обиделся, с целью получить раскаяние со стороны обидчика. И это чувство склонно перерастать в привычку. Чем старше становится ребенок, тем сложнее избавиться от этой привычки.

Как часто родители не обращают должного внимания на детские обиды, не придают значения, а ведь именно они могут сопровождать нас на протяжении всей нашей жизни и болтаться ненужным балластом, преследуя нас. Отсюда и развитие комплексов, и недоверие к окружающим, и плохие отношения с близкими.

Почему так происходит, где корень детской обидчивости и как его выкорчевать?

Как помочь ребенку

Справиться с обидой, как вести себя родителям в подобных ситуациях:

  • Обнимите ребенка , глаза в глаза поговорите, что его обидело, что по его мнению произошло не так, разберите ситуацию почему так произошло, что можно изменить, а что он понял неправильно.
  • Не сравнивайте своего малыша с другими детьми , это касается его работы, успехов, личных достижений. Он индивидуален и уникален во всем.
  • Ни в коем случае не оставляйте ребенка без внимания , типа» пообижается и все пройдет». Да, дети могут пользоваться обидой в качестве манипулирования родными, но и не стоит забывать, что обиды могут накапливаться и оставаться в нашей душе очень долго, что может иметь негативные последствия. Так же, частые обиды по любому поводу могут превратиться в привычку.
  • Учите ребенка выражать свои мысли и обиды словами , а не плачем или уединением. Иногда окружающие и не подозревают о том, что вас обидели.
  • После сложившейся у ребенка обиды , например вы не купили ему игрушку, не принимайте ту же модель поведения, ведите себя так, как-будто ничего не произошло, так ребенок быстрее забудет, что обиделся. Иногда обиделся, а потом вспомнил, что обиделся, но уже не помнит, на что именно.
  • Приучайте ребенка смотреть на проблему глазами других , так вы разберетесь, почему люди поступили именно так. Поразмышляйте, как бы он поступил на их месте. Учите ребенка понимать мотивы других людей.
  • Наберитесь терпения и в первую очередь контролируйте себя и свои чувства и эмоции, не срывайтесь на ребенка, как бы вам этого не хотелось. Какой бы выносимой ситуация не была. Держите себя в руках.

Игры для обидчивых детей

Если малыш иногда обижается на друзей или близких, но быстро отходит и забывает, то нет причин для беспокойства. Но если обиды стали постоянны и ни дня не проходит без них, и они сопровождаются долгим затяжным плачем, то нужно принимать меры.

Попробуйте поиграть с ребенком, это еще больше вас сблизит и вызовет доверие.

Отпускаем обиды . Берем воздушный шарик и ребенка. Идем в любое понравившееся место, пишем маркером на шарике все свои обиды, переживания, неудачи. Дайте ребенку подумать, не торопитесь. И отпустите шарик в небо. Отпустите все свои обиды.

Игра: «Чур не обижаться!» Нам потребуются небольшие листки для записей или можете использовать любые другие. Главное правило: чур не обижаться! Ведь это игра. На каждом листке мама пишет обидные для ребенка словосочетания. Например «ты жадина», «ты злюка», «ты нарисовал некрасивый рисунок сегодня».

Каждая записочка заворачивается в трубочку и перемешивается и кладется в любую емкость, будь то вазочка, шляпа, или мешочек. Ребенок тянет записочку и должен зачеркнуть обидные слова и написать противопоставления к ним. Например: «я добрый», «я люблю делиться со своей сестрой игрушками», « А эта картина мне и самому не понравилась». Обсудите записочки, если ребенок затрудняется ответить, вместе ищите решение. Больше фантазии и юмора.

Заполните сердце ребенка своей любовью и обидам там не будет места!

Буду сердечно признательна, если увижу ваши комментарии, напишите, как вы справляетесь с детскими обидами вашего малыша.

