О чем поговорить с ребенком

Самая важная и интересная информация на тему: "о чем поговорить с ребенком" с профессиональной точки зрения. В статье собрана и структурирована весь полезный материал по теме.

50 вопросов трехлетке: о чем можно поговорить с маленьким ребенком

О насущном

В три года дети ведут крайне активную жизнь, согласитесь? Прогулки, занятия, игры, новые знакомства и приключения, которые начинаются, едва малыш выходит за порог дома. Так что вы вполне можете поговорить о том, как прошел его день. Вот что можно спросить.

  1. Чем ты сегодня занимался?
  2. В саду было интересно?
  3. Что тебе сегодня больше всего понравилось?
  4. Ты был добр к своим друзьям?
  5. Что ты ел? Тебе понравилось?

Да, к слову о еде! Все трехлетки — те еще гурманы! К этому времени они определяются с тем, что они любят и в особенности с тем, что не любят. Самое время расспросить их о кулинарных предпочтениях.

  1. Что ты больше всего любишь есть на завтрак? А на обед? А на ужин?
  2. Какой твой любимый перекус? Какие вкусняшки любишь?
  3. Ты больше любишь соленое или сладкое?
  4. Что бы ты хотел попробовать приготовить вместе со мной?
  5. Что из еды тебе больше всего не нравится?

Звукоподражание — один из важнейших элементов общения с ребенком. Вместе вы мяукаете, крякаете и мычите (не бойтесь, мы никому не расскажем), но ведь вокруг куча других звуков, несвязанных с животным миром. Почему бы не поговорить о них?

  1. Как думаешь, какие звуки издает грузовик?
  2. Какие звуки тебе нравятся?
  3. Какие звуки тебя раздражают?
  4. Какой звук ты умеешь изображать лучше всего?
  5. Как храпит папа?

О животных

Когда ребенок узнает о животных, он не только изучает, какие звуки они издают и как они выглядят, но также знакомится с аспектами родной культуры, ведь в детских книгах именно животные часто выступают главными героями, которые несут какую-либо идею и показывают, как устроен мир вокруг него. Так что животные — неисчерпаемая тема для разговора.

  1. Какое у тебя любимое животное? Почему?
  2. Где живут утки?
  3. Как говорит поросенок?
  4. Какие животные живут на ферме? А в лесу?
  5. Каким животным ты хотел бы стать?

Чтобы ребенок знал, что он полноценный член семьи, нужно наделять его обязанностями (разумеется, посильными), а также интересоваться его мнением на самые разные темы. Скажем, можно обсуждать с ним ваши ближайшие семейные планы.

  1. Чем тебе хочется заняться на выходных?
  2. Куда ты больше всего любишь ходить?
  3. К кому ты хочешь сходить в гости?
  4. Что ты наденешь, когда мы пойдем на прогулку?
  5. Что мы возьмем с собой?

Семья помогает ребенку наладить первые и самые крепкие контакты с людьми. Обязательно обсуждайте с малышом тему семьи и отвечайте на его вопросы, а также задавайте свои.

  1. Как зовут членов твоей семьи?
  2. Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
  3. У тебя есть сестра или брат?
  4. Чем можно заниматься с семьей?
  5. Кто у тебя есть, помимо мамы и папы?

О чувствах

Три года — время взрывных чувств, когда разгон от полного счастья до приступа гнева составляет каких-то пару секунд. Сейчас очень важно говорить с ребенком о чувствах и помогать ему их проживать.

  1. Что делает тебя счастливым и веселым? Отчего тебе бывает грустно?
  2. Что кажется тебе страшным? Почему оно тебя пугает?
  3. Что сегодня было смешного?
  4. Из-за чего ты можешь стесняться?
  5. Что ты больше всего любишь делать?

О занятиях

Трехлетка постоянно что-то делает, придумывает и воплощает в жизнь. Понаблюдайте за ребенком и спросите его о том, чем он занимается.

  1. Что бы ты хотел поделать сегодня?
  2. Какие поделки ты любишь мастерить больше всего?
  3. Чем тебе больше всего нравится заниматься в саду/клубе?
  4. Тебе больше нравится рисовать или петь?
  5. В какие игры можно поиграть на площадке?

Об окружающем мире

Дети часто начинают нести беспорядочную чепуху, когда вы куда-то идете, или задавать тьму вопросов, когда вы дичайше опаздываете. Возьмите инициативу в свои руки и сами начните спрашивать — это немного отвлечет ребенка, а вы узнаете много нового.

  1. Что ты видишь вокруг?
  2. Как думаешь, сегодня будет дождь?
  3. Тебе не кажется, что это облако похоже на тебя?
  4. Какого цвета эти птички? Как они поют?
  5. Сегодня много народу на улице или не очень, как считаешь?

Скорее всего, у вашего ребенка уже появились первые друзья из числа одногруппников в саду или товарищей по площадке и развивашкам. Поговорите с ним о них.

  1. Кто твой самый лучший друг?
  2. А ты хороший друг?
  3. Тебе нравится играть с друзьями по очереди и не ругаться?
  4. Что друзья должны делать друг для друга?
  5. Что тебе больше всего нравится делать с друзьями?