Научите ребенка, как правильно реагировать на обиду

Чтобы проблема обидчивости начала уходить…

Если ребенок часто обижается на других детей, то, начав разбирать ситуацию, как правило, можно увидеть любопытный момент. У таких детей крайне малый репертуар возможных реакций. Иначе говоря, они не знают, как можно отреагировать по-другому. Или знают, но не пробовали.

Читайте так же:  Укладываем волосы

Почему? Потому что привычное как-то безопаснее, а новое таит в себе потенциальную опасность (не будет ли хуже?). Поэтому самая большая услуга, которую взрослые могут оказать обидчивому ребенку, – это расширить палитру его возможных реакций.

1. ОТКАЗ ОТ ОБОБЩЕНИЙ. Часто от обидчивого ребенка можно услышать «Меня все обижают». Это называется генерализацией (обобщением). А любые обобщения нужно разбивать до той части, в которой они становятся конкретными.

В данном случае нужно уточнять: «Маша обижает? Нет? А Саша? А Даня? А Катя?» Называйте вначале тех, кто, скорее всего, ребенка не обижает. Таким образом, вы и он придете к тому, что обижают не все, а некоторые.

Привычка думать обобщениями плоха, так как она блокирует возможность действия. Если все против, то всех не победишь, а можно только попробовать спрятаться и убежать. Если же обидчики лишь некоторые, то с этим вполне можно что-то сделать!

2. ПРЯМОЕ ОБРАЩЕНИЕ. Это то, что должно занять важное место в репертуаре реакций. Учите ребенка тому, что если кто-то говорит нечто, что его обижает, он должен прямо выразить свои чувства. Например: «Мне неприятно, когда ты так говоришь (так делаешь). Пожалуйста, не нужно… (обзывать, толкать, смеяться, отбирать)».

Учите также, чтобы он сделал паузу и посмотрел на реакцию. С большой вероятностью другой ребенок откликнется и прекратит делать то, что могло обидеть. Этот способ помогает выйти из ситуации без обиды и при этом отстоять себя.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

3. ИГНОРИРОВАНИЕ. Если прямое обращение не помогает, нужно иметь иные способы действия. Например, не замечать обидчика.

Дело в том, что обидчивые дети рано или поздно становятся мишенями для более активных и злых на язык сверстников. Говорить им «мне неприятно» не помогает, потому что именно этого они и добиваются. Поняв это, нужно действовать по-иному.

Например, попробовать запустить у себя в голове в полную громкость любимую песню, которая «заглушит» издевательства обидчика. Или представлять, что обидчика здесь нет (но не наоборот, иначе получится очередное бегство!).

Впрочем, игнорирование могут применять не все дети. Трудно бывает детям импульсивным, эмоциональным. Они, пытаясь игнорировать, быстро срываются на крик или драку. Но чем старше ребенок, чем эффективнее он может применять этот метод.

4. ОТГОВОРКИ. Способ для дошколят и младших школьников. Да и в дальнейшем, только в более «отточенных», саркастических вариантах.

Итак, отговорки – это то, чем можно быстро и автоматически ответить, если тебя обижают словом. Например: «Кто так обзывается, тот сам так называется»; «Черная касса, ключ у меня, кто обзывается – сам на себя!»; «Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое – оставил». Если есть прямое обзывательство, например: «Неумеха», нужно ответить: «Здравствуй, Неумеха, приятно познакомиться. А меня – Илья зовут».

5. «ТРЕХШАГОВЫЙ МЕТОД». Если обида сочетается с агрессивными действиями, нужно научить ребенка трехшаговому методу по задержке физических реакций. Это подходит, если кто-то, по мнению ребенка, пытается вывести его из себя словами или действиями.

Первый шаг. Сказать: «Мне неприятно, что ты говоришь (или делаешь)». Говорить это нужно твердым тоном, без капризных «слабых» интонаций. Обязательно потренируйте это дома. Тон – это важно.
Второй шаг. Если нападки продолжаются, нужно сказать: «Мне неприятно. Если ты не прекратишь, я тебя ударю». Правда, по отношению к девочкам не подходит.
Третий шаг. Если обидчик продолжает, несмотря на предупреждение, можно его ударить.