Воспитание ребенка

Советы родителям о том, как лучше начать и провести разговор с ребенком на деликатную тему

Как говорить с детьми на неудобные темы

Детям необходимо наставление взрослых о множестве проблем, с которыми они могут столкнуться в современном мире. Это и сексуальные отношения, и запрещенные вещества, алкоголь и табак, издевательство сверстников, ужасные новости, поступающие из средств массовой информации, смерть и многое другое. Этому списку нет конца. Непростые темы могут вызывать у родителей страх, предубеждение или дискомфорт. Но разговаривать о них необходимо, поскольку доброе родительское наставление и совместное обсуждение имеют решающее значение для здорового развития детей, а также способствуют укреплению открытого и постоянного общения в семье.

Как начать разговор, чтобы не поставить себя или ребенка в неудобное положение?

В качестве естественной преамбулы к разговору используйте телепередачи, фильмы, книги, новости и т. п., это поможет инициировать разговор, подняв определенную тему для совместного обсуждения, и даст возможность детям соотнести ее со своей собственной жизнью.

Когда у вас получится завязать непринужденный разговор на тему только что прослушанной по телевизору новости, далее, как вариант, постарайтесь превратить его в игру, попробовав «угадать», как бы ребенок или кто-то другой (например, какой-то персонаж) отреагировал на данную проблемную ситуацию; затем предложите ребенку самому высказать предположение о своей возможной реакции и в завершение предложить свой «взрослый» вариант. Такая игра поможет родителям на собственном примере показать ребенку, как стоит реагировать на данную проблемную ситуацию.

Никогда не осуждайте, не злитесь и не кричите на ребенка во время разговора. Вы же не хотите напугать его и пресечь всякое желание разговаривать с вами на трудные темы. Постарайтесь сохранять спокойствие и внимательно слушать то, чем с вами делится ваш малыш.

Читайте так же:  Раскрываем секреты красоты дженнифер лопес

Будьте осторожны с использованием вопросов «Почему?», «Зачем?», которые могут заставить ребенка перейти к обороне и закрыться для общения.

Дайте ребенку понять, что разговор, который может быть для него неудобным, не будет продолжаться вечно. Во время разговора или перед его началом небрежно заметьте, что приближается время прогулки с собакой или сходить за продуктами в магазин.

Поощряйте ребенка к тому, чтобы он не стеснялся инициировать важный разговор в любое удобное для него время. Чтобы сохранять непринужденность, используйте принцип карточек, когда ребенок оставляет в условленном месте карточку с названием неудобной темы. Вы находите эту карточку и ненавязчиво подводите разговор к той проблеме, которую обозначил ребенок.

Этот инструмент можно использовать не только для обсуждения проблемных тем, но и для того, чтобы члены семьи могли обмениваться пожеланиями, например: «Я бы хотел, чтобы сегодня вечером мы все пошли в детский городок в нашем парке». Мама могла бы оставить карточку с таким пожеланием: «Сегодня у меня на работе напряженный день. Помой, пожалуйста, всю посуду».

Почему так важно разговаривать на «неудобные» темы?

Если вы не будете разговаривать со своими детьми о серьезных проблемах, с которыми они могут столкнуться в жизни, можете быть уверены, что на вашем месте окажется кто-то другой. Это может быть другой ребенок или даже взрослый, который, очень вероятно, окажет негативное влияние на представления и дальнейшие действия ваших детей. Родители должны быть первыми людьми, которые поднимают трудные темы, чтобы сформировать у детей фундамент правильного отношения к проблеме, а также укрепить их доверие к родителям в абсолютно ВСЕХ вопросах. Ребенок должен быть уверен, что какой бы ни была ситуация, он обязательно ощутит поддержку своих мамы или папы.

Когда нужно разговаривать с ребенком на «неудобные» темы?

Начните разговаривать с детьми как можно раньше, чтобы они без малейшей опаски могли говорить о «неудобных» вопросах в будущем (таких как сексуальные отношения, курение, алкоголь, наркотики и пр.), когда у них появится больше вопросов.

Независимо от того сколько лет вашему ребенку, можете приступить к решению сложных вопросов незамедлительно, став хорошим слушателем, взращивая доверие ребенка к вам во всех вопросах, а также поощряя искренность и честность. При этом возраст ребенка не так важен, как его окружение в школе и его уровень потребления информационного контента. Например, если он смотрит фильмы, которые демонстрируют употребление наркотиков, то определенно пришло время поднять эту тему в семейном разговоре.

Как сохранять самообладание и продуктивность разговора, если родители расстроены тем, что говорит ребенок?

Очень важно, чтобы родители оставались открытыми к тому, что рассказывают им дети. Если вы сразу же будете злиться, критиковать или кричать на них, они перейдут в оборону и закроются для общения. А это может означать, что они не придут к вам в будущем, когда напугаются или будут обдумывать опасные для них ситуации.

Популярные группы

Как общаться с ребёнком 7–10 лет?