При использовании этого метода агрессивных проявлений будет гораздо меньше. И ребенок научится сохранять относительное спокойствие.

6. ДРУГИЕ – ИНТЕРЕСНЫ. Обидчивый ребенок слишком сконцентрирован на себе. Ему кажется, что все вокруг только и заняты тем, чтобы критически рассматривать его. Он будто окружен зеркалами со всех сторон: видит не других, а свои искаженные отражения.

Нужно развивать в нем настоящий интерес к другим детям. А для этого он должен их увидеть, узнать ближе. Договоритесь с воспитателем в саду или учителем в школе, пусть они дадут ребенку задание «создать портрет» кого-то из детей. Узнать, например, что тот ребенок любит из еды, какие мультики смотрит, чего боится, что ему не нравится.

Сами задавайте больше личных вопросов про других детей вашему ребенку, переориентируя его с позиции «что он может сделать для тебя». Когда он сможет увидеть в других личность, проблема обидчивости начнет уходить.

Повышенная обидчивость у ребенка

Эмоциональная реакция человека на ситуацию, когда его игнорируют, отвергают либо несправедливо к нему относятся, выражается переживанием в виде обиды. Сегодня мы поговорим о детской обиде. Обиженные дети ведут себя по-разному: одни отворачиваются и удаляются, другие плачут или пытаются бить обидчика, некоторые хотят убежать. Для борьбы с обидой нужно исследовать причины, провоцирующие ее появление.

Причины детской обидчивости

Детской обидчивостью выражается степень уязвимости и ранимости в вопросах представления ребенка о себе. Каковы же причины, по которым дети огорчаются и обижаются:

Как вести себя с обидчивыми детьми

Какой подход нужен в ситуации, когда ребенок обижен? Как помочь ему преодолеть обиду?

  • Контроль над эмоциями. Обиженный ребенок может устроить истерику. Остановить плач ребенка, не сорвавшись, довольно сложно. Но необходимо контролировать эмоции и сохранять спокойствие. Хотя бы внешняя уравновешенность может успокоить кроху;
  • Помощь малышу. Ласково поговорите с ребенком, присев так, чтобы ваши лица находились на одинаковом уровне. При объяснении можно держать малыша за руку, ласково поглаживая голову. Так вы поможете ему освободиться от негативных эмоций;
  • Сочувствие. Постарайтесь озвучить невыраженные чувства ребенка, сказав, что вы его понимаете. Малыш успокоится, почувствовав, что мама разделяет его переживания и готова помочь;
  • Смягчение безоговорочного «нет». Чтобы одержать победу над истериками, можно заменить строгие запреты на возможность исполнить желание малыша. Например, ребенок хочет мороженое в зимнюю погоду. Отказываем в покупке мороженого, но взамен предлагаем сок и пирожное. Этот прием смягчит запрет и не сформирует чувство обиды.

Как помочь ребенку

Разбирая ситуацию с обидчивым ребенком, можно заметить, что дети часто не знают, какие виды реакций на обиду существуют. Взрослый должен раскрыть для ребенка возможности иного реагирования на обиду. Каким образом?

Мнения специалистов. Советы для родителей

Помощь детям по преодолению обид должна строиться в соответствии со следующими условиями:

  • для осуществления психологической помощи детям должна проводиться предварительная диагностическая работа по выявлению уровня подготовленности детей к преодолению обид;
  • у ребенка должна быть создана психологическая база для работы со специалистом;
  • работа по избавлению от обид выстраивается поэтапно при постепенном взаимодействии родителей и педагогов.