Иногда вы ропщете, чувствуете, что не в состоянии совладать со своим растущим чадом, меняющимся и преподносящим всё новые сюрпризы с завидным постоянством и разнообразием. Вот бы нам всем владеть волшебным безотказным методом воспитания, но увы!

Скажу старую банальность: «Каждый ребёнок уникален». Они уже рождаются такими, или с задатками лидера, весельчака, любопытного познавателя окружающего, или, что тоже неплохо, «неспустихи» обид.

Предлагаю идеи, которые помогут действовать сознательно, чтобы научить чему-то новому вашего ребёнка. Так вы построите новые отношения, и у вас, наконец-то, наступит взаимопонимание!

С началом учёбы в школе привычная картина мира малыша меняется кардинально – он, оказывается, не является центром Вселенной. Ведь до тех пор его окружали сюсюкающие бабушки, дедушки и любящие родители. Отныне же ему придется соответствовать требованиям строгих учителей, научиться понимать и принимать критику.

1. Начинается формирование детской самооценки. Этот очень важный момент нельзя упустить – есть шанс привить ребёнку нужную степень уверенности в себе. Первоклассник задумывается о своём положении в обществе и успешности. На первый план выходит новый принцип «надо» вместо садиковского «хочу». Пока школьник не понимает, зачем он ходит в школу, и скоро теряет к ней интерес. Объясните, что знания дадут ему в будущем. Не используйте в разговоре избитые клише: «Учись хорошо, а то в жизни не устроишься», или «Делай всё, что скажет учитель». Искренние рассказы заинтересуют ребёнка больше скучных нотаций. В бытовом общении приводите интересные запомнившиеся вам факты из истории, географии, культуры, литературы. Это немало обогатит интерес школьника к получению новых знаний. Главное – научите первоклашку доводить начатое до конца.

2. В новом коллективе, где социальная роль первоклашки претерпела сильные изменения и приходится отвоёвывать жизненное пространство среди сверстников, ваша главная задача – научить ребёнка самостоятельно решать свои проблемы, а не решать их за него. Если он делится своими неудачами, демонстрируйте понимание и поддержку и не отмахивайтесь пустяковыми фразами. Он подумает, что вы не понимаете всей сложности ситуации. Ребёнок признаётся, что считает себя глупым, бездарным, некрасивым? Не разубеждайте в обратном, а попробуйте разобраться – почему он так считает, может, кто-то сказал ему об этом. Постарайтесь вникнуть в детские переживания и проанализировать их. Доброжелательно, с чуткостью и глубоким вниманием. Позвольте малышу обрести свой жизненный опыт и научиться разбираться с любыми ситуациями. Это очень ценно. Так вы завоюете его доверие и станете его настоящим другом!

3. Родительская критика. Да, дети иногда нас злят и раздражают. Часто мы теряем терпение на этих копуш, растеряш, упрямцев и срываемся на окрики. Нередко направляем их на самого ребёнка, а не на детские оплошности. Это не может принести ничего конструктивного. Выражая свои эмоции, никогда не нападайте на индивидуальность, личность или характер ребёнка. Его внутреннее «Я» ещё не сформировалось и очень зависимо от подобных высказываний. Конструктивная критика не задевает личность ребёнка – это подсказка, как лучше выполнить ту или иную задачу. Он будет вам благодарен за отсутствие негативной реакции на его проступок. Недопустим в общении с ребёнком и родительский сарказм. Себе мы кажемся необычайно остроумными, но маленькому человеку просто нечего ответить на

подобные выпады. Он замыкается и уходит в себя, запоминая хлёсткие слова взрослых на всю жизнь. Просто скажите: «В конце концов, ничего страшного не произошло».

4. Всегда относитесь к позиции ребёнка и его мнению по какому-либо поводу с уважением. Он не упрямится – он отстаивает своё видение ситуации. Ведь родитель для него – всесильный, умный хозяин его жизненного пространства. Хорошо, если у ребёнка есть своя уединённая комната в квартире, куда он может уйти во время конфликта, чтобы избежать упрёков и неприятных вопросов.

Читайте так же:  Как визуально, с помощью макияжа, сделать глаза больше

Не склоняйте выполнять ваши требования насильно – ничего, кроме обиды и бессильной ярости, вы не добьётесь. Принятие аргументов, немного свободы, доверия и сотрудничества – и ситуация станет более мирной. На время – ведь ваш ребёнок растёт и скоро подкинет новую проблему!

Воспитание ребенка

Сорок вопросов, которые помогут родителям общаться даже с самыми молчаливыми детьми

Вопросы, которые помогут разговорить детей

Общение укрепляет связь. Когда мы останавливаемся и внимательно слушаем, мы можем многое узнать о наших детях. Иногда дети неохотно раскрываются и не хотят рассказывать нам о своих мыслях, событиях, мечтах, волнениях. но мы очень хотим стать частью их мира, быть полезными и поддерживать их. Как же побудить детей к разговору?