Отдельно нужно поговорить о роли родителей в помощи обидчивым детям. В основе проблемы лежит стиль воспитания в семье. Если между родителями царит взаимопонимание, то вопросы обидчивости ребенка решаются безболезненно и эффективно. Следующие советы помогут родителям в этой нелегкой работе:

Читайте так же:  Кунжутное масло для волос

Немного о профилактике обидчивости у ребенка

Любую проблему легче предупредить, чем решить. Воспитание — это не только целенаправленный процесс передачи знаний, умений и навыков. Это обширная систематическая работа, которая требует постоянного внимания, терпения, настойчивости, мудрости. На чем основан этот сложный процесс? Базовой категорией воспитательной деятельности является родительская безусловная любовь и постоянная забота.

Если малыш вырос в атмосфере любви и внимания со стороны родителей, его реакции на окружающий мир вполне адаптированы, и любая проблема поддается скорейшему анализу и легко разрешима.

Насколько опасна детская обида?

Детская обида — серьезный психологический феномен, глубоко изучаемый наукой. Способность обижаться присуща каждому человеку. Однако именно детские обиды, особенно затаенные и скрытые, имеют фундаментальное влияние на формирование характера и личности человека. Это не означает, что если в детстве ребенок был плаксивый и на все обижающийся, то он вырастет неврастеником и будет обидчивым и во взрослом возрасте. Детские обиды, трансформируясь в вытесненную психическую энергию, могут проявиться в характере взрослого человека самым непредвиденным образом. Как же быть, если сын или дочь является обидчивым ребенком и что делать, чтобы избежать или снизить влияние острых негативных последствий такой черты детского характера?

Является ли родительская строгость поводом для затаенной обиды?

Детская обида чаще всего проявляется в двух видах: открытом и затаенном. В тех случаях, когда обиженный ребенок открыто и показательно проявляет свои эмоции, от этого, конечно, остро страдают родители или воспитатели. Постоянно плачущий обидчивый ребенок может раздражать своими капризами и непрекращающимися претензиями. Однако важно понимать, что детская обида, выраженная в открытой эмоциональной форме, намного безопаснее для формирующейся личности ребенка, чем обидчивость затаенная, скрытая, взращиваемая изо дня в день маленьким человечком, который еще не может открыто возразить своим обидчикам.

Именно на понимании этого основывалось большинство традиционных воспитательных систем, предусматривающих физические наказания. Считалось, что, если нашкодившее дитя получает справедливое наказание в виде порки, оно воспитывается, приобретает жизненный опыт, вводится в определенную систему социальных отношений. На самом деле детская обида от заслуженного физического наказания проходит очень быстро. Ребенок не склонен долго обижаться, если знает, что был наказан заслуженно. Но главным вопросом здесь всегда было то, кто имеет право судить о заслуженности такого наказания. И наконец, как узнать, считает ли обидчивый ребенок то или иное наказание заслуженным?

Именно поэтому в современной теории воспитания даются рекомендации о полном отказе от физических наказаний. Никто не может предвидеть, как поведет себя ребенок, обидевшись даже на легкий шлепок по попе, и как эта детская обида скажется на формировании его характера. Но ведь и родители не железные. Считается, что ребенка может обидеть каждый. А как же психологическое состояние матери или отца, которых каждый день выводит из себя отвратительное поведение или плаксивость ребенка. Здесь важно понять, что ребенка не стоит воспринимать как уже сложившуюся личность. Он находится в процессе активного формирования. Поэтому к любым эмоциональным проявлениям малыша следует относиться спокойно. Периодически его можно и пожурить, и даже слегка наказать. Главным правилом является то, что во время любого наказания родитель должен быть спокоен, не проявлять злобы, раздражения, отчаяния. Детские обиды от заслуженных наказаний проходят быстро. Намного опаснее являются обиды скрываемые. Откуда может взяться такая обида?

Как формируются опасные для психики скрытые обиды?

Какие детские обиды действительно опасны для формирования характера человека? Как научить ребенка соблюдать правила нормального поведения, не повреждая при этом его психику? В каждой отдельной ситуации складываются условия, когда родители или воспитатели должны сами выбирать правильный путь общения с маленькой и динамичной личностью. Однако можно выделить и ряд стандартных, часто встречающихся случаев, при которых дети или подростки затаивают обиды, негативно влияющие на их дальнейшее психическое развитие. Среди таких стандартных случаев можно выделить следующие:

Это только несколько наиболее часто встречающихся ситуаций. Жизнь же намного разнообразнее.

Как поступать родителям?

Далеко не все взрослые люди хорошо разбираются в детской психологии. Из-за банального незнания можно сильно обидеть или даже оскорбить ребенка. Особенно подвержены психологическому травмированию обидчивые дети. Каждый взрослый человек просто должен, опираясь на свое понимание норм межличностных отношений и такта, стремиться к нормальным взаимоотношениям в семье. С ребенком нужно общаться уважительно, шутить весело, но не обидно, похвально отзываться о любом успехе и не упрекать из-за неудач.

Униженные и уязвленные

«Я только с Лешей дружу. Только он меня жалеет, играет со мной в разные игры, рассказывает мне разные истории. А все остальные со мной не дружат и только и думают, как меня обидеть». Да полно, никто не унижает достоинства этого мальчишки, не отвергает его, но такие, как этот мой пятилетний пациент, видят посягательство на его «я» и там, где ничего подобного нет и в помине. Он колюч, агрессивен, смертельно обижается на шутку, малейшую иронию в его адрес, словом, постоянно ждет от других унижения, оскорбления, агрессии.

Эти дети сверхобидчивы, сверхранимы, это «ежики», чуть что сворачивающиеся в клубок, улитки, захлопывающие раковины, нежные «мимозы», которые лишний раз не тронь .

Не добиться, а обидеться

В состоянии обиды (даже если и обижаться не на что) такой ребенок не стремится разрешить ситуацию с позиции силы — он не дерется с обидчиком, не мстит ему. «Ежик» именно что демонстрирует свою «обиженность», демонстрирует всем видом — он отворачивается, перестает разговаривать, потирает ушибленное место, если оно есть, словом, показывает обидчику, что тот виноватей виноватого и немедленно должен прощения просить или как-то исправиться.

Сверхобидчивые обижаются практически на все. Если одни дети, например, в ситуации удачи другого или собственного проигрыша в игре не испытывают никаких особых чувств, кроме азартного стимула продолжить игру и добиться-таки успеха, эти чувствуют себя уязвленными.

Обида возникает именно что в ситуациях вполне нейтральных, скажем, девочка обижается, что подруги играют без нее, но при этом не предпринимает никаких попыток присоединиться к их занятию, лишь демонстративно отворачивается и со злостью поглядывает на них. А другая дуется, когда воспитательница в группе занимается с ее приятелем, а на нее саму внимания не обращает.

Они недоверчивы к ласке, как кошки, что царапают руку, протянутую с дружелюбными намерениями, замкнуты, скрытны, «застегнуты на все пуговицы», подозрительны, мнительны. Попадая в конфликтную ситуацию, они будут заниматься осуждением всех и вся, выискивая оправдания для себя вместо того, чтобы искать пути выхода из конфликта, любого, вплоть до намерения дать сдачи.

Вырваться из этого порочного круга самостоятельно очень трудно. Если оставить этих детей наедине с их проблемами, то им грозит потом угрюмое одиночество и неудачливость. Они озлобляются на весь свет, «ломаются», становясь шутами среди сверстников.

Не сравнивайте!

Взрослым обычно кажется, что любить ребенка — это прежде всего его хвалить. Обычно родители, понимая особую ранимость своего обидчивого малыша, его обостренную потребность в признании и уважении, стремятся как можно чаще именно что побольше хвалить и поощрять его. И это в воспитании сверхобидчивых совершенно неправильно.

Читайте так же:  Силиконы в шампунях

Главное условие здесь — полное отсутствие оценок и сравнений их поведения с поведением других. Любовь и уважение — да, безусловно, но вне зависимости от успехов малыша. Тогда отпадет необходимость в постоянных попытках самоутверждения, потому что любая оценка, положительная или отрицательная, фокусирует внимание ребенка на сравнении себя с другими. Сдвинуть его с этой позиции можно, например, переключив его внимание на любой вид творчества, на общение, объясняя, что сравнивать себя с другими — отнюдь не самое важное и уж точно не самое интересное занятие в его жизни.