Отличный способ заставить детей раскрыться – это положить за правило поддерживать ежедневные беседы. Чем сильнее наши дети чувствуют, что они могут разговаривать с нами о самых разных мелочах, тем охотнее в дальнейшем они начнут делиться с нами более важными проблемами. Мы дарим нашим детям удивительный подарок, просто общаясь с ними. Когда мы воздерживаемся от оценок и слушаем детей с намерением исследовать, поддерживать и устанавливать связь, происходит волшебство!

Список из тридцати вопросов, которые способствуют диалогу между родителями и детьми

1. Если бы ты писал книгу, как бы ты назвал главного героя и куда бы его отправил?

2. Какое твое любимое занятие?

3. Если бы ты мог сделать собственную футболку, что бы ты нарисовал или написал на ней?

4. Какой была самая лучшая часть твоего сегодняшнего дня/уроков/занятия.

5. Какое твое самое любимое воспоминание о том, когда тебе было ___ лет?

6. Если бы твою жизнь экранизировали, чем бы заканчивался фильм?

7. Есть ли у тебя какой-то интересный анекдот или шутка, чтобы рассказать мне?

8. Что самое смешное ты видел сегодня/на этой неделе?

9. Как бы ты описал свой идеальный день?

10. Если бы у нас был самолет, на котором мы прямо сейчас могли бы улететь на каникулы, куда бы ты хотел полететь?

11. Если бы мы могли поехать в (укажите название любимого места), но не на машине, как бы мы туда попали?

12. Если бы ты мог завести в качестве домашнего любимца любое животное из существующих в мире, куда бы ты отправился за ним и кто бы это был?

13. Если бы ты мог делать что-то так же хорошо, как твой друг (назовите имя друга), что бы это было?

14. Если бы ты мог делать что-то, что делает папа/мама, что бы ты хотел уметь делать?

15. Если бы ты мог изменить что-то в школе, что бы это было?

16. Если бы ты мог изменить что-то в нашей семье, что бы это было?

17. Если бы ты мог изменить что-то в мире, что бы ты изменил и как?

18. Кто твой любимый телевизионный/книжный/сказочный персонаж и что тебе нравится в нем/ней?

19. Если бы ты мог пообедать с (назовите имя любимого персонажа), куда бы вы пошли и что ели бы?

20. Если бы ты мог проснуться завтра с суперсилой, какую суперсилу ты хотел бы иметь?

21. Если бы могли исполниться три любых твоих желания, какими бы они были?

22. Если бы вся твоя одежда была только одного цвета, какой цвет ты бы выбрал?

23. Если бы ты мог изменить обеденное меню в школе/дома, что бы ты изменил?

24. Какая твоя самая большая мечта?

25. Что тебя больше всего беспокоит? (О чем твоя самая сильная тревога?)

26. Если бы ты мог изменить свое имя, стал бы ты это делать и какое имя выбрал?

27. Чем ты гордишься в своей жизни больше всего?

28. Какое твое самое любимое место?

29. Существует ли что-то, что ты никогда и не подумал бы мне рассказывать, но, может быть, хочешь рассказать сейчас?

30. Существует ли что-то, о чем ты всегда хотел спросить меня, но не делал этого раньше? Хочешь спросить меня сейчас?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Десять вопросов, которые помогут вам поддержать разговор с ребенком

1. Что еще ты можешь рассказать мне об этом?

2. Да ты что! Расскажи мне об этом подробнее?

3. Серьезно? А потом что случилось?

4. Интересно. Можешь рассказать мне об этом побольше?

5. Что ты думаешь (или чувствуешь) по поводу того, что случилось?

6. И поэтому ты подумал…?

7. А что ты планируешь делать теперь?

8. Понимаю. Какой твой следующий шаг?

9. Ну и как ты к этому отнесся?

10. Мне нравится слушать тебя. Можем ли мы больше поговорить в следующий раз?

P.S. А как бы вы ответили на вопрос № 21?

О чем говорить с маленьким ребенком? Полезные темы для бесед

Как только женщина узнала, что внутри нее зародилась крошечная жизнь, она может быть уверена в том, что этот маленький человечек все чувствует и понимает. Это значит, что на протяжении всего срока беременности маме необходимо разговаривать со своим будущим ребенком.

Новорожденные малыши и детки до года также остро нуждаются в общении с родителями. И пусть пока ваши беседы больше напоминают монолог, знайте: вас слышат и понимают.

Но когда ребенку 1−3 года — перед вами настоящий собеседник. И неважно, говорит малыш 5−10 слов или уже изъясняется короткими предложениями. Ребёнок с удовольствием выслушает все то, о чем поведают ему родные и близкие.

Темы для разговоров с детьми — повсюду. Но не забывайте, что содержание ваших рассказов должно излагаться на понятном для малыша языке. Вот несколько примеров.

Каждому человеку приятно слышать о себе хорошие слова. Для детей это особенно важно. Расскажите ребенку историю о том, как он рос в мамином животике и как пришел в этот мир. Проговаривайте дату рождения, описывайте время года, в которое родился ребенок, погоду в день его рождения. Вспомните выписку из роддома, встречу с родными, первое купание. Расскажите, как были рады появлению на свет малыша вы и близкие люди. Здорово, если вместе с ребенком вы создадите альбом с фотографиями и видеоархив, который будет наполняться по мере взросления малыша. Сопровождая рассказ демонстрацией фото, вы сделаете историю более яркой и наглядной.