Малыш должен испытать удовольствие от самого процесса рисования или игры, и вовсе не потому, что он, возможно, будет делать это лучше всех, и его за это похвалят, а потому что это интересно, особенно если все делать вместе с другими! Интерес к сказкам, песенкам, рассматриванию картинок тоже отвлечет ребенка от мыслей о себе и об отношении к нему окружающих. Другие дети должны стать для него не источником обиды, а партнерами по общему делу, он должен понять, что они существуют вовсе не для того, чтобы уважать или не уважать его.

Создавайте ситуации и организовывайте игры, в которых дети могут пережить общность друг с другом, сделать реальное общее дело! И, глядишь, обидчивый увидит в сверстниках друзей и партнеров. Именно такие отношения порождают сочувствие, сопереживание, умение радоваться чужим успехам и помогают избежать обиды. Обращайте почаще его внимание на то, что другие дети имеют собственные интересы и желания, а вовсе не сосредоточены на его персоне.

Но в игры-соревнования обидчивым детям лучше не играть: это все та же ориентация на чужую оценку и в конце концов — те же неоправданные ожидания и обиды.

Обидчивость — это глупость

«Ежиков» надо гладить по шерстке умеренно. Мягко и терпеливо, шаг за шагом, вести их к пониманию истинного чувства достоинства, объяснить разницу между доброй шуткой и насмешкой. Им внушают, что обидчивые теряют друзей и множат врагов, что на них «возят воду», когда, используя их обидчивость, ими начинают управлять злые люди. Детям постарше уже можно попробовать объяснить, что, в конце концов, чрезмерная обидчивость — разновидность глупости, что так больше потеряешь, увлеченный «пережевыванием» собственных неудач, пока другие рванут вперед.

Да, «мимозы», случается, закомплексованы. Это бывает, если их действительно унижали, если у них накоплен реальный опыт обид, несправедливости, опыт отвержения сверстниками. В таком случае они — подранки и тем более нуждаются в ободрении, в максимальной включенности в них. Когда школьник путем упорных занятий, с помощью организованной родителями дополнительной работы с репетитором добьется нормальной успеваемости, окрепнет душой, а учителя и одноклассники станут уважать его, когда он действительно будет способен защитить себя, он успокоится, станет добродушнее относиться к подтруниванию над собой.

Словом, организуйте «мимозе» теплый ветер — и она оживет.

Что делать?

Ребенок пришел к вам в слезах и с обидой на других? Прежде всего:

Да, детский плач и истерика всегда сильно действуют на нервы. Но даже если это происходит в пятнадцатый раз на день, и вы находитесь в общественном месте, не стоит срываться. Сохраните хотя бы внешнее спокойствие и контролируйте свои эмоции — ведь так вы поможете успокоиться ему самому. И вам это гораздо проще сделать, чем вашему малышу.

Обнимите и приласкайте ребенка, если он не сопротивляется. В противном случае не настаивайте. При обьяснениях желательно вашим лицам быть на одном уровне: наклонитесь или присядьте. Погладьте ребенка по голове, сделайте легкий массаж пальчиков — все это поможет ему быстрее преодолеть дурные эмоции.

Выразите словами свои чувства, даже если ваш ребенок совсем маленький. И он быстрее успокоится, если поймет, что мама его понимает и ему сочувствует. Повторите несколько раз слова «Ты очень огорчен и расстроен, я понимаю».

Предотвратить детские обиды и истерики вам поможет маленькая хитрость. Это очень просто. Нельзя брать мамин телефон самому, но осмотреть его, пока он в маминых руках — можно. Нельзя есть мороженое во время простуды, а вот сладкий пирог — можно. Безоговорочное «нельзя» почти всегда вызывает у ребенка еще большую обиду, а вот частичное — воспринимается намного легче.

А вот несколько игр для «маленьких мимоз», что помогут им научиться не обижаться друг на друга попусту.

Детей посадите в круг или поставьте по кругу. Они будут передавать друг другу мяч, называя соседа разными необидными словами, например названиями овощей, грибов, фруктов, мебели и т.п. (условия лучше заранее обговорить, какими «обзываниями» можно пользоваться). Каждое обращение пусть начинается со слов: «А ты. мухомор!» Но в последнем круге поменяйте правила — скажите соседу что-нибудь приятное. Например, «А ты. солнышко!» Играть нужно быстро. А ребят предупредить, что это всего лишь игра, и обижаться друг на друга не стоит. Эта игра поможет снять агрессию и выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Выбирайте водящего — «жужу», который сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до «жужи». «Жужа» терпит, но когда ему все это надоедает, он вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь при этом поймать того, кто сильно «обидел». Если поймал, он и будет «жужей».

«Дразнилки», как и в предыдущей игре, должны быть не слишком обидными. Эта игра также поможет стать менее обидчивыми и даст детям возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

Эта игра может помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Обидчивые дети

Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. Обидчивость отравляет жизнь и самому человеку, и его близким. Справиться с этой болезненной реакцией непросто. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к накоплению как явных, так и скрытых конфликтов в семье и в конечном итоге деформируют личность человека.

В общих чертах обиду можно понимать как болезненное переживание человеком своего игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению. Это переживание включено в общение и направлено на другого. Явление обиды возникает в дошкольном возрасте. Маленькие дети (до трех-четырех лет) могут расстраиваться из-за отрицательной оценки взрослого, требовать внимания к себе, жаловаться на сверстников, но все эти формы детской обиды носят непосредственный, ситуативный характер — малыши не «застревают» на этих переживаниях и быстро забывают их. Феномен обиды во всей своей полноте начинает проявляться после пяти лет, в связи с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении — сначала взрослого, а потом и сверстника. Именно в этом возрасте главным предметом обиды начинает выступать сверстник, а не взрослый.

Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего Я, свою непризнанность, незамеченность. К этим ситуациям относятся игнорирование партнера, недостаточное внимание с его стороны, отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке, неуважительное отношение со стороны других — дразнилки, успех и превосходство других, отсутствие похвалы).

Читайте так же:  Как приготовить тоник в домашних условиях

Во всех этих случаях ребенок чувствует себя отвергнутым и ущемленным. В состоянии обиды ребенок не проявляет прямой или косвенной физической агрессии (он не дерется, не нападает на обидчика, не мстит ему). Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей «обиженности». Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться. Он отворачивается, перестает разговаривать, демонстративно показывает свои «страдания». Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и парадоксальную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой стороны, дети отказываются от общения с обидчиком — молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Отказ от общения используется как средство привлечения внимания к себе, как способ вызывания чувства вины и раскаяния у того, кто обидел. В той или иной мере в определенных ситуациях чувство обиды переживает каждый человек. Однако «порог» обидчивости у всех различный. В одних и тех же ситуациях (например, в ситуации успеха другого или проигрыша в игре) одни дети чувствуют себя уязвленными и обиженными, другие не испытывают подобных переживаний.

Кроме того, обида возникает не только в ситуациях, приведенных выше. Можно наблюдать случаи, когда обида возникает в ситуациях вполне нейтрального характера. Например, девочка обижается, что подруги играют без нее, при этом она не предпринимает никаких попыток присоединиться к их занятию, а демонстративно отворачивается и со злостью поглядывает на них. Или мальчик обижается, когда воспитатель занимается с другим ребенком. Очевидно, что в этих случаях ребенок приписывает другим неуважительное отношение к себе, видит то, чего на самом деле нет.