Наполняйте жизнь малыша интересными событиями. Покормите бездомную кошку, прокатитесь вместе на горке, устройте праздник с переодеваниями А потом вместе вспоминайте эти моменты. Обсуждайте не просто событие, но и детали: чем кормили кошку, какого цвета была горка, кто надел папину шляпу. В ходе таких бесед-воспоминаний вы обнаружите удивительную способность малыша запоминать не только событие, место, героев, но и различные детали, о которых, возможно, забыли вы сами.

Читайте так же:  Очищающие кремы – что это и как правильно ими пользоваться

Рассказывайте ребенку о родственниках: бабушках, дедушках, тетях, дядях, братьях и сестрах. Называйте их по именам, показывайте фотографии. Вспоминайте моменты встреч с близкими людьми. Старайтесь в момент повествования истории о событии или человеке отметить его какой-либо отличительной особенностью. Например: «Ты помнишь, у тети Наташи дома живет большой попугай?» или «Когда мы ехали в гости к бабушке, то купили торт, который ты сам выбрал».

Ребенку в возрасте 2−4 лет будет интересно узнать о том периоде жизни родителей, когда они еще сами были детьми. Расскажите о своих первых игрушках, ушибленных коленках, первом самостоятельном походе в магазин за хлебом. Поведайте ребенку о том, что вам нравилось и не нравилось в детстве: нелюбовь к манной каше, радость от бега по лужам Рассказав ребёнку о своих достижениях, слабостях или страхах, вы откроетесь для него с другой стороны. Подобные откровения дают понять вашему малышу, что вы понимаете и принимаете его чувства и желания.

Если у вас дома есть домашнее животное, наверняка ребенок уже успел к нему привязаться. Поэтому рассказ о том, как и при каких обстоятельствах кошка/собака/черепаха стали членами вашей семьи, будет очень интересен малышу. Если есть фотографии домашнего питомца того времени, обязательно покажите их.

Впоследствии у ребенка появятся свои любимые истории и темы для разговоров. Скорее всего, вы неоднократно услышите просьбу: «Мама, расскажи, как я родилась» или «Папа, расскажи про свой первый велосипед». Такие беседы могут проходить в любой обстановке и в любое время, когда ребенок настроен вас слышать и слушать. Они помогут вашему малышу узнать и запомнить о себе и своих близких много интересного и полезного.

Как и о чем говорить с ребенком

У Чехова есть рассказ на тему общения с ребенком. Называется «Дома». Про прокурора окружного суда и его семилетнего сына Сережу. Как-то вечером, когда прокурор приходит с работы, гувернантка ему рассказывает, что Сережа лазил в отцовский стол, брал табак и курил. В воспитательных целях прокурор долго всеми способами пытается донести до сына, как это плохо для здоровья, какие могут быть последствия от лазанья в чужой стол и что такое собственность – все впустую. Заканчивается дело тем, что прокурор рассказывает сыну сказку про царевича, который курил-курил и умер от чахотки. И этим пронимает сына. Потрясенный Сережа обещает больше не курить.

Подход к человеку всегда можно найти – было бы желание. Как правило, ребенок открыт для общения. У него в запасе всегда есть анекдот про француза, немца и русского, которые летят в самолете. Этот бесконечный, как «Сага о Форсайтах», анекдот он может пересказывать сколько угодно раз, не меняя в нем ни единого слова. Пока мама вечером не отправит его к папе, спровоцировав спор на тему, кто сильнее устал – папа на работе или мама – сначала тоже на работе­, а потом весь вечер один на один с ребенком, французом, немцем и русским. Как бы ни утомляла родителей эта болтовня, ребенка­ нельзя выключить. К его щебету нужно привыкнуть, в идеале – научиться получать от него удовольствие. Не только детям, людям в принципе важно уметь разговаривать – выражать свои мысли и чувства. Причем чувства даже важнее. Возможно, в этом секрет семейного счастья.

Отдельная история – дети-интроверты. В этом нет ничего плохого. Просто с таким ребенком будет труднее. Никогда не знаешь, что у него на душе. Доволен он? Недоволен? И если не доволен, то чем? Не легче приходится родителям-интровертам, которым сложно разговаривать с детьми. Время от времени на родительских форумах появляются посты вроде: «Мне логопед сказал, что с ребенком нужно разговаривать, а я не могу. Я вообще не очень разговорчивая». Тут надо суметь через себя переступить. Особенно, если ребенок не ходит в детский сад. Домашнее воспитание подразу­мевает, что ребенок познает мир через маму, бабушку или няню, которая с ним сидит. Это большая ответственность, и следует понимать, что с ребенком нужно говорить, и много. Речь – это высшая психофункция. Наш мир устроен так, что мы общаемся с помощью языка – формулируем мысли, передаем эмоции. А это не так просто, как кажется на первый взгляд.

Не дрессируйте

Разговаривая с ребенком, не нужно разыгрывать из себя учителя с большой буквы. Наступите на горло своей педагогической песне. Ребенок – такая же личность, как и вы. Только у него меньше жизненного опыта. И в этом большой плюс. Ни один взрослый человек не будет вас слушать с таким вниманием. Так что постарайтесь быть интересным собеседником.

Дайте пример

Взрослый человек иногда не может выразить, что он чувствует, а ребенку сделать это в миллион раз сложнее. Так что ваш вопрос «ты что, не мог сказать?» – риторический. Не мог. Ребенка нужно учить говорить. В три года он вряд ли сможет сам выяснить, где в кафе туалет или спросить у продавщицы в ларьке, сколько стоит мороженое. Ему нужно дать готовую речевую модель и возможность, если что, спрятаться за вашу красивую юбку: «Подойди и скажи: “Сколько у вас стоит эскимо?” Или, хочешь, в этот раз спрошу я, а ты посмотришь – и спросишь в следующий?» Главное, не давить, оставить пути отступления.

Найдите тему

Как ни странно, вопросы из серии «Какое на завтра домашнее задание?» или «Где ты испачкал куртку?» не очень располагают к беседе. Есть список более дружественных тем:

  • Как прошел день?
  • Что было интересного?
  • Что делали на перемене?
  • Чем кормили на завтрак?
  • Во что играли? Научишь? Объясни правила.
  • С кем ты подружился?

Помолчите

У ребенка есть право на молчание. Его нужно уважать.

Развлекайтесь вместе

Очень сближают общие впечатления от похода на футбол, к зубному врачу или в гости к бабушке. Речевые конструкции типа «А ты помнишь, как. » и «А ты видел, как она. » помогают наладить контакт даже с посторонними людьми.

Cоздайте ритуал

Совсем не обязательно разговаривать с ребенком 24 часа в сутки с перерывом на сон и еду. Выматывает именно размазанное действие. В целях сохранения энергии отведите для задушевных разговоров определенное время и место. Например, 15 минут по дороге в детский сад или школу. Или полчаса в детской перед сном. Каждый день, с выключенным телефоном. Можно еще по голове его погладить.

Не копируйте его сленг

Читайте так же:  Как цвет в интерьере влияет на самочувствие

В отличие от маленьких детей, которые видят во взрослых образец для подражания, подростки хотят дифференцироваться от нас. Не надо пытаться говорить на их языке и играть в подружки. Это будет расценено как захват территории.

Играем драму

Общаясь с детьми, мы часто используем метод, который в психологии называется «монодрамой». Когда ребенок выбирает себе игрушку, которая будет в игре «им», а папа или мама с помощью других игрушек исполняют все остальные роли. Можно просто играть во что угодно. Можно разыгрывать разные поучительные ситуации. Например, «Как я отнял машинку у Саши и почему так не надо делать».

Тутта Ларсен, теле- и радиоведущая, сыновья Лука (14 лет) и Иван (4 года), дочь Марфа (9 лет)

Ксения Кесоян, сыновья Лева (18 лет), Давид (11 лет)

Когда Лева был маленький, он любой диалог начинал словами: «Давай я тебе смешное расскажу». Потом следовал рассказ о чем угодно, но обязательно, чтобы в конце все смеялись. Собственно, он об этом сразу предупреждал. И мы умилялись и хвалили: «Молодец какой – такая смешная история! Ахаха». Если сегодня я задам Леве вопрос «как дела в школе?», то, скорее всего, услышу в ответ «нормально». Чем больше вопросов на тему учебы, тем более формальным и жестким становится разговор. Когда мне хочется полноценного общения, я могу намекнуть: «Вот в одном блоге составили топ лучших рок-баллад всех времен и народов, и там, представляешь, вообще нет ни одной композиции Led Zeppelin». И следующий час-полтора мы будем оживленно болтать. Причем говорить будет Лева, а я буду заниматься тем, что на языке фанатов «Теории большого взрыва» называется «эмпатическое слушание». Чтобы разговорить младшего Давида, нужно спросить «Как думаешь, умеет ли Кирилл крафтить торт?» и потом долго слушать, что они ели в детском саду, кто заболел, кто новенький. И, главное, я пойму, что все нормально – они довольны жизнью.

Я расскажу тебе сказку

Сторителлинг (storytelling) – это театральный жанр, буквально «рассказывание историй». Вообще-то это гораздо сложнее, чем читать вслух книгу, но и гораздо интереснее. Особенно, если рассказчик делает это неформально и адресно, вовлекая в процесс слушателей. Попробуйте так: Вы сочиняете сказку до какого-то момента, ребенок повторяет за вами последнюю фразу и сам продолжает дальше. «И вот пошел Ваня куда глаза глядят». Этим можно за­ниматься всей семьей – например, когда сидите в машине в страшной пробке. Все лучше, чем ругаться.