Таким образом, нужно различать адекватный и неадекватный повод для проявления обиды. Адекватным можно считать повод, когда имеет место сознательное отвержение человеком партнера по общению, его игнорирование или неуважительное отношение. Кроме того, более обоснованной можно считать обиду со стороны значимого человека. Ведь чем больше другой человек является значимым, тем больше можно рассчитывать на его признание и внимание. Повод, в котором партнер вовсе не демонстрирует неуважение или отвержение, можно считать неадекватным для обиды на другого. В этом случае человек реагирует не на реальное отношение, а на свои собственные неоправданные ожидания, на то, что он сам воспринимает и приписывает окружающим.

Неадекватность источника обиды и есть тот критерий, по которому следует различать обиду как закономерную и неизбежную реакцию человека и обидчивость как устойчивую и деструктивную черту личности. Закономерным следствием этой черты является повышенная частота проявлений обиды. Обидчивыми называют тех, кто часто обижается. Такие люди постоянно видят в окружающих пренебрежение и неуважение к себе, а потому поводов для обиды у них достаточно много. Уже в дошкольном возрасте можно выделить детей, склонных к обиде.

Обидчивые дети воспринимают успехи других как собственное унижение и игнорирование себя, а потому переживают и демонстрируют обиду. Характерной особенностью обидчивых детей является яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя.

Обидчивые дети как будто не замечают окружающих. Они выдумывают несуществующих друзей и истории, не обращая внимания на своих реальных партнеров. Собственные фантазии, в которых ребенок обладает всеми мыслимыми достоинствами (силой, красотой, необыкновенной храбростью), закрывают от него реальность и замещают действительные отношения со сверстниками. Оценка себя и отношение к себе замещает непосредственное восприятие сверстников и отношения с ними. Окружающие ребенка реальные сверстники воспринимаются как источник отрицательного отношения.

У обидчивых детей существует явное ощущение своей «недооцененности», непризнанности их достоинств и собственной отверженности. Однако это ощущение не соответствует реальности. Данные исследований показывают, что обидчивые дети, несмотря на их конфликтность, не принадлежат к числу непопулярных или отвергаемых. Следовательно, такая заниженная оценка обидчивых детей глазами сверстников является результатом исключительно их собственных представлений.

Данный факт указывает на еще одну парадоксальную особенность обидчивых детей.

С одной стороны, они явно ориентированы на положительное отношение к себе со стороны всех окружающих и всем своим поведением требуют от них постоянной демонстрации уважения, одобрения, признания. С другой — по их представлениям окружающие люди их недооценивают, и они ожидают от них, и главным образом от сверстников, негативной оценки себя. В некоторых случаях они сами инициируют ситуации, в которых они могли бы почувствовать себя отверженными, непризнанными, и, обижаясь на сверстников, получают от этого своеобразное удовлетворение.

Итак, характерные особенности личности обидчивых детей свидетельствуют о том, что в основе повышенной обидчивости лежит напряженно-болезненное отношение ребенка к себе и оценке себя, которое порождает острую и ненасыщаемую потребность в признании и уважении. Ребенку необходимо непрерывное подтверждение собственной ценности, значимости, «любимости». В то же время он приписывает окружающим пренебрежение и неуважение к себе, что дает ему мнимые основания для обиды и обвинения других. Этот порочный круг чрезвычайно трудно разорвать. Ребенок постоянно смотрит на себя глазами других и оценивает себя этими глазами, находясь как бы в системе зеркал. Все это приносит ребенку острые болезненные переживания и препятствует нормальному развитию личности. Поэтому повышенную обидчивость можно рассматривать как одну из конфликтных форм межличностных отношений.

Другие проблемные формы отношения к сверстникам

Особенности детей с проблемами в поведении

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Несмотря на различия в проблемном поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные причины. В общих чертах суть этих психологических проблем можно определить как фиксацию ребенка на оценке себя. Причем проблемы этих детей заключаются не в уровне их самооценки и даже не в степени ее адекватности. Самооценка этих детей может быть чрезмерно завышенной, средней или заниженной; она может соответствовать реальным достижениям ребенка, а может существенно расходиться с ними. Все это само по себе не является источником личностных проблем. См. →

Обидчивый ребенок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here