Анна Ильина, дочь Соня (9 лет)

В нашей семье последние лет 200 рождаются только девочки и только разговорчивые. Это не проблема. Это традиция. Несколько поколений родителей пытались нейтрализовать эту болтливость или хотя бы обернуть ее себе на пользу. Пока я что-то говорила, все равно что, лишь бы был звук, моя мама могла спокойно заниматься домашними делами. Все шкоды – перевернутые чайники и разбитые вазы – я совершала в тишине. Поэтому маму мое звучание устраивало. А на случай, когда нужно было меня оперативно заткнуть на несколько минут, чтобы позвонить, например, по телефону, мама пользовалась простым приемом. Она усаживала меня на табурет и велела сложить «губки бантиком» и сидеть так минуту. Потому что тогда у меня когда-нибудь образуется красивый рот. Вырос рот как рот, но прием хороший – я его уже проверила на своей дочери.

Оксана Иоффе, дочь Ирина (14 лет), сын Андрей (9 лет)

О чем говорить с ребенком

by Анастасия

Ноя 29, 2012, 20:14 3.4k Views

Еще совсем недавно Вы учили своего ребенка говорить , и радовались каждому новому слову. Но время летит незаметно, и вот уже Вы с удивлением обнаруживаете, что можете говорить со своим малышом на любые темы . В 4-5 лет детки уже способны анализировать ситуацию, и зачастую имеют свое мнение на любой счет! Особо разговорчивые комментируют все, что видят, а молчуны просто наблюдают за тем, что происходит в окружающем мире. Но и те, и другие, делятся своими эмоциями и переживаниями с самыми близкими и родными людьми – мамой и папой.

Как отвечать на детские вопросы?

С самого рождения очень важно вести разговор с ребенком. С первых дней жизни малыша, Ваш голос успокаивает кроху, и дает ему чувство защищенности. Потом этот же любимый и родной голос помогает назвать все окружающие предметы, все, что кроха видит, и что он чувствует. Поэтому когда ребенок растет, именно Вы становитесь тем человеком, которому он верит безоговорочно. Все, что Вы произносите, ребенок воспринимает как истину. Тщательно следите за тем, что Вы говорите. Ведь именно от Вас зависит то, каким этот мир будет в глазах Вашего малыша. Ответ на вопрос, о чем можно говорить с ребенком, прост – обо всем. Гораздо сложнее понять, о чем нужно и важно говорить. Также важно, чтобы ответы на детские вопросы содержали необходимый минимум информации.

Самое важное, показать крохе, что Вы его любите, что в любой ситуации он может рассчитывать на Вашу помощь. Никогда не ругайте ребенка по пустякам, не кричите, и тем более не бейте его. Как можно чаще обнимайте малыша и говорите о своих чувствах. О том, как сильно Вы его любите, как для Вас важно, чтобы он был здоров, как Вы гордитесь, когда у него что-то хорошо получается и как Вы счастливы уже просто потому, что он у Вас есть. Если ребенок будет всегда об этом помнить, он никогда не будет злиться, если Вы запретите ему скушать лишнюю шоколадку, или не позволите бегать по лужам. Ведь Вы просто хотите сохранить его здоровье. Так говорите об этом!

Кроме любви существует и уважение. Нельзя обижать других детей. И не потому, что они могут дать сдачи, а потому что их нужно уважать. Нельзя выбрасывать хлеб. Не потому, что «это некрасиво». Просто нужно уважать труд других людей. Перед тем, как зайти в комнату родителей, нужно постучать. Ведь это их пространство, которое нужно уважать. Сами также всегда уважайте честь и достоинство своего ребенка, и всегда цените все, что он для Вас делает.

Никогда не пытайтесь скрыть свои чувства от малыша. Если он Вас обижает, объясните ему, как Вам больно. Если Вы злитесь, конечно, нужно контролировать себя, но нужно обязательно дать ребенку понять, что Вы очень недовольны его поведением. Если Вы устали, и хотите, чтобы Вас просто оставили ненадолго в покое, попросите кроху Вас пожалеть и дать Вам полчаса передохнуть. Не отталкивайте малыша со словами «отстань от меня». Если Вы были на работе весь день, то вечером не забудьте сказать Вашему ребенку, как сильно Вы скучали. Вы ведь действительно думали о нем много раз. Не стесняйтесь говорить о своих чувствах. Тогда и малыш будет с Вами открыт.

Читайте так же:  Хвойные ванны и ее секреты

Как бы Вы ни любили своего малыша, но он должен понимать, что в мире позволено не все. И чем раньше ребенок это поймет, тем проще для него. Это не означает, что Вы должны без капли сомнения отказывать ему во всем. Наоборот, хорошенько подумайте, прежде чем отказать. Действительно ли нужно отказывать ребенку, когда он просит с ним поиграть? Так ли Вы устали на работе? А может, просто Вы ленитесь? Тогда «нет» нужно сказать себе. Но часто ребенок действительно просит то, что вредно или Вы просто не можете ему дать. Целый день есть конфеты нельзя, даже если малыш плачет и просит. Сначала спокойно и доходчиво объясните, как вредно это для зубов, а потом смело и безоговорочно говорите «нет». Покупать много новых игрушек Вы тоже не можете. Объясните ребенку, что на те деньги, которые Вы зарабатываете, Вы покупаете еду, одежду, зубную пасту, шампунь, и еще много всего. Поэтому Вы не можете покупать много дорогих игрушек. Если ребенок поймет, что Вы готовы сделать для него все, что можете, то отказы уже не будут казаться таким обидными. Тем более, если он будет уверен, что отказав раз, Вы не измените своего решения.

Вы должны не только заниматься воспитанием ребенка, но также и его образованием. Даже посещая садик, или детские кружки, многое со своим ребенком Вы должны освоить сами. Когда ходите гулять, старайтесь чередовать посещение игровых площадок с походами в парк или лес. Во время таких спокойных прогулок у Вас появится время что-нибудь рассказать или научить ребенка чему-нибудь полезному. Так, например, каждый раз, гуляя в парке, повторяйте один и тот же стишок, и скоро Вы увидите, как ребенок будет рассказывать его вместе с Вами. Точно также можно выучить и счет, и иностранные слова. Просто описывайте все, что видите, и малыш с удовольствием будет с Вами играть и учиться. Можете даже тихонько описывать людей, которых встречаете. Пытаться угадать, в каком они настроении. Ребенок вырастет хорошим психологом, и будет хорошо понимать эмоции людей по выражениям их лиц. Или, например, играть в слова, по очереди называя слова на одну букву. В общем, можно делать все, что Вам обоим интересно, и на что способна Ваша фантазия.

На игровой площадке уже стишок не поучишь, но зато там у ребенка есть возможность общаться с другими детками. Это очень полезно, так как у детей развиваются социальные навыки. Так помогите ребенку в этом. После каждого похода на площадку говорите с ребенком о его друзьях, кто как был одет, аккуратно или не аккуратно, кто как себя вел. Тогда общение с ребенком будет более полезным. И Ваш малыш сможет сделать выводы о том, что хорошо, а что плохо.

Детские вопросы родителям

Как бы Вы не оберегали своего малыша, ему все же приходится сталкиваться с реалиями окружающего мира. Поэтому Вы должны дать ответы на вопросы ребенка, почему люди иногда ругаются, почему плачут, почему люди болеют и должны лежать в больнице, почему у метро стоит бабушка с протянутой рукой, почему нельзя разговаривать с чужими и многое другое. Конечно, нужно стараться преподносить все более позитивно, но важно, чтобы ребенок воспринимал мир таким, каким он есть. Даже если Вы будете избегать подобных тем, ребенок сам начнет Вас спрашивать, так что будьте готовы ответить на подобные вопросы.

Не забывайте и о том прекрасном, что есть в этом мире. Ведь нужно уметь наслаждаться красотой природы, закатом, золотыми осенними листьями и первыми весенними цветами. И если Вы хотя бы иногда перед сном будете выглядывать в окошко и смотреть вместе на звездное небо, то может однажды уже взрослым Ваш сын или дочь также посмотрит на звездное небо и наберет Ваш мобильный.

Рассказывайте малышу о том, какая большая и дружная семья у него есть. Обязательно помогайте Вашему ребенку общаться с близкими людьми. Если Вы звоните родителям, дайте трубку и малышу, чтобы он мог поздороваться с бабушкой и дедушкой. Если у Ваших братьев или сестер есть дети, также обязательно организовывайте встречи. Даже если у Вас самих несколько детей, и они играются вместе, ощущение большой семьи очень важно. Собирайтесь по праздникам за большим столом, эти воспоминания останутся у детей на всю их жизнь. И в будущем они будут настроены создать такую же большую и крепкую семью.

О чем говорить с ребенком

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Говорите с ребенком обо всем, что для Вас важно. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, что Вы любите. Если Вам нравится готовить, делайте это вместе с ребенком. Если Вы любите кататься на лыжах, когда ребенок подрос, вперед! Покоряйте снежные склоны вместе. Если Вы хорошо плаваете, научите и малыша. Если Вы свободно говорите на нескольких иностранных языках, разговаривайте с ребенком. Ему непременно будет интересно все, что интересно Вам. Ведь малыш копирует все, что Вы делаете. Так пускай он возьмет все самое лучшее, что есть в Вас.

Не забывайте разговаривать с ребенком о том, что интересно ему. Обязательно смотрите вместе его любимые мультфильмы. Если Вашему малышу 3 года, Вы просто обязаны знать имена всех друзей Лунтика! Когда ребенок подрастет, постарайтесь определить какие виды спорта ему нравятся, какие способности у него есть – может он хорошо танцует, или поет, или считает все, что видит, или с легкостью может запомнить длинный стих, или с удовольствием занимается гимнастикой. Ведь сознание малыша – это целая вселенная. И может Ваш ребенок сможет Вас чему-нибудь научить. Может быть, Вы всю жизнь ждали его появления, чтобы начать кататься на роликах! Или занимаясь с ребенком его любимым рисованием вдруг обнаружите, что и в Вас проснулся художник! Так что будьте готовы к тому, что не только Вы будете учить и воспитывать малыша, но и он Вас. Приятного Вам общения и занимательных бесед!

О чем поговорить с ребенком
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